ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка по теме

Мухаметшина Милена Раифовна

Оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

         Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Мухаметшина Милена Раифовна

Молодежные Общественные Объединения

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

«   » _______________ 2016 года

с оценкой____________________

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс 2, группа 23

Научный руководитель: Гаубец М.Ю,

преподаватель педагогики высшей квалификационной категории

                                                      Челябинск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Молодежные Общественные Объединения

  1. Становление и развитие детских и молодежных объединений
  1. До Пионерский период
  2. Пионерский период

1.2.Детские и молодежный объединения России- рубеж XX-XXI века

1.3. Анализ деятельности Региональная общественная организация «Союз башкирской молодежи» Челябинской области

Выводы по I главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛОССАРИЙ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Детское движение в России имеет вековую историю. Это демократическое по своей природе явление, способствующее самораскрытию и самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует. Быть в окружении своих единомышленников (по спортивным, учебным, творческим интересам), быть понятым и чувствовать, что твое мнение кого-то интересует – все это делает деятельность детских общественных объединений очень привлекательной. Детское движение - это открытый и сложный процесс. Размах детского движения, его развитие являются показателями уровня демократизации общественной жизни в государстве в целом.

Цель детских и молодежных общественных обьединений можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это цель, которую ставят пред собой сами участник и которую можно определить как перспективу интересной жизни. С другой, это – высокая воспитательная цель, определенная для себя организаторами, создавшими детский коллектив. Она состоит в том, чтобы, используя реальные взаимоотношения детей между собой, в семье, с взрослыми, с другими группами общества, государством, представленным, прежде всего школой, с природой, сформировать у детей определенный социальный опыт и готовность его обогащать. Во главе всей ребячьей деятельности находиться игра.

Детские и молодежные общественные объединения - одна из основ формирования демократической культуры общества. В этом смысле они представляют собой социальную систему, основными элементами которой являются люди, их отношения и связи, объединения и совместные проекты.

В период распада СССР исчезли из школ пионерские организации, и довольно долго ребята были предоставлены сами себе. Иногда детей и подростков 90-х г.г. называют «потерянным поколением» и только во второй половине 90-х годов стало возрождаться детское и молодежное общественное  движение, уже в новом качестве, так как жизнь диктовала формирование новых ценностей.

Актуальность нашего исследования обусловлена современным состоянием системы воспитания в современной России, вытекающим из потребности обновления государственных и общественных структур, отвечающих задачам формирования человека - гуманиста, личности, индивидуальности, гражданина-патриота, жителя планеты Земля и осуществляемой в том числе в условиях реализации концепции Федеральных государственных образовательных стандартов. С воспитанием подрастающего поколения тесно связаны  перспективы развития России в 21 веке.

Общественным объединениям детей и молодежи, их истории, анализу опыта работы, разработке основ деятельности в разное время посвятили свои исследования Л.В. Алиева, Н.Ф. Басов, М.В. Богуславский,  А.В. Волохов, Дурова, Н.Г. Емузова, А.Г. Кирпичник, В.А. Кудинов, М.Е. Кульпединова, В.В. Лебединский, Р.А. Литвак,  М.Р. Мирошкина, И.Н. Никитин, М.И. Рожков, Е.Е. Чепурных, В.Е. Черных, Б.Е. Ширвиндт и многие другие ученые и практики.

В детских и молодежных объединениях дети и юношество воспитываются активными гражданами своей страны. Изучение этого опыта на различных исторических этапах и в целом на протяжении истории страны и общества является весьма актуальным.

Цель данного исследования - проанализировать развитие системы детских и молодежных общественных объединений в России.

Предмет исследования - исторический анализ деятельности детских и молодежных общественных объединений.

Объект исследования - процесс становления и развития детского и молодежного движения в России.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

1.  Изучить исторические аспекты процесса становления и развития детских и молодежных общественных объединений;

2. Рассмотреть современное состояние изучаемой проблемы, специфические особенности структуры и типологию детских и молодежных общественных объединений;

3. Проанализировать деятельность общественной организации «Союз башкирской молодежи».

