ПК 4.4. Педагогические разработки
статья по теме


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Черепко Анна Павловна

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

«   » _______________ 2016 года

с оценкой____________________

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс 2, группа 23

Руководитель: Мухина И.Г.

Челябинск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

5

1.1.Определение сущности понятий «игра», «игровые технологии» и их роли в учебном процессе

1.2.Виды игровых технологий на уроках истории

5

9

1.3.Значение использования игровых технологий при изучении истории на начальном этапе обучения

15

Выводы по I главе

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

21


ВВЕДЕНИЕ

Иоганн Фридрих Шиллер, немецкий поэт и философ, говорил: «В игре детей есть часто смысл глубокий». И это действительно так, игра – основная форма деятельности младших школьников, и именно играя они познают мир, и познают его так, как им, прежде всего, комфортно и интересно, и поэтому актуальность данной темы заключается в использовании современных игровых технологий в процессе обучения младших школьников на уроках истории  с целью повышения уровня и качества современного образовательного процесса. В современной начальной школе возникает насущная потребность в активных формах обучения. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания истории, относятся игровые технологии. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение и компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Игровые технологии на уроках истории в начальной школе». Целью данного исследования является изучение и анализ использования игровых технологий в начальных классах на уроках истории. 

При работе над темой были определены следующие задачи:                

1.определить понятия «игра» и «игровые технологии»;                          

2.рассмотреть историю развития игровых технологий на уроках истории в начальных классах;                                                                                              

3.рассмотреть классификацию игровых технологий;                                      

4.выявить общее значение использования игровых технологий в начальных классах на уроках истории.

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:                                                                           1.отбор и чтение методической литературы;                                                        2.анализ и сравнение точек зрения ученых;                                           3.систематизация материала;                                                                           4.обобщение материала;                                                                                           5.вывод по теме исследования.

Глава 1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Определение сущности понятий «игра», «игровые технологии» и их роли в учебном процессе

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Ещё в древних Афинах (VIIV века до н. э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования. Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры — манёвры, штабные учения, разыгрывание «боев». В X веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды). В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Томмазо Кампанелла и Франсуа Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. В XVXVII веках Ян Амос Каменский (1592—1670) призывал все «школы-каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Всякая школа, по его мнению, может стать универсальной игрой и надо все осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом в школе детства, отрочества, юности и т. д. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Жан-Жак Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества. Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.

Особую роль в современном становлении игрового обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, опиравшегося в первую очередь на использование деловых игр, которые послужили основой развития большой группы методов обучения, получивших название методов активного обучения. Теоретически их использование было обосновано в ряде концепций, в первую очередь в теории активного обучения. Первая деловая игра была разработана и проведена М.М. Бирштейн в СССР в 1932 году. Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Однако в 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений — они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 1960-х годах, после того как появились первые деловые игры в США. Сегодня в России, в США, в других развитых странах нет такого учебного заведения, в котором не использовались бы деловые игры или игровые методы обучения.[7]

Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. По мнению С.К. Селевко педагогические игры выполняют три основные функции: инструментальная функция состоит в формировании у школьников определенных навыков и умений; гностическая функция предусматривает формирование знаний и целенаправленное развитие мышления учащихся; социально-психологическая функция направлена прежде всего на развитие коммуникативных навыков.[5] Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3. учебный материал используется в качестве ее средства;

4.в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

5.успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• в качестве элементов более обширной технологии;

• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

• в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем истории и прочих школьных предметов функций и классификации педагогических игр.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в ходе которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе, как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).[6]

В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям, например работы А.Б. Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А.В. Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А. Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».

1.2. Виды игровых технологий на уроках истории

Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: 

1.целеполагания;

2.планирования;

3.реализации цели;

4.анализа результатов.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации. В структуру игры как процесса входят:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средства реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, - -условными;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Существует огромное множество игр, и сложность их классификации заключается в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае – для анализа функционирования системы, в другом – для обучения учащихся, в третьем – в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом – для развлечения и т.д.

