ПК 4.4. Педагогические разработки
статья на тему

Ильтубаева Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса у учащихся третьего класса посредством использования занимательного материала на уроках окружающего мира

Федеральный государственный образовательный стандарт, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на «знаниевый», но и в первую очередь на деятельностный подход к образованию, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы учащихся. Поэтому неслучайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательного интереса учащихся. И тут возникает вопрос: как вызвать интерес у нынешних детей к предмету «Окружающий мир», к проблемам окружающей среды, которые так остро стоят в современном мире. Как научить ребенка правильно мыслить, рассуждать, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, как воспитать из маленького человечка, полноценную личность? Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся интерес к окружающему нас миру? Одним из таких путей является использование занимательного материала. Использование элементов занимательности на уроках «Окружающий мир», вносит необходимое  разнообразие в  деятельность учеников, способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся, повышает познавательный интерес к предмету, дает возможность учащимся оценить себя на фоне других.[12, c.43]

Также известно, что развитие познавательного интереса учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает преобразующий характер деятельности учащихся при обучении их в зоне ближайшего развития.

Познавательный интерес  формируется результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой для прочного усвоения знаний. Поэтому задачей педагога является развитие познавательных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Для этого важно создать в начальной школе условия для полноценного развития учащихся, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поиске способов решения задач. Наиболее эффективными путями развития познавательного интереса являются: использование занимательного материала, комбинирование групповых, фронтальных, индивидуальных форм работы; использование традиционных и нетрадиционных методик организации урока; поэтапное применение игр и игровых ситуаций в учебном процессе; создание положительной эмоциональной атмосферы и обстановки доброжелательности и открытости в общении.[7, c.156-157]

Решать эти проблемы помогают различные методические и дидактические приемы, построенные на занимательности. Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Использование элементов занимательности на уроках «Окружающий мир», вносит необходимое  разнообразие в  деятельность учеников, способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся, повышает познавательный интерес к предмету, дает возможность учащимся оценить себя на фоне других.

Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Л.В. Занковым, В.В. Давыдовым, Г.И. Щукиной установлено, что для младшего школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение.

Использование элементов занимательности в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как занимательные, игровые элементы делают процесс обучения интересным для ребенка.[10,с.89]

В настоящее время практика испытывает недостаток таких материалов. Проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой.  Этим подтверждается актуальность нашего исследования.

Проблема исследования заключается в поиске условий, при которых применение занимательного материала в процессе ознакомления младших школьников будет способствовать повышению познавательного интереса у младших школьников.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Развитие познавательного интереса у учащихся третьего класса с помощью занимательного материала на уроках окружающего мира»

Цель исследования: на основе психолого-педагогической и методической литературы разработать блок конспектов уроков по окружающему миру с использованием занимательного материала и обосновать эффективность его использования в развитии познавательного интереса у учащихся 3 класса.

Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у учащихся 3 класса будет происходить более успешно, если целенаправленно и систематически использовать занимательный материал на уроках окружающего мира в 3 классе.

Объект исследования: образовательный процесс на уроках окружающего мира в 3 классе.

Предмет исследования: методика развития познавательного интереса у учащихся 3 класса Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа № 2» г. Пласта.

Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Г.И. Щукина определяли познавательный интерес как естественное стремление детей к познанию.

На основании изученных определений было выделено следующее:

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

В ходе проведения эксперимента было проведено 8 уроков, первый урок – вводный, последний – заключительный, на которых проводились диагностики уровня развития познавательного интереса. Разработанный блок конспектов состоял из 7 уроков с включением занимательного материала.

Результаты представлены в сравнительной таблице на начало и конец эксперимента.