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

- изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

- классификация и систематизация материала;

- обобщение и анализ передового педагогического опыта.

1.1. Исторические аспекты становления и развития детский

и молодежных общественных объединений

Изучение и анализ большого количества материалов по теме нашего исследования позволил выделить основные направления развития детского и молодежного общественного движения

К концу XIX века обозначились, по крайней мере, четыре ведущих направления развития детских и молодежных организаций:

  • религиозные;
  • социал-демократические;
  • скаутские;
  • коммунистические (социалистические).

Начало XX века ознаменовало скачком в развитии Детства, превращением его из объекта взрослых воздействий в самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества. Исследователь Л. В. Алиева пишет, что исторически закономерен подъем детского движения в России.

Изучение опыта детского движения привело к обоснованию этапов его становления и развития.

В основу периодизации детского движения в России исследователями (Т. В. Трухачева, Л. В. Алиева, И. В. Руденко, А. Г. Кирпичник, В. А. Кудинов и др.) положена периодизации истории государства, тех событий его жизни, которые, так или иначе, влияли на развитие детского движения.

Обобщив опыт работы данных исследователей, мы можем выделить следующие вехи в становлении детских и молодежных общественных объединений России:

  • допионерский;
  • пионерский;
  • постпионерский.

Л. В. Алиева дает следующую периодизацию:

I этап: 10-е годы XX века - возникновновение детского движения, как специфической социальной реальности;

2 этап: 20-е – начало 30-х годов XX века – становления детского движения в форме пионерсвта, как нвоого средства воспитания детей;

3 этап: 30-е – 80-е годы XX века – развитие пионерского движения как массовой детской организации, звенка системы коммунистического воспитания подрастающего поколения;

4 этап: 90-е годы XX века – первые десятилетия  XXI века – саморазвитие и саммопределение отечественного детского движения в новых социально-экономических, исторических условиях российского общества.

Автор другой периодизации, М. В. Богуславский, связывает этапы развития детского движения с личностью взрослого-руковдителя, показывая, как меняется образ взрослого в истории детского движения в России – от фантазеров, романтиков к рабочим-производственникам и от них к профессиональным организаторам детского движения, классным руководителям, способным работать с «пионерами».

Рассмотрим краткую характеристику основных периодов развития детского движения в России.

1.1.1. Допионерский период становления

детских общественных объединений

Началом допионерского периода можно считать конец XIX века. Это был период становлений на законодательной основе объединений (обществ либо союзов) самых разных направлений деятельности. В конце XIX начале XX века в России добровольные объединенрия подростков создаются в общеобразовательных учреждениях – школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды. Различные детские группы опявляются в разных городах и называются они по-разноиу: в Ижевске – Дом юного пролетария, в Перми – муравейник и т.д.

Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинга к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном участии многих бывших скаутмастеров.

Развитие детского движения в допионерский период, по мнению Трухачевой Т. В. Характеризиуется следующими признаками:

- выбор группы, как ребенком, так и взрослым;

- выбор целей, задач, законов, обычаев, символов, ритуалов, программ, знаков отличия детьми вместе с взрослыми;

- многочисленность состава групп, разнообразие мест их базирования;

- отсутствие контроля за их деятельностью, со стороны специально созданных для этого органов и отсутствие самх органов;

- добровольность вступления в группу, как взрослого, так и ребенка.

Разнообразие форм, методов работы детских формирований в этот период свидетельствуют о фактах наличия в обществе в 10е – 20е годы уникально социально-педагогического явления, характеризующегося в отличие от школы динамичностью, социальной ориентированностью, новой позицией ребенка и взрослого.

Однако постепенно детское движение в России приобретает политическую напрвленность, сужая рамки движения – от широкого спекрта к единой массвоой организации. И рождается пионерская организация.

Организация пионеров рождается и развивается с начала XX века в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма.

