ПК 4.4 Педагогические разработки
статья по теме

Статья по дипломному исследованию «РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ С.Т. ШАЦКОГО ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zaharova_yuliya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

«РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ С.Т. ШАЦКОГО ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

Ю.П. Захарова, руководитель Е.С. Городцова

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

В деятельности учителей зачастую появляется потребность творческого переосмысления мыслей и технологий, разработанных в прошлом. В особенности, увеличивается значимость авторских педагогических идей и концепций, которые выдержали проверку временем, социальными, политическими и экономическими обстоятельствами.

Одним из педагогов, оставивших нам в качестве своего педагогического наследства многочисленные идеи по преобразованию и гуманизации образовательного процесса, является С.Т. Шацкий.

С.Т. Шацкий - это известный отечественный педагог-экспериментатор, автор многих трудов по вопросам воспитания. Качественное своеобразие новой школы С.Т. Шацкий видел в ее стремлении исследовать социальные факторы в воспитательном процессе. «В общем, характеризуя новые направления, мы можем определенно сказать, что переходим от педагогики индивидуальной к педагогике социальной. И это глубоко правильно», - писал С.Т Шацкий [5, c.45].

Анализируя опыт своей работы, С. Т. Шацкий делает вывод: «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство – искусство. Повторяет и приспособляет к жизни, повторяет пройденные этапы человечества – игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования – работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни» [1, с.33]. То есть для того, чтобы в современном мире ребенок всесторонне развивался, нужно включить его в процесс коллективной творческой деятельности, создающей условия для его умственного, социального, эстетического развития.

Эту идею С.Т. Шацкого мы взяли в качестве основополагающей при разработке программы внеурочной деятельности, т.к. она, на наш взгляд, согласуется с целью и задачами Программы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. «Только при условии тесного сотрудничества с населением и общественными организациями школа может эффективно решать воспитательные задачи», - считал С.Т. Шацкий. [2, с.243]. Данный тезис также остается актуальным и получает новое развитие в современных образовательных условиях, поскольку качественная реализация ФГОС невозможна без участия школьников в социальных проектах.

Из нормативных документов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования мы знаем, что «внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся». Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как «деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности в условиях реализации концепции ФГОС». [4]

Модель организации внеурочной деятельности «создает условия для социального, культурного и предпрофессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры». [3, с.142].

Реализация направлений внеурочной деятельности способствует:

  • более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть и реализовать на уроке;
  • развитию у детей интереса к различным видам деятельности;
  • желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время и т.д.;

Очень важна организация коллективного труда, объединяющего интересы школьников, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество и согласование действий в труде, создается атмосфера высокой моральной и материальной ответственности.

На основе идей С.Т. Шацкого мы разработали программу внеурочной деятельности «Волшебная шкатулка». Программа реализует общекультурное направление, вид деятельности младших школьников — художественное творчество.

Целью программы является обеспечение художественно-творческого развития учеников, воспитание творческой индивидуальности ребёнка.

Практико-ориентированная направленность содержания программы «Волшебная шкатулка» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении таких учебных предметов как литературное чтение, технология, изобразительное искусство и позволяет реализовать их в творческой деятельности.

Программа состоит из 4 разделов, каждый раздел несет в себе законченный смысл и готовый продукт. Первый раздел – «Кукольный театр из бумаги в технике «Оригами»», второй раздел – «Постановка театра теней», третий раздел – «Кукольный перчаточный театр», четвертый раздел – «Марионеточный кукольный театр».

Программа обеспечивает включение в процесс внеурочной деятельности различных структурных компонентов личности школьника: интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического, что создает условия для гармоничного развития и укрепления здоровья каждого ученика.

Апробация программы «Волшебная шкатулка» проходила в МБОУ СОШ № 58 г. Челябинска, во 2 А классе. Для участия в апробации были отобраны 12 учащихся.

В ходе апробации программы работа с младшими школьниками проводилась в три этапа:

подготовительный - упражнения, направленные на развитие актерских способностей, использовались на протяжении всего этапа, анализ детьми произведения после предварительного прочтения и просмотра;

основной -  разработка моделей кукол, создание кукол, декораций и реквизита;

итоговый- репетиции спектакля, отработка выразительной речи, выступление.

Ребята, которые посещали занятия, с нетерпением ждали, когда же начнется следующее, ведь для них это было не просто занятие, а способ самовыражения своего собственного «Я» через актерскую игру. Занятия проходили в доброжелательной и творческой обстановке.

За время работы с детьми был поставлен спектакль «Кто сказал Мяу?» и созданы куклы для показа этого спектакля. Итогом данного проекта стали 2 выступления:

1. Перед приглашёнными зрителями 1 класса.

2. перед посетившей нас приглашенной средней и старшей группой детского сада.

Все ребята получили грамоты за проделанную работу и ждут следующей постановки. Всего было проведено 10 занятий по 1 часу. Отчетным продуктом стала съемка спектакля.

На констатирующем и контрольном этапе мы измерили уровень эстетической воспитанности младших школьников, используя диагностическую методику Н.П. Капустиной.

Уровень

 Констатирующий этап

    Контрольный этап

Изменения

Высокий

25%

58,3%

Повысился на 33,3%

Средний

66,6 %

41,6 %

Понизился на 25%

Низкий

8,3%

0%

Понизился на 8,3%

Результаты сравнения, констатирующего и контрольного                                                                                                        Таблица1.1.                 

В результате проведения апробации можно сделать следующий вывод: программа дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир театра, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Отметим, что в коллективе стали происходить изменения в лучшую сторону – дети стали прислушиваться друг к другу, ставить перед собой общие цели, коллектив класса стал сплочение. Поведение некоторых детей положительно удивило, те кто на уроке работали неактивно, были застенчивыми, в постановке спектакля принимали активное участие и отлично справлялись с любой ролью. Организованность и самостоятельность в работе над постановкой сказалась и на дисциплине класса, дети стали более внимательными, быстрее переключались с одного вида деятельности на другой.

Список использованных источников и литературы

1. Морозова Г.Ф. Под редакцией Каирова И.А. , Скаткина Л.Н. , Скаткина М.Н., Шацкой В,Н. ,ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ Москва: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1962. - 501 с.

2 .Шацкий С. Т. (1878-1934), сб под ред. Эпштейна М. С., М., 1935;О Станиславе Теофиловиче Шацком , статьи и воспоминания Энциклопедия - Москва: под ред. . Скаткина Л. Н и . Шацкой В. Н, М., Скаткин Л. Н. 1961. – 989 с.

3.Шацкий, С. Т. Педагогика. Избранные сочинения в 2 т. Том 1 / С. Т. Шацкий. - 2-е изд., стер. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 269 с. - (Антология мысли). - ISBN 978-5-9916-8724-9.

4.Федеральный государственный стандарт начального и общего образования - URL:http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 – 7.12.16.

5.Шацкий, С. Т. Педагогика. Избранные сочинения в 2 т. Том 2 / С. Т. Шацкий. -2-е изд., стер. - М. : Издательсразованию и гуманизации образовательного процесса, является Станислав Теофилович Шацкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...