ПК. 4.4. Педагогические разработки
статья на тему

Плешачкова Мария Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_diplomu_pleshachkova.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Плешачкова Мария Владимировна

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

4 курс специальность 050146/44.02.02 Преподавание в начальных классах квалификация Учитель начальных классов

Зубарева Нина Сергеевна, кандидат филологических наук

pleshachkova97@bk.ru

СОЗДАНИЕ СБОРНИКА УПРАЖНЕНИЙ «МИР СЛОВА» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Аннотация: статья раскрывает практический аспект формирования лексических норм у младших школьников на уроках русского языка.  Приведены примеры упражнений из сборника «Мир слова», помогающих формировать у учеников развитие лексического уровня .

Ключевые слова: лексическая  норма,  сборник упражнений.

Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения русского языка.

Раздел программы по лексике, включающий изучение лексических норм в начальной школе, достаточно большой по объёму. Это говорит о значимости, которая придается изучению этого раздела в начальных классах, в том числе, и с позиций языковой нормы.

Одним из самых трудных понятий культуры речи является понятие «норма». Виды норм различны, но наиболее значима для младшего школьника лексическая норма.

Проблема исследования заключается в том, что уровень владения языковыми нормами у носителей русского  языка явно недостаточен, в том числе, и лексической нормой у младших школьников.

Проблемой исследования занимаются ученые П. А. Лекант, Л. Л. Касаткин, Л. А. Введенская, М. Р. Львов и другие методисты начальной школы.

Противоречие состоит в необходимости освоения младшими школьниками лексических умений, в том числе лексической нормы, и недостаточной разработанностью методических аспектов её изучения в начальной школе.

Развитие речевой культуры будет происходить более успешно, если систематически применять упражнения для формирования лексических норм на уроках русского языка.

Проанализировав программу УМК  «Перспективная начальная школа», мы пришли к выводу, что в ней широко представлена лексическая норма русского языка. В первом классе приоритет в изучении этой темы отдаётся осмыслению лексического значения  слов.  Во втором классе преимущество отдаётся  частям речи. В третьем классе приоритетно  изучение   лексических норм на материале разных   частей  речи. В четвёртом классе лексическая норма   представлена в разделе «Слово в языке и речи».

В ходе проведения дипломного исследования нами был создан сборник упражнений по русскому языку «Мир слова», направленный на формирование лексических норм у младших школьников на уроках русского языка.

Сборник предназначен для использования на уроках русского языка в 3 классе.  Представленные упражнения помогут  учителю повысить эффективность проведения учебных занятий, дадут возможность развивать лексические умения при изучении и закреплении  материала.

Сборник упражнений «Мир слов» состоит из 6 разделов: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Омонимы», иггра: «Парад грамотеев», «Ответы к заданиям».

Особенностью сборника является то, что весь языковой материал основан на грамматических сказках, что вызовет интерес у учащихся . Выполняя упражнения из сборника на уроках русского языка, учащиеся будут не только заниматься лексикой, но и  развивать кругозор. Каждая грамматическая сказка направлена на какую-то определённую лексическую норму. Затем, идут упражнения по данной норме. Для обобщения знаний в конце сборника учащимся представлена дидактическая игра которая охватывает все ранее изученные лексические нормы.

  Еще одной особенностью сборника «Мир слова » является то, что в нем представлены упражнения в игровой форме. Выполняя такие упражнения, ребёнок получает удовольствие, ему интересно, он проявляет творчество и воображение,   присутствует состязательный момент.

Третья особенность сборника – наличие упражнений разного уровня сложности. Сборник может быть полезен в качестве дополнительного материала на уроках русского языка. Упражнения, представленные в сборнике, в силу своей разноуровневой сложности могут быть предложены как обучающие, так и контрольно-обобщающие по изученным темам лексики.

Каждый раздел включает  грамматическую сказку и игровые упражнения по данной теме.  Учащиеся будут добывать знания, выполняя упражнения, чтобы  овладеть культурной и правильной речью, которая, несомненно, необходима для общения с людьми.  

 Завершающая командная игра игра под названием «Парад грамотеев» включает задания для обобщения знаний и умений по  лексичекой норме.. За каждый правильный ответ в данной игре будет насчитываться по одному баллу  в виде цветонов. Победит команда, у которой будет большее количество цветонов.

Представляем  фрагмент  № 1 грамматической сказки « Царство Омонимов»

«Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. На лесной тропинке увидел Иван двух одинаковых с лица зверушек и услышал их разговор:

- Это чужой, скорее принеси лук. Неизвестно ещё, зачем он оказался в нашем царстве.

- Хорошо, я мигом.

- Что ты мне принёс?

- Я принёс тебе лук. Ты же просил лук!

        -Лук, лук… Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода. Всё, мы пропали: он направляется сюда»

 Фрагмент № 2  Упражнение «Уточни одним словом» направленно на усвоение учащихся лексической разницы лексического значения слов-омонимов.

На доске омонимы: мир, свет, лук, побег, кисть, ручка, ключ, норка, лисички.

Задача учащихся: записать данные омонимы парами,  дописав к каждому из них по одному слову(любой части речи) так, чтобы уточнить  значение омонима. Победителем считается тот, кто скорее и правильнее всех решит эту задачу.  

.Фрагмент № 3 грамматической сказки «Слова-братья»

«В древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошёл слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались слова в этот город. Очень уж им хотелось найти поскорее друзей».

Фрагмент № 4 упражнение «Лото Синонимы».

Детям предлагаются карточки. Большие и маленькие. Большие для ознакомления, маленькие перемешиваются. Вынимая по одной карточке наугад, учитель громко читает синоним. Тот, у кого оказалось соответствующее этому синониму  слово, берёт карточку и накрывает ею нужную клетку. Выигрывает тот, у кого  все деления окажутся накрытыми.

            Наша цель состояла в том, чтобы на основе анализа современных методических материалов разработать и апробировать сборник  упражнений для формирования лексических норм и обосновать эффективность его использования в развитии речевой культуры учащихся 3 класса.

Уроки русского языка в 3 классе были проведены с использованием упражнений сборника. Было проведено 6 уроков, с использованием упражнений сборника «Мир слова» и игра «Парад грамотеев», где были использованы упражнения по изученной лексической нормой.  

Апробация сборника «Мир слова» показала, что уровень сформированности лексической  нормы у учащихся 3 класса повысился.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что использование упражнений сборника «Мир слова» на уроках русского языка в начальной школе способствует повышению эффективности формирования лексической нормы и речевой культуры младшего школьника.

        

Ссылки на источники

  1. Аннотация к рабочей программе shkola/raznoe/2014/12/24/rabochie-programmy-po- umk-shkola-rossii-4-klass
  2. Введенская, Л.А. Культура речи. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 448 с.
  3. Горецкий, В.Г., Канакина, В.П. Русский язык 1 класс: учебник для общеобразовательной организации. – М.: Просвещение, 2015. – 143с.
  4. Грищенко, Л.И. Теория и практика обучения. – М.: Академия, 2008. – 240с.
  5. Жеребило, Т.В. Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: Словарь-справочник. — Назрань : ООО «Пилигрим», 2011. – 580с.
  6. Измайлова, Р.Г. Некоторые аспекты работы над фразеологизмами в начальных классах / Р.Г. Измайлова // Начальная школа.-2010.-№ 5. –с 41-44.
  7. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 463 с.
  8. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М. : Флинта: Наука, 2003. – 840 с.
  9. Современный толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. – М. : Норинт, 2007. – 960 с.
  10. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М. : ООО «Издательский дом» ОНИКС 21 век», 2003. – 623 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...