      По месту проведения игры делятся на:

По времени проведения:

  • зимние;
  • весенние;
  • летние;
  • осенние.

По объему времени:

- длительные,

- временные,

- кратковременные,

- игры-минутки.

        При организации и проведении игры необходимо стремиться к максимальной концентрации во времени, так как при значительных перерывах ученики теряют нить игры, эмоциональный настрой, забывают правила.

     Игры классифицируются по возрастному составу:

  • малыши (младенцы, дошкольники);
  • младшего школьного возраста;
  • среднего школьного возраста;
  • старшего школьного возраста;
  • игры взрослых людей.

         В младшем школьном возрасте преобладают сюжетно-ролевые и подвижные игры, так как для младшего школьника сюжетная игра выступает более лёгким видом деятельности, потому что  в ней нет строго закреплённых правил, которые связывают свободу действия, нет чётких обязательств по отношению к партнёрам. Игровые действия ребят носят развернутый характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). Подвижные же игры дают детскому организму выплеснуть свою избыточную энергию.
                 Также существует классификация игр
по количеству участников:

  • одиночная – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения, поставленной ими искомой целью;
  • индивидуальная – игра одного человека с самим собой, а также с различными предметами и знаками;
  • парная – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества;
  • групповая – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель;
  • командная (коллективная) – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников;
  • массовая – тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

        Если игра групповая или коллективная, необходимо знать каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т. п.

      По степени регулирования и управления игры делятся на:

  • предложенные;
  • организованные взрослыми или школьником-инструктором;
  • стихийные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей.

      По игровой среде и наличию аксессуаров игры классифицируются на:

  • игры без предметов;
  • игры с предметами;
  • игры с ТСО;
  • игры с различными средствами передвижения;
  • компьютерные игры;
  • игры-автоматы;
  • игры-аттракционы и др.

      По характеру педагогического процесса игры бывают:

  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

      По виду деятельности:

  • физические: соревнования, состязания, эстафеты и т.д.;
  • интеллектуально-творческие;
  • трудовые;
  • социальные;
  • психологические.

      По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.[5]

      По характеру игровой методики:

1. Дидактические

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Дидактические игры берут на себя познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития ребёнка. Они развивают умение оперировать как предметами, так и понятиями. Данный класс игр помогает ребёнку в развитии интеллектуальных способностей, памяти, мышления, сообразительности.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные
требования к организации дидактических игр:

  • игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта,
  • игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей,
  • игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр:
         1) Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
         2)Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.
         3) Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

2. Деловые
   Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования УУД, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:

  • моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
  • поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
  • наличие конфликтных ситуаций;
  • обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
  • использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
  • контроль игрового времени;
  • элементы состязательности.

3.Ролевые
Ролевая игра - художественно - образное отражение реальных взаимодействий в определенной сфере деятельности. Участникам задаются роли (характеры и личностные особенности) и определенные ситуации.
В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.
Ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на
3 группы:

имитационные  - направленные на имитацию определённого профессионального действия. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержание, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов;

ситуационные  -  связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации. В сюжетно-ролевых играх необходимым элементом служит воображаемая ситуация и наличие роли, в которую нужно войти ребёнку для достижения цели. Эти игры, давая богатую пищу воображению, позволяют обучаемому углублять и закреплять ценные качества личности, осваивать правила отношений между людьми, укреплять моральное здоровье;

условные  -  посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и  т. д.;

адаптационные игры - это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Характерно отсутствие определенной структуры, установленного порядка действий, плана. Такая игра предполагает господство импровизации.

Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения.

1.3. Значение использования игровых технологий при изучении истории на начальном этапе обучения

По мнению С.А. Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

•функция социализации. «Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.»;

•функция межнациональной коммуникации. «Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны»;

•функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». «Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.»;

•коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций;

•диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя;

• терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении. «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту»;

• Функция коррекции — есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко;

• Развлекательная функция -одна из основных  функций игры .[4]

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

• дидактическим целям;

• организационной структуре;

• возрастным возможностям их использования;

• специфике содержания. [4]

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения школьным предметам, в том числе истории, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.

