Проектно-исследовательская деятельность как средство развития младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который направлен на:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, диалога культур;
- переход к стратегиям социального проектирования и конструирования, определяющим пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
- формирование и развитие универсальных учебных действий;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 447.16 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРС НА ДЕНЕЖНОЕ ПООЩРЕНИЕ ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ
Аналитическая справка
«Проектно-исследовательская деятельность
как средство развития
младших школьников»
Мышляевой
Натальи Давыдовны,
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МАОУ гимназии № 40 имени Ю.А. Гагарина
г. КАЛИНИНГРАД
2016 г.
Проектно-исследовательская деятельность
как средство развития младших школьников
Использование современных образовательных технологий
в урочной и внеурочной деятельности: проектная технология
Современный период развития системы образования - время введения новых образовательных стандартов, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который направлен на:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, диалога культур;
- переход к стратегиям социального проектирования и конструирования, определяющим пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
- формирование и развитие универсальных учебных действий;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Чтобы последовательно работать в условиях нового стандарта в начальном образовании, считаю необходимым использование проектно-исследовательской деятельности.
В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически и творчески мыслить.
Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки.
Элементы проектной технологии стараюсь использовать при построении урока, рассматриваю технологию проектов как основу для формирования познавательной активности и во внеурочной деятельности.
Использование информационно-технических средств
при организации проектной деятельности
В зависимости от целей и предмета применяю различные виды проектов: на уроках математики и русского языка - игровые («Магазин», «Экскурсия в музей», «Словарь-помощник»), на уроках технологии и изобразительного искусства реализуем творческие проекты («Космическое путешествие», «Увлечения нашей семьи», «В театр за сказкой»), на уроках окружающего мира и литературного чтения организую познавательные проекты («Красная книга флоры и фауны», «Наш край», «Мой домашний питомец», «Родословная моей семьи», «Книга в нашей семье»).
Проектная технология явилась основой для разработки в 2010 г. (первый год работы в условиях ФГОС НОО) следующих авторских программ:
- «Легоконструирование и робототехника»;
- «Путешествуя, познаём окружающий мир»;
- «Интеллект-клуб» (в соавторстве с Плиско С.С.);
- «Эрудит» (в соавторстве с Плиско С.С., Шейдоровой Л.В.).
Разработка электронных образовательных ресурсов
В своей работе стараюсь сделать так, чтобы мои разработки были доступны коллегам. На сайте гимназии, в разделе «Инновации. Ресурсный центр «Педагогическое образование»» создана персональная страница, на которой размещаю материалы, разработанные мною и моими учениками: ………….
В рамках внеурочной деятельности ведущими формами проектов являются исследовательский и практико-ориентированный.
На занятиях клуба «Легоконструирование и робототехника» учащиеся работали над социально направленными проектами «Мы строим детскую площадку», «Космическое путешествие», «Роботы в нашей жизни», «Машина будущего», «Улицы моего города», «Зоопарк».
Программа данного модуля направлена на развитие коммуникативных навыков, способствует расширению круга интересов, направленных на творческую деятельность младших школьников. На занятиях ученики получают знания о технике, которые используются в настоящем мире науки, конструирования и дизайна. Они проводят простые исследования, записывая и представляя свои результаты.
На занятиях клуба учащиеся получают первый опыт в программировании (работая в программе «ПервоЛОГО», электронных приложениях к конструкторам «ПервоРобот», «LEGO Mindstorms NXT», «LEGO Mindstorms EV3»). На первых этапах ученики под руководством учителя используют готовые программы. По мере освоения дети самостоятельно составляют программы для своих моделей.
Все эти знания позволили ученикам принимать участие в областных и городских чемпионатах по робототехнике, соревновании «Hello, Robot» в рамках «Робофест – Северо-Запад». Результативность участия приведена в разделе «Достижения учащихся. Результативность участия учащихся в конкурсах и олимпиадах разного уровня».
На занятиях клуба «Эрудит» была организована работа над исследовательским проектом «Этот удивительный мир электричества». На городской конкурсе проектов «Юный исследователь» команда учащихся гимназии заняла 1 место.
Мы поставили для себя цель: выяснить, что же такое электричество, как можно получить, использовать и экономить электроэнергию.
При работе были использованы следующие методы: теоретические (поиск, изучение информации в интернете и книгах, её анализ и обобщение), практические (анкетирование, беседа с энергетиком гимназии, физические опыты, наблюдение), статистические (анализ статистических данных).