Учащиеся

Познавательная активность

Мотивация

Познавательная самостоятельность

Уровень развития

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

А.Семен

О

О

О

О

О

О

высокий

высокий

Б. Анна

Х

О

Х

О

У

Х

средний

высокий

Б. Максим

Х

Х

О

О

О

О

высокий

высокий

В. Даниил

У

Х

Н

У

У

Х

низкий

средний

В. Полина

Х

Х

Х

Х

Х

Х

средний

средний

В. Никита

Х

Х

Х

Х

Х

Х

средний

средний

В.Софья

О

О

О

О

Х

Х

высокий

высокий

Г. Кристина

Х

Х

У

У

Х

Х

средний

средний

Г. Полина

Х

Х

Х

Х

Х

Х

средний

средний

Г. Таисия

У

У

Х

Х

Х

Х

средний

средний

Г.Анастасия

Х

Х

О

О

Х

Х

средний

средний

Д. Кира

Х

Х

О

О

О

О

высокий

высокий

Е. Арсений

У

У

Х

Х

Х

Х

средний

средний

К. Михаил

О

О

Х

Х

Х

Х

средний

средний

К. Дарья

Х

Х

Х

Х

О

О

средний

средний

К. Семен

Х

Х

Х

Х

Х

Х

средний

средний

К. Арслан

У

Х

Н

Х

У

Х

низкий

средний

М.Буниёд

Х

Х

О

О

О

О

высокий

высокий

М. Роман

О

О

Х

Х

О

О

высокий

высокий

С.Александр

У

У

Х

Х

Х

Х

средний

средний

П.Анастасия

Х

Х

Х

Х

Х

Х

средний

средний

Ф. Рената

У

Х

У

Х

У

Х

низкий

средний

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов, мы пришли к выводу, что уровень развития познавательного интереса улучшился. У 3-х учеников был низкий уровень, повысился до среднего уровня, у 1-го ученика был средний уровень, повысился до высокого уровня развития. Учитель отметила, что применение занимательного материала на уроках окружающего мира эффективно для развития познавательного интереса.

Таким образом, результаты, полученные нами в ходе опытно-экспериментальной работы, подтвердили гипотезу и показали эффективность использования материала, нацеленного на развитие  познавательного интереса младших школьников.



Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

Глава I. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

  1. Понятие и цель изучения предмета
  2. Психолого-педагогические особенности младшего школьника
  3. Сущность понятия «занимательный материал»

1.3.1 Виды занимательного материала

  1. Использование занимательного материала в начальной школе
  2. Использование занимательного материала на уроках окружающего мира

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. По утверждениям выдающегося советского педагога-новатора, писателя Сухомлинского В.А. « Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».[2, с.79]  И тут возникает вопрос: а как добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к предмету «Окружающий мир», к проблемам окружающей среды, которые так остро стоят в современном мире. Как научить ребенка правильно мыслить, рассуждать, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, как воспитать из маленького человечка, полноценную личность? Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся интерес к окружающему нас миру? Одним из таких путей является использование занимательного материала. Использование элементов занимательности на уроках «Окружающий мир», вносит необходимое  разнообразие в  деятельность учеников, способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся, повышает познавательный интерес к предмету, дает возможность учащимся оценить себя на фоне других.

         Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой.

Родоначальником научного подхода к проблеме познавательного интереса следует считать Я.А.Коменского, который писал в «Великой дидактике», что «… нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность»[6, с.48]

Швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века И.Г. Песталоцци также отмечает, что школа должна организовать многостороннюю деятельность детей, развивающую их "ум, сердце и руки", опираясь на стойкие познавательные интересы.[4, с.152]

Также значимость познавательного интереса осознавали классики и зарубежной педагогики А. Дистервег,  Ж.Ж. Руссо,  Д. Локк. Они считали познавательный интерес важнейшим средством привития любви к познанию.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Занимательный материал на уроках окружающего мира»

Цель исследования: Изучить теорию вопроса, об использовании занимательного материала на уроках окружающего мира. [3, с.152]

Задачи исследования:

  • Отобрать и изучить специальную теоретическую литературу по данной теме.
  • Раскрыть понятие «окружающий мир» и «занимательный материал»
  • Рассмотреть возможность использования занимательных материалов на уроках окружающего мира.

Методы исследования:

  • Обобщение.
  • Изучение и анализ литературы.
  • Отбор информации.

Глава I. Общая характеристика учебного предмета «окружающий мир»

1.1 Понятие и цель изучения предмета

Что такое окружающий мир? Синонимами этого понятия можно считать понятие жизни на Земле как планеты Солнечной системы и широкое понятие природы как всего существующего в многообразии его форм. Окружающий мир есть совокупность взаимосвязанных между собой систем: системы природы и социальной системы.

Система природы соединяет в себе естественные условия существования жизни на Земле, характеристики составляющих этой системы (неживая природа, флор, фауна, человек как биологическое существо), оценку взаимоотношений природы и человеческого общества.