Результативность педагогических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.[2]

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Познавательные интересы - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности: побуждает ученика к самостоятельной деятельности, влияет на укрепление интереса, должно происходить в доступной для них форме. Уроки, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации, значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик выступает в качестве полноправного участника познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их, играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Таким образом, подводя итог, следует отметить, что игровые технологии крайне необходимо использовать в образовательном процессе начальной школы в общем, и на уроках истории в частности. [1]

Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра — деятельность именно дошкольного возраста. В. Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления…». Другими словами, потребность в игре сохраняется, нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.

В силу некоторых причин, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

Дидактическая игра и игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.

Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Несомненно стоит  уважительно относиться к игровым методикам как части дидактической науки и обучающих технологий. Объединяя опыт ученых различных отраслей знаний, учитывая и положительные и отрицательные результаты научных исследований, мы сосредоточили свое внимание на использовании  игровых методик в таком учебном предмете общеобразовательной школы, как история.[6]

Выводы по I главе

В параграфе 1.1.  мы рассмотрели  понятия «игра» и  «игровые педагогические технологии» ,  а также  историю развития игровых технологий, и сделали вывод, что игра – это основная форма деятельности младшего школьника, и игнорировать её ни в коем случае нельзя.

В параграфе 1.2. нами были рассмотрены различные классификации игровых технологий, дидактические, деловые и ролевые игры. Рассмотрев различные виды игр, мы сделали вывод: в младшем школьном возрасте преобладают сюжетно-ролевые и подвижные игры, так как для младшего школьника сюжетная игра выступает более лёгким видом деятельности, потому что  в ней нет строго закреплённых правил, которые связывают свободу действия, нет чётких обязательств по отношению к партнёрам.

В параграфе 1.3. мы рассмотрели  значение и роль использования игровых технологий в начальной школе на уроках истории в XXI веке и сделали вывод: место и роль игровой технологии в учебном процессе,  сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе мы рассмотрели психолого  –  педагогические особенности игровых технологий, их классификацию и то, какое значение на сегодняшний день они имеют на уроках истории в начальной школе.

Игра – основная форма деятельности детей младшего школьного возраста, и исходя из этого можно сделать вывод – процесс понимания и запоминания материала в процессе игры проходит гораздо быстрее и качественнее, нежели на уроках, проведенных в стандартной форме.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд, и именно поэтому в начальной школе не следует пренебрегать игровыми методами обучения детей.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.

Результативность педагогических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Таким образом, мы раскрыли важность игровых технологий в образовательном процессе, их основные функции, а также классификацию педагогических игр.

В курсовой работе мы планируем рассмотреть различные методы организации дидактических игр на уроках истории в начальной школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008.
  2. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина.
  3. Педагогическое общество России, 2008. – 128 с. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе.
  4. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  6. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуальность данной темы заключается в определении эффективности использования современных игровых технологий в процессе обучения младших школьников на уроках истории с целью повышения уровня и качества современного образовательного процесса. Проблемой исследования занимаются Г.К.Селевко, С.А.Шмаков, В.В.Москвичев и другие.

Слайд 2

Тема исследования «Игровые технологии на уроках истории в начальной школе»

Слайд 3

Цель исследования: использование игровых технологий в начальных классах на уроках истории. Задачи исследования: определить понятия «игра» и «игровые технологии»; рассмотреть историю развития игр и игровых технологий на уроках истории в начальной школе; рассмотреть классификацию игровых технологий; выявить общее значение использования игровых технологий в начальных классах на уроках истории.

Слайд 4

Методы теоретического исследования: отбор и чтение методической литературы; анализ и сравнение точек зрения ученых; обобщение материала; вывод по теме исследования; систематизация материала.