Известно, что уже в конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве. К 1917 году в России было 17 значительных детских организаций.

Мало кому сейчас известно имя Захария Топелиуса - детского финского писателя. В конце XIX - начале XX века он удачно конкурировал со своим знаменитым датским коллегой Гансом Христианом Андерсеном. В своих коротких рассказах Топелиус приучал детей прислушиваться «к двум великим голосам: голосу совести и голосу природы». Впрочем, главное дело писателя — отнюдь не книги.

Эти книги вдохновили многих людей на создание школьных «Майских союзов», где дети соревновались в совершении добра к животным. Так, на Рождество по всей Финляндии дети устраивали «новогодний обед лошадям», в который входили морковь, свежий бисквит, сахар, черный и белый хлеб.

Вступая в союз, ребята клялись не разорять птичьих гнезд, помогать попавшим в беду кошкам и собакам, сажать деревья. «Никогда неправда не будет совершена с нашего согласия или оттого, что мы равнодушно допускаем совершение ее. Мы, мальчики, объявляем войну против коварства, жестокости и несправедливости. Мы будем всеми дозволенными средствами противодействовать насилию над мелкими птицами. Мы, девочки, в тех случаях, когда не можем сделать другого, будем горячо и убедительно просить обидчиков пощадить безвинные существа, которые требуют нашего заступничества. Все это мы обещаем во имя любви к Богу и Его творениям и из благодарности к птицам за их пение», - так звучала клятва участника майского союза.

Нарушать добровольную клятву считалось большим позором. Кто не желал или не мог выполнять обещание — выходил из союза. В первый день мая все школьные союзы со своими знаменами выходили за город в какое-нибудь красивое место. В этот день избирался король Майского союза. Праздненство открывалось хоровым пением, затем следовали соревнования, игры, праздничный обед. Новый король и его «совет министров» руководили союзом до следующего мая.

Мода на них быстро распространилась по всей Европе и проникла в  Российскую империю. Считается, что первый в России Майский союз создан в мае 1898 года в селе Елисаветино, что в Псковской губернии мелкой помещицей Е.Е. Вагановой. Отдыхая в финской деревушке, она как-то разговорилась с мальчиками из Майского союза и решила такой же организовать у себя дома.
Деревенским ребятам понравилась идея, через год в союз записалось более двух сотен детей из всех близлежащих деревень.

Как и в Финляндии, ребята из Елисаветино действовали только уговорами и убеждением, но никак не силой. Союзу повезло с самого начала. Его поддержал популярный в стране детский журнал «Родник». Министерство внутренних дел утвердило Устав, сам губернатор князь Борис Александрович Васильчиков пожаловал в гости к ребятам. По этому поводу по всему уезду были развешены такие объявления: «Все члены Майского союза вашей деревни приглашаются в воскресенье, 23 мая, в с. Елисаветино на годовой Союзный праздник. Молебен начнется по окончанию обедни на погосте. Просят членов захватить с собой ложки» («Родник», 1899, №8, стр.183).  

В 1909 году, в небольшом местечке Южа, что близ Иваново, такой союз образовался на базе детского сада. До наший дней дошел его Устав — настоящая мини-хрестоматия гуманитарно-педагогических знаний, проповедующая добро, ласку, милосердие.

Томский профессор Hиколай Феофанович Кащенко в начале 20 века рассказал о союзах в своей книге «Надо подружиться с природой», подчеркнув в заключение, что «дружба с живой природой должна сделаться лозунгом двадцатого столетия».

А еще с детьми проводились игры и строевые учения, экскурсии и хоровые пения. Святые отцы вели духовные беседы о милосердии к животным с точки зрения Евангельского учения. Такой комплексный подход к воспитанию детей - характерная черта многих Майских союзов.

Как правило, дети принимались в союз с 7 лет. Каждому выдавался значок «летящая ласточка» - эмблема Майских союзов, а те, кто собственноручно строил полсотни скворечников, становился почетным членом.