Система социальная - сложная организация, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, которые связаны между собой специфически социальными взаимоотношениями.

Сегодня главными условиями существования человека в окружающем мире является установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи, а также зависимость благополучия одной системы от благополучия другой.

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира, на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему, формирование общей культуры и эрудиции школьников; формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях её жизни, развитие положительного отношения к природе, элементов экологической культуры, формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе;

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь  для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Значение предмета состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный предмет играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности,  формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьника

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков обучения.

Младший школьник – человек удивительный. Он оптимистичен, любознателен, ещё весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. При благополучном педагогическом воздействии дети в младшем школьном возрасте остаются «почемучками», только вопросы их по сравнению с вопросами дошкольников более серьезные.[3, с.6] Поэтому в этот период для неугасания познавательного интереса необходимо использовать занимательный материал.

 Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период жизни, в которой ребенок  впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. [2, с.12]

Чтобы дать психологическую характеристику ребёнка 6-10 лет, нужно выделить два отличающихся друг от друга этапа, которые входят в этот возрастной период. Первый этап – возраст от 6 до 7 лет и второй этап – возраст от 8 до 10 лет.

Возраст 6-7 лет традиционно называют критическим («кризис семи лет») и характеризуется наличием психологических новообразований.

Представления ребенка складываются под влиянием двух условий:

-природной и социальной среды, в которой он живет;

-процесса систематического обучения.

        Например, многие дети, выросшие в сельской местности, довольно много знают о сельскохозяйственном труде, но, однако имеют смутные представления об особенностях городской жизни и наоборот. Ребенок, который учится в школе, в отличии от ребенка, который по каким-то причинам не посещает не посещает учебное заведение, имеет большой круг общения, как со взрослыми, так и со с сверстниками, поэтому он легче и быстрее усваивает правила взаимоотношений с детьми.

        И все же можно выделить знания, которыми в этот период развития владеет большинство детей: знания о предметах и явлениях, которые окружают ребенка (мебель, одежда и т.д.), об объектах природы, погодных явлениях и др.

        Главной особенностью детей 6-7 лет является интенсивное сенсорное развитие: ребенок может самостоятельно дать достаточно полную характеристику объекта окружающего мира, найти не только его яркие, «видимые» признаки (цвет, материал, вкус), но и трудно определяемые качества (запах, звучание)

В период с 8-10 лет у детей не только увеличиваются знания об объектах окружающего мира, но и возникает интерес к тем сферам, которые раньше оставались вне их внимания. Это касается прежде всего знаний ребенка о самом себе, о своем месте среди других людей, о взаимоотношениях с ними.

         Важнейшее новообразование, характерное для этого возраста, - мыслительная деятельность. Психологическим феноменом является преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

        К этому возрасту наблюдается достаточный уровень развития всех сторон речи. Однако особенностью речевого развития  младшего школьника является то, что все стороны речи проявляются в более полном виде, когда речевая ситуация непроизвольна, желанна ребенку и не навязывается взрослыми. Поэтому процесс обучения важно построить так, чтобы любое речевое задание было для школьников интересным, близким и актуальным по теме, а результат их речевой деятельности- успешным.

        И еще одна важная психологическая черта младшего школьника: он воспринимает мир целостно, без деления на составные части. Для ребенка мир – это краски, формы, звуки, числа и цифры, пространство и время независимо от того, какому предмету или объекту они принадлежат. Поэтому неоправданно современное стремление сделать обучение в начальной школе предметным.

Учитывая указанную выше психологическую особенность младших школьников, необходимо сделать центром изучения существенные связи между разными его областями и объектами. Эту задачу и решает предмет Окружающий мир. [3, с.6-13]

С приходом ребёнка в школу изменяется его ведущая деятельность: игровая превращается в учебную и основным видом деятельности ребёнка должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить в учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младшего школьника: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти  и мышления. Для преодоления этого необходимо использовать  занимательный  материал. Учебная деятельность младшего  школьника  должна  быть пронизана игровыми, занимательными  элементами.

1.3 Сущность понятия «занимательный материал»

1.3.1 Виды занимательного материала.

Занимательный материал – это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности.

Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Использование занимательного материала оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой занятия, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям.

Существуют следующие  виды занимательного материала:

  • Загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или неявного (скрытого) вопроса. Загадка может использоваться, как увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга
  • Ребус - это загадка, в которой зашифровано с помощью рисунков, фигур или знаков какое-то слово. Ребус можно составить по любой теме, любому понятию. Главное, научить детей разгадывать ребусы, объяснить им основные правила разгадывания. Ребус можно использовать на этапе закрепления или проверке знаний, т.к. предмет отгадывания должен быть хорошо знаком детям.
  • Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
  • Поговорка - краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Пословицы и поговорки можно использовать на уроках для формирования познавательного интереса детей к природным явлениям.
  • Викторина - это вопросно-ответная игра, где за правильные ответы начисляются баллы. В итоге выявляется победитель. Викторина используется на этапе закрепления, а также проверки знаний, т.к. детям должен быть хорошо знаком спрашиваемый материал.
  • Кроссворд - это игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. Разгадывание кроссвордов значительно расширит кругозор и пополнит словарный запас учащихся. Кроссворд можно использовать на этапе актуализации знаний, когда новая тема опирается на ранее изученный материал, закрепления знаний, когда нужно акцентировать внимание на каких-либо изученных понятиях.
  • Конкурс - соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы. Конкурс также используется на этапе закрепления и проверки знаний.

Занимательный материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия или использовать, в его конце, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Одним из элементов занимательности является игра.

Существует несколько форм и методов представления занимательного материала:

-​ совместная игра учителя с детьми;

-​ самостоятельная деятельность детей;

-​ занятия (в соответствии с учебным расписанием);

-​ отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;

-​ чтение сказок.

Занимательность материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждом задании, упражнении, развлечении, будь то загадка или самая элементарная головоломка.

Активизация познавательной деятельности дошкольников немыслима без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:

- активизировать умственную деятельность,

- заинтересовывать учебным материалом,

- увлекать и развлекать детей,

- развивать ум, расширять, углублять представления,

- закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Также когда у ребенка, поставленная задача или представляемый материал вызывает интерес, то он будет более активно искать способы решения задачи и лучше воспринимать материал.

По словам  И.И. Бецкого, "… природу детей нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению".

"Необходимо избавить учеников от жалостного мучения, от зубрежки и наказаний" – считал Ф.И. Янкович. Он выступал за использование элементов занимательности, игры в обучении. Из этого можно сделать вывод, что для эффективного обучения детей в начальной школе необходимо использовать занимательный материал.

1.4 Использование занимательного материала в начальной школе

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности.

Школьники единодушны во мнении: когда учиться интересно – учиться легко, учиться хочется. Одним из главных рычагов формирования познавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т. е. осознание смысла и результата своих усилий.

Успех в труде – первостепенное условие становления личности человека. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ребёнок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в свои возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если идут домой довольные проведённым учебным днём и ждут с нетерпением завтрашнего, желание учиться крепнет.

Бороться за успех в учении – значит учить детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда. Игра на уроке не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение, облечённое в занимательную форму (рассказ-шутку, сказку, загадку, ребус, и т.п.) Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, нестандартностью, а подчас и необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученикам. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, снимает утомление у детей, помогает ощутить силу успеха в учении. И так как, предмет «Окружающий мир», несомненно, сложный, использование занимательного материала делает усвоение материала более легким и эффективным.

1.5 Использование занимательного материала и игр на уроках окружающего мира

Главной задачей предмета «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему.

Обучение учащихся на уроках окружающего мира должно основываться на возрастных особенностях младших школьников. Известно, что ведущим видом деятельности, наряду с учебной, остается игровая. Поэтому на уроках учителю необходимо использовать различный занимательный материал: загадки, экологические сказки, игры, кроссворды, головоломки, викторины, ребусы, информацию из Книги Рекордов Гиннеса или из рубрики «Знаете ли Вы?»

Занимательные материалы можно использовать на всех этапах урока: при актуализации опорных знаний, при объяснении нового материала, при закреплении и при проверке знаний.

Рассмотрим более подробно такой вид занимательной деятельности, как игра.

Игра – это модель поведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения.

Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.