Слайд 5

Глава 1. Игровые технологии на уроках истории в начальной школе Изучены и освещены вопросы: определение сущности понятий «игра», «игровые технологии» и их роли в учебном процессе; виды игровых технологий на уроках истории; значение использования игровых технологий при изучении истории на начальном этапе обучения.

Слайд 6

Основные понятия темы исследования: Игра -один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей. Рассмотрены точки зрения Л. С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина , Коджаспировой Г.М. и др.

Слайд 7

Основные понятия темы исследования: Игровые педагогические технологии - обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который в свою очередь обоснован, выделен в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью. Рассмотрены точки зрения Л. С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина , Коджаспировой Г.М. и др.

Слайд 8

«В игре детей есть часто смысл глубокий» И.Ф. Шиллер

Слайд 9

Обучение в Древности

Слайд 10

Функции игры инструментальная функция; гностическая функция; социально-психологическая функция.

Слайд 11

Основные направления реализации игровых приемов: 1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 2. учебная деятельность подчиняется правилам игры; 3. учебный материал используется в качестве ее средства; 4.в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; 5.успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Слайд 12

Этапы игры: этап целеполагания; этап планирования; этап реализации цели; этап анализа результатов.

Слайд 16

В перспективе мы планируем рассмотреть различные методы организации дидактических игр на уроках истории в начальной школе.

Слайд 17

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы



Предварительный просмотр:

Выступление по итогам обобщения педагогического опыта образовательного учреждения МОУ СОШ №3

Полное наименование в соответствии с Уставом:  «Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3″.

Сокращённое наименование объекта: МОУ СОШ №3

Время введения в эксплуатацию объекта: 1967 год

Местоположение: г. Кыштым, Челябинская область, улица Садовая, 19

Открылась школа № 3 еще в 1911 году. Тогда это была трехлетняя мужская школа. Последующая биография включает в себя еще ряд знаменательных дат. С 1917 года она становится смешанной. До 1939-го оставалась только начальной, позднее стала семилетней. В 1956 году на ее базе создана средняя школа. И, наконец, первого сентября 1968 года школа № 3 вместе с началом учебного года отпраздновала и новоселье, которое стало точкой отсчета в ее новой истории.

Школьное методическое объединение (ШМО) является структурным подразделением  методической службы образовательного учреждения, объединяющим учителей по предметам, образовательным областям и т.д. Цель деятельности ШМО – создание условий для творческой работы учителей над повышением уровня профессиональной квалификации, гарантирующих качественное обучение.

Основные направления деятельности ШМО в МОУ СОШ №3:

1.Изучение нормативной методической документации по вопросам образования;

2.Организация работы педагогических работников по изучению новых образовательных стандартов по предметам;

3.Диагностика затруднений учителей, классных руководителей и выбор форм повышения квалификации на основе анализа потребностей;

4.Планирование и анализ деятельности;

5.Совершенствование содержания образования, участие в создании вариативной части учебного плана;

6.Изучение, обобщение, пропаганда педагогического опыта, создание банка данных педагогического опыта;

7.Участие в аттестации педагогических работников;

8.Совершенствование педагогического мастерства учителей, классных руководителей;

9.Руководство работы школы молодого педагога, педагогической мастерской, временными творческими коллективами учителей.

        

В методической работе МОУ СОШ №3 используются следующие основные формы:

1.Коллективные:

- методические семинары;

- методические недели;

- научно – практические конференции;

- педагогические чтения;

2.Групповые:

- взаимопосещение уроков;

- мастер – классы;

- «круглый стол»;

3.Индивидуальные:

- самообразование;

- самоанализ;

- консультации;

- курсовая переподготовка;

- наставничество.

Условия эффективной работы ШМО:

1.Заинтересованность педагогов в собственном профессиональном росте;

2.Овладение педагогами современными подходами и методами обучения;

3.Обобщение и распространение педагогического опыта;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...