Движение детских Майских союзов по охране и защите птиц после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов» (юннатов).

В начал 1900-х годов в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и других городах получило распространение международное движение сетлементов, посёлков культурных людей среди бедного населения (от англ. settlement), зародившееся в 1860-е годы в Англии. В Москве общество «Сетлемент» организовал в 1906 году педагог Станислав Теофилович Шацкий.

«Сетлемент» решил обратить главное внимание на общественное детское воспитание, а поэтому в первую очередь были созданы детская трудовая колония и организация детского самоуправления в ней, детские клубы, детский сад и трудовые мастерские для подростков. В «Сетлемент» хлынула детвора отовсюду, мальчики и девочки, количество которых все время быстро росло. Но в связи с ростом самого дела росла и огромная подозрительность по отношению к нему со стороны духовенства, полиции, с одной стороны, и, к сожалению, учителей городских школ, с другой. Скоро «Сетлемент» перешел на полулегальное существование, которое через три года привело к тому, что деятельность его была признана политически опасной, и он был закрыт постановлением московской администрации в 1908 году.

В 1909 году возобновило работу под названием «Детский труд и отдых». Общество занималось организацией дополнительного образования, детских клубов и мастерских, загородной летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Эта работа рассматривалась как организованная борьба за сохранение детства.

Общество стремилось к тому, чтобы на практике доказать право на жизнь новых, нешаблонных методов работы с детьми.

Официальной датой основания детского скаутского движения в России принято считать 30 апреля 1909 года. В этот день в Павловске в Царском Селе под Петербургом гвардейский офицер Олег Пантюхов организовал первый российский отряд скаутов, первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков.

В Москве в 1910 году штаб-ротмистр Александровского юнкерского военного училища Григорий Алексеевич Захарченко основал «Московскую дружину юных разведчиков». Его перу принадлежит первое пособие по российскому скаутизму «Юный разведчик». Как тот, так и другой, заинтересовавшись своеобразной Организацией скаутов, в 1910 году посетили Англию. Возвратившись оттуда, они принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе.

В 1911 году в Петрограде при одной из гимназии, возникает «Легион юных разведчиков», организованный Янчевецким и команда юных разведчиков, организованная О. И Пантюховым и О. Д. Петровым, которая реорганизуется в первый Петроградский отряд юных разведчиков при «Обществе содействия мальчикам-разведчикам» — «Русский скаут». Во главе этого общества, возникшего в августе 1914 года, становится вице-адмирал И. Ф. Боострем, как председатель общества, и О. И. Пантюхов, как его вице-председатель».

Вслед за Санкт-Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (герлескаутов). Затем организации девочек-разведчиц возникли в Петрограде, а в 1916 г. — в Москве. К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов.

В 1922 году скаутинг в России был запрещен. В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы.

Движение скаутов стало первым массовым детским движением в России. Наиболее интенсивно оно развивалось в годы Первой мировой войны. Осенью 1917 года насчитывалось 50 тыс. скаутов в 143 городах России. В 1910 году Баден-Пауэлл приезжал в Россию и беседовал о перспективах скаутинга с императором Николаем II. Скаутом был и царевич-наследник Алексей.

1.1.2. Пионерский период

Пионерский период был самым продолжительным периодом в истории детского движения в нашей стране.

В 1921 г., в условиях новой экономической политики государство вынуждено было пойти на значительное сокращение школьных и детских учреждений. Усугубили положение неурожай 1921 г. и голод в Поволжье. В стране насчитывалось 7 млн. беспризорных. Массовый выход молодежи из комсомола самым актуальным сделал вопрос о создании массовой детской коммунистической организации, являющейся сменой и резервом комсомола. Перед комсомолом встала проблема воспитательной системы, которая легла бы в основу будущей организации. Опыт первых московских детских групп, возглавляемых бывшими скаутмастерами, сыграл определяющую роль в принятии 19 мая 1922 г. 2-й Всероссийской конференцией Российского коммунистического союза молодежи резолюции о детском движении.

Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи 19 мая 1922 г. До 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти Ленина была переименована в его честь. Изначально при создании пионерии взяли за образец скаутскую организацию, но впоследствии эта связь замалчивалась, «скаутизм» был объявлен буржуазным и фашистским детским движением.

Наименование юных коммунистов в методической литературе объяснялось так: «Пионер – это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия – авангард рабочего класса – тоже является «пионером». Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу».

К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Н.К. Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры – ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение».

После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец. В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста.

Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голоду, коллективизации, арестам родителей. В детских домах, колониях, приёмниках, школах агитировать за вступление в пионеры было легче. И многие родители понимали – лучше отдать ребенка в пионеры, чем быть обвиненным в нелояльности по отношению к советской власти, не пройти чистку, оказаться без работы. В итоге к началу войны пионерами была примерно половина детей подходящего возраста (от 9 до 14 лет).

В первые годы советской власти пионеры помогали бороться с беспризорностью, пытались создавать новые отряды в деревнях. В ходе государственной кампании по ликвидации неграмотности учились читать и писать, агитировали учиться других детей и взрослых, и сами учили их, собирали книги и устраивали библиотеки. Участвуя в кампании за техническую грамотность, занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в подшефные сёла, строили детские порты и железные дороги и работали на них. Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Исключить из пионеров могли, в первую очередь, за провинности их родителей – например, детей «врагов народа».

По мере своих сил пионеры помогали взрослым в выполнении планов пятилеток. Они участвовали в распространении государственных займов, в кампаниях по сбору утильсырья и металлолома, собирали книги для сельских библиотек. Сельские пионеры участвовали в "походах за урожаи" и коллективизации сельского хозяйства: помогали охранять и собирать урожай, организовывали шефство над молодняком скота.

Пионерам без скидок на юный возраст ставились в те годы совершенно взрослые задачи. Так, в начале 1930-х годов пионеры выдвинули лозунг - «Все  пионерские  силы - на борьбу с кулаком!» и задачи, среди которых - «Воспитать безбожников. Бороться за уничтожение религиозных верований».

В 1930-х годах повсеместно открывались также детские спортивные школы и стадионы, появлялись детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, технические, литературные, музыкальные, театральные кружки, политические клубы, клубы интернациональной дружбы, клубы юных натуралистов (юннатов), тимуровское движение, дома детской книги, картинные галереи, киностудии.

Таким образом, в 1920 — 1930-е гг. детская и молодежная организации (пионердвижение и комсомольское движение) превратились в мощные общественные организации, охватившие своим влиянием миллионы детей и подростков. Система деятельности этих организаций выросла до составной и неотъемлемой части процесса воспитания молодого поколения.

22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. С первого же дня вместе со всем народом поднялись на защиту Родины советские пионеры и школьники. Собирали теплые вещи для фронта, организовывали встречи с героями войны и труда.

Рубеж 50-х - 60-х годов XX века часто именуется периодом «оттепели». Отразилось это в какой-то мере и на Пионерии.

В первые послевоенные годы пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.

Пионеры конца 40-х - 60-х провели немало важных пионерских дел: поисковые экспедиции, движение «Украсим Родину Садами!» (1947), всесоюзное соревнование отрядов за право называться «Отряд - спутник семилетки» (1959-1962); «Пионерскую двухлетку» с её трудовыми акциями.

Тогда же, в 60-е годы по инициативе газеты «Пионерская Правда» взяли старт спортивные соревнования «Кожаный мяч», «Золотая шайба» и др., стала проводиться Всесоюзная военно-спортивная игра «Зарница» (1967)
Активная и творческая пионерская деятельность продолжалась и в 70 - 80-е годы. В эти годы реализовывались комплексные программы пионерской жизнедеятельности под названием «Марши пионерских отрядов» (1970-1982) и «Марши юных ленинцев»(1982-1987). Эти программы ориентировали ребят на созидание, способствовали становлению их гражданственности, развитию творчества, помогали формировать товарищеские отношения в коллективах.
Однако, позитивного потенциала, заложенного в решениях 1957-1967 годов, хватило лет на 15.