Подбирая игры к уроку, важно учесть уровень сложности и в то же время доступность детям. Во время игры дети должны быть внимательными, не мешать друг другу, быть достаточно активными. При организации игры нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. Ученики в игре неизбежно становятся главными фигурами учебно-воспитательного процесса, что делает обучение личностно ориентированным.

Учителю необходимо:

1.  Выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время игры.

2.  Наметить роли учеников.

3.  Предусмотреть необходимый «реквизит», справочные материалы и т.д.

4.  Продумать, какими будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально короткий срок, можно ли будет их изменить в целях активизации класса.

5. Обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации.

6. Решить, как использовать результаты игры.

Также уроки окружающего мира позволяют использовать пословицы, загадки, поговорки, стихи, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Таким образом, мы приходим к выводу, что уроки окружающего мира благоприятны для использования различных занимательных материалов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся.

                                         Заключение

В свое время В.А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, что чудесный мир природы,  игры,  музыки,  сказки  в  котором  ребенок жил до школы, не должен быть закрыт от него дверью класса. Ребенок только в том случае полюбит школу, свой класс, если учитель сохранит для него те радости, которые окружали его раньше. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять на развитие ребенка и в школьном учебном процессе.

Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, чтобы он заранее планировал, где, как и с какой целью следует привлечь средства занимательности на уроке.

 В ходе исследования мы установили, что использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление детей.

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование мышления речи, развивается любознательность.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, развивает умения анализировать, устанавливать связь, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Так же воспитывается логика мысли , развивается правильная речь и воображение.

Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники проводят сравнение, классификацию и др.

Изучение окружающего мира способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому.

        В курсовой работе мы планируем продолжить теоретическое исследование темы и приступить к практической части исследования.

Выводы по I главе

        Подводя итоги из каждого пункта мы узнали:

1.1. Что предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Целью курса окружающего мира в начальной школе является  осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира, на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему, формирование общей культуры и эрудиции школьников;  формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях её жизни, развитие положительного отношения к природе, элементов экологической культуры, формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе.

1.2. Что младший школьник – человек удивительный. Он оптимистичен, любознателен, ещё весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Существуют два этапа, которые входят в возрастной период, от 6 до 10 лет, которые имеют существенные отличия. Первый этап – возраст от 6 до 7 лет и второй этап – возраст от 8 до 10 лет. Возраст 6-7  характеризуется наличием психологических новообразований.  Представления ребенка складываются под влиянием двух условий: природной и социальной среды, в которой он живет и процесса систематического обучения. Возраст 8-10 лет характеризуется важнейшим новообразованием - мыслительной  деятельностью. Психологическим феноменом является преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

1.3. Что занимательный материал – это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Существуют различные виды занимательного материала: загадки, экологические сказки, игры, кроссворды, головоломки, викторины, ребусы, информацию из Книги Рекордов Гиннеса или из рубрики «Знаете ли Вы?» Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

1.4. Что использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, снимает утомление у детей, помогает ощутить силу успеха в учении. И так как, предмет «Окружающий мир», несомненно, сложный, использование занимательного материала делает усвоение материала более легким и эффективным.

1.5. Что главной задачей предмета «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему.

Обучение учащихся на уроках окружающего мира должно основываться на возрастных особенностях младших школьников. Известно, что ведущим видом деятельности, наряду с учебной, остается игровая. Поэтому на уроках учителю необходимо использовать различный занимательный материал. Занимательные материалы можно использовать на всех этапах урока: при актуализации опорных знаний, при объяснении нового материала, при закреплении и при проверке знаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Расписание составила студентка 45 группы Ильтубаева Елена

Слайд 2

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 1 Литературное чтение Окружающий мир Иностранный язык Окружающий мир Математика 2 Иностранный язык Русский язык Математика Математика Русский язык 3 Русский язык Математика Русский язык Литературное чтение Литературное чтение 4 ИЗО Литературное чтение Музыка Русский язык Технология 5 Физичес кая культура Физическая культура Физическая культура

Слайд 4

Составленное мною расписание соответствует ФГОС т.к : - Основные предметы расположены на 2 и 3 урок; Вторник, среда, четверг наибольшая нагрузка Понедельник, пятница наименьшая нагрузка; Расписание не сгруппированы в 1 день После физкультуры отсутствуют письменные уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...