1.2. Детские и молодежные объединения в России

рубежа XX-XXI веков

Постпионерский период исследователи считают с 1989 года по настоящее время. 80-е годы XX начала XXI века – это этап самоопределения отечественного детского движения, время кризиса пионерского движения, зарождение новых, самых разнообразных детских общественных структур.

Особенность этого периода – коренная смена законодательной основы деятельности детских объединений. На смену постановлениям, регулирующим деятельность детских организации, приходят государственные акты о поддержке детского движения в России.

Процесс становления и развития детского вдижения в нашей стране, начиная с 1989 г. по настоящее время характеризуется следующими отличительными признаками:

  • разнообразие видов общественных объединений;
  • разнообразие целей и программ деятельности объединений;
  • отказ от жетских возрастных границ участников организации;
  • ориентация на малочисленные объединения;
  • расширений базы деятельности (в социально-культурной сфере, сфере патриотического воспитания и т.д), помимо образования;
  • разнобразие интересов и потребностей детских объединений.

Пионерская организация стала действительно массовой, однако постепенно её работа становилась всё более формализованной, ограничивалась рамками школы, несшей увеличившуюся нагрузку по воспитанию юных грждан. При школах создавали клубы интернациональной дружбы, организовывали походы, работы по уборке пришкольных территорий, помощь ветеранам, сбор вторсырья, военно-спортивные игры, торжественные пионерские линейки и прочие мероприятия, которые всё меньше были интересны подросткам, и часто проводились «для галочки», для отчета.

Отношения между отдельными воинскими частями и пионерами сменились внутришкольными праздниками на 23 февраля, а настоящие дальние походы – на Кавказ или в леса – «Зарницей». При этом в молодежной среде всячески сохранялось и поддерживалось уважительное отношение к армии, проводилась мысль о том, что «косить от армии» недостойно мужчины.

Высшей точки процесс достиг в 1990 году – носить пионерский галстук в части общества считалось позорным и неприличным, причем эти настроения активно подогревались печатью и телерадиовещанием. Массовый выход из пионеров стал результатом подобной политики. Окончательно же пионерское движение в старом виде прекратило свое существование осенью 1991 года, в связи с распадом Союза советских социалистических республик.

Всесоюзная пионерская организация была распущена в начале 1990-х годов. Однако почти сразу же после роспуска в стране начались попытки возрождения пионерии.

В соответствии с действующим законодательством России, общественное объединение - это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан на основе общности их интересов для реализации совместных целей. В начале 90-х гг. государство отказалось от монополии на деятельность общественных объединений и способствовало росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако в середине 90-х гг. государственная поддержка вновь созданных детских и юношеских объединений практически прекратилась. В результате образовательные учреждения перестали влиять на Д.д. и утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций.

В настоящее время в России действует большое число детских общественных объединений самых разных видов и форм. По территориальному охвату можно выделить общероссийские, межрегиональные, региональные и местные объединения. Широко распространены детские организации на базе школ: ученические комитеты, союзы, ассоциации, «республики» и др.Также современные детские объединения можно условно разделить и по направлениям их деятельности.

В современном виде его представляют Международный союз пионерских организаций - Федерация детских организаций, Межрегиональная организация «Пионерское содружество», региональные, местные обновлённые пионерские организации, отдельные дружины, отряды.

В 1990 году при поддержке зарубежных организаций началось возрождение движения скаутов в России. Однако скауты оказались расколоты: в настоящее время параллельно действуют три всероссийские скаутские организации — Национальная организация российских скаутов-разведчиков, Всероссийская национальная скаутская организация и Российская ассоциация навигаторов-скаутов. Они различаются по форме, идеологии, методике работы и структурной организации.

Появляются отдельные историко-культурные и туристическо-краеведческие объединения, деятельность которых направлена на возрождение традиций и обычаев отечественной культуры, изучение истории страны, овладение опытом здорового образа жизни, краеведческие экспедиции. Представлено такими организациями как «Массолит», программами «Путь к истокам», «Родники» и т. п.

Военно-патриотические движения ориентированы на изучение и возрождение боевых и героических традиций народов страны, подготовку молодёжи к службе в армии, гражданское и патриотическое воспитание. Движение представляют поисковые объединения и отряды, военно-патриотические объединения и организации, Ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг», клубы юных десантников, пограничников, штабы участников возрождённых военно-спортивных игр «Зарница», «Орлёнок», «Перекоп» и др.

Экологические объединения занимаются природоохранной деятельностью и экологическим просвещением. Сегодня в России широко распространены региональные и местные детские экологические организации. При поддержке Министерства природных ресурсов РФ создан Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество».

Социально-реабилитационные и волонтёрские организации — широкий круг ориентированных на служение обществу движений, которые занимаются добровольческой, благотворительной деятельностью, помощью инвалидам, ветеранам и сиротам, тимуровской работой.

Объединения профессиональной подготовки направлены на выстраивание профессиональной карьеры. Это юные журналисты, модельеры, театралы, лётчики, географы, космонавты и т. д. Заметны детские экономические организации — например, Межрегиональная общественная организация «Детский бизнес-клуб», союзы юных предпринимателей, детские банки и др.

Религиозные детские объединения - организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Например, таково детское православное движение «Вестники», Братство православных следопытов и др.

Кроме того специалистывыделяют спортивные детские общественные объединения, объединения досугового характера (самодеятельные кружки по интересам, клубы общения, любителей современной музыки и др.), а также временные общественные объединения, создаваемые для участия детей в международных, федеральных, региональных программах социально-образовательного содержания.

1.3Анализ деятельности «Союз башкирской молодежи» Челябинской области»

Союз башкирской молодёжи (башк. Башҡорт йәштәре иттифағы) — общественная организация, созданная в целях самореализации башкирской молодёжи в общественной жизни Башкортостана, защиты её прав и свобод.:

Региональная общественная организация «Союз башкирской молодежи» Челябинской области- региональная общественная организация, целью которой является сохранение, развитие и пропаганда национально-культурных ценностей башкир.  

СБМ ЧО образовался в 2007 году. Появившись на волне башкирского национального движения, СБМ позиционировал себя как национальная общественная организация, целью которой является сохранение, развитие и пропаганда национально-культурных ценностей башкир, проживающих в Челябинской области и являющихся коренными жителями Южного Урала.

 Основной задачей деятельности СБМ ЧО является реализация проектов по работе с молодежью. Одни направлены на объединение инициатив активной молодежи, другие – на развитие творческих способностей молодых башкир, выявление и поддержку талантливой молодежи, третьи – на формирование волонтерского движения, на развитие идей добровольчества и благотворительности, четвертые – на социальную помощь башкирской молодежи, а также на организацию проведения досуга.

Основные направления СБМ ЧО в данный момент:

- Сохранение, развитие и пропаганда национально-культурных ценностей башкирского народа (курсы башкирского танца, курсы игры на башкирских музыкальных инструментах – курае, кубызе);

- Сохранение родного языка (курсы по изучению башкирского языка, тематические литературные вечера и флешмобы, группа по изучению в соц.сетях в интернете);

-воспитание у молодёжи чувства патриотизма и любви к Родине;

- Пропаганда здорового образа жизни (проект совместных пробежек «Айран», футбольная команда «Афарин», волейбол, проект «Табигатка kаршы» («Навстречу к природе») - постоянная агитация к ЗОЖ, акции «Трезвый сабантуй», «Трезвые вечера» и прочее);

- Освещение возможностей для личностного развития (курсы ораторского мастерства, повышения финансовой грамотности, управленческие поединки, агитация школьников на поступление в ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга, и прочее);

- Создание положительного образа молодого башкира (организация встреч с успешными соотечественниками, съёмка социальных видеороликов, продюсерская компания УРАЛСТАРС»);

Школа марафонцев «Айран» стала феноменом в СБМ ЧО. Проект совместных пробежек дает возможность каждому желающему попробовать свои силы в легкоатлетической дистанции полумарафона. Ключевым событием пробежек становится участие команды «Айран» на традиционном челябинском полумарафоне «Самопреодоление». Также команда «Айран» принимала участие в Сибирском международном марафоне в г.Омске.

В рамках проекта «Табигатка kаршы» («Навстречу к природе») организуются ежегодные экскурсии и туристские вылазки на Капову пещеру, гору Сугомак, пещеру Сугомак, Каолиновый карьер, н/п «Таганай», гору Аушкуль и т.д.

В 2013 году создан футбольный клуб «Афарин» (башк. «Молодец»). В составе команды башкиры с деревень Аргаяшского района. Ребята играют на очень высоком уровне и достойно выступают на соревнованиях. Желаем им дальнейших успехов и побед!

Совместно с Региональной общественной организацией РБ «Башкирская открытая лига КВН» в ноябре текущего года был организован и проведен кастинг в набор башкирской команды КВН Челябинской области.

        Свою известность СБМ ЧО приобрел благодаря сезонным вечеринкам «Башkорт Party». Главными особенностями данного мероприятия являются ее массовость (среднее число посещаемости около тысячи человек) и призыв к трезвости. В программе участвуют известные башкирские исполнители РБ, г. Москвы, Челябинской области и др.регионов.

СБМ ЧО за свои 7 лет существования прошел долгий путь. Накопился огромный опыт во взаимодействии с органами государственной и муниципальной властей, общественными объединениями и учреждениями.

В целях дальнейшей активизации башкирской молодежи, продолжения лучших традиций СБМ ЧО по патриотическому и нравственному воспитанию, в октябре этого года проводился «День Открытых Людей», направленный на привлечение новых активистов к деятельности союза. На мероприятии желающие могли узнать об истории создания многих популярных проектов, побывать в «закулисье» Организации.

СБМ ЧО дает возможность оценить свои потенциальные возможности, проявить себя во всевозможных мероприятиях, найти друзей и единомышленников, почувствовать себя частью великого башкирского народа.

А в результате добровольчество стало реальной и эффективной челябинской практикой, востребованной обществом. Так, с начала образования молодежной организации оказывается помощь ветеранам Великой Отечественной войны, осуществляется поддержка детских домов. Башкирская молодежь – постоянный участник городских и областных субботников. Реализуются проекты федерального масштаба – конкурс башкирского видео «Осҡон», конференция, посвященная развитию башкирского интернета «BashCon».

Мероприятия носили патриотичный характер, способствовали укреплению бренда башкир на территории Челябинской области, объединяли активную молодежь, пропагандировали ЗОЖ, сохранение национальной самоидентичности и культуры. Организовывался культурный досуг для активистов, совместные походы на каток, в кино, в кафе и пр. Организована команда КВН «Северные Амуры», успешно выступающая на ряде площадок. Организация стала известна за пределами Челябинской области, её приглашают на различные форумы, конференции организации из Екатеринбурга, Уфы. Активисты очень дружны, общение зачастую выходит за рамки организации, образуются творческие и семейные союзы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исторический опыт детского движения в нашей стране дает право искать аналоги, извлекать исторические уроки. Исследование показало, что даже при наличии детского движения его судьба зависит от тех сил в обществе, которые определаяют политику государства. Знание истории детского движения дает возможность учитывать ошибки, извлекать прогрессивные тенедеции.

Мы рассмотрели периоды становления и развития детского движения в СССР на классификации их по периодам. Общим для всех периодов выступает наличие в государстве и обществе детей, желающих участвовать в общественной жизни, взрослых, способных создать условия и обеспечить возможности для деятельности детских организаций различных масштабов и статусов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...