Большое внимание уделяю формированию ИКТ-компетенций у учащихся. На этапе подготовки это поиск информации в сети Интернет. В процессе работы над проектом: переработка текстовых материалов, создание собственных текстов. К моменту обучения в третьем классе большинство учащихся умеют самостоятельно создавать презентации.
Работая в библиотеке с литературой, учащиеся расширили свои представления о наиболее ярких открытиях в мире электричества, узнали об альтернативных источниках электроэнергии, в какой мере обеспечивает себя область электричеством, как можно экономить электроэнергию. При взаимодействии с педагогами и родителями проводили опыты, опросы членов семей и учащихся гимназии. После обработки анкет учащиеся пришли к выводу, что лишь небольшая часть детей имеет представление о том, что такое электричество, дети не владеют информацией о потреблении электроэнергии в семье, в гимназии.
Работа над проектом мотивировала учащихся на расширение своих знаний в данной области, на представление результатов своей работы другим учащимся гимназии, проведение классных часов по данной тематике.
Особенности географического положения Калининградской области подсказали педагогам гимназии идею углубленного знакомства с регионами страны.
Через долгосрочный проект «Образ России» учащиеся смогли реализовать себя: совместно с родителями и учителем они занимались поиском и обработкой информации по выбранному для класса региону, представляли «свой» регион учащимся начальной школы. Проект был значим для всех участников: родители получили положительный опыт взаимодействия с одноклассниками своего ребенка, опыт координатора деятельности группы детей, дети приобретали умение работы в микрогруппе и умение презентовать свои знания.
Использование проектно-исследовательской деятельности направлено на достижение высоких метапредметных результатов и позволяет разнообразить организационные формы и учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося: позволяет ребенку реализовать свои возможности, раскрыть свой творческий потенциал, самоутвердиться, повысить свой уровень самооценки. Данный подход обеспечивает личностный рост учащегося, стимулирует познавательные мотивы, дает возможность найти оптимальные формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, совершенствует функциональную грамотность.
В современном обществе каждый человек должен обладать необходимой коммуникативной компетентностью, формирование которой непосредственным образом происходит при работе над проектами.
Организация проектной деятельности помогает мне как учителю, зная индивидуальные особенности детей, раскрыть их таланты, реализовать их возможность проявить себя при посильном участии в совместной деятельности.
На уроках использую сочетание традиционных и новых форм и методов обучения. Применяю объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный методы обучения и изложение материала с выдвижением проблемы, а также их сочетание на различных этапах урока. Методы реализуются в разных формах деятельности обучающихся: групповой, индивидуальной, работе в парах.
Включение в урок игровых технологий помогает мне сделать процесс обучения интересным и занимательным: эстафеты, турниры, конкурсы и другие дидактические игры.
Интеграция дистанционных технологий обучения
в образовательную деятельность
Работа в школе-новостройке создаёт условия для использования в полной мере разнообразных дистанционных ресурсов. Программы «Электронная школа» и «LMS - School» позволяют дистанционно организовывать обучение детей в случаях долгосрочного отсутствия (болезнь, карантин и т.д.) –прикреплять к домашнему заданию файлы с презентациями по предмету, тестовые задания, справочный материал. Ведение электронного журнала «LMS - School» позволяет своевременно информировать родителей об успеваемости ребёнка, дать комментарии по выставленной отметке, задать свой вопрос не только классному руководителю, но и направить свои пожелания администрации гимназии. В разделе «События» размещаю информацию о мероприятиях гимназического и классного уровней. Каждый родитель имеет возможность увидеть степень активности своего ребёнка в данных мероприятиях.
С 2014 года, при организации этапа проверки знаний, в полной мере использую возможности «Системы опроса», которая позволяет при проведении одной работы выполнять свободную рассылку заданий (каждый учащийся получает разную последовательность вопросов), что даёт возможность проверить знания каждого ребёнка. По окончанию работы учащийся видит успешность выполнения им данных заданий. Учитель получает статистические данные о проценте правильного выполнения каждого задания. На уроках окружающего мира и занятиях клуба «Эрудит» провожу исследования с использованием ЛабДиска (мобильная естественно-научная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных), которая предназначена для самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащихся, в том числе направленной на освоение естественно-научных понятий. Вся лаборатория помещается на ладони, с ней можно отправиться в лес, на экскурсию, в поход.
С 2016 г. организую участие детей и родителей в проекте по безналичной оплате школьного питания, организованного совместно ПАО Сбербанк и ООО «Школа» для гимназии № 40 имени Ю.А. Гагарина. У родителей появилась возможность контролировать расходование средств детьми и быть в курсе, что кушает ребёнок.
Результаты учебных достижений обучающихся
Активное использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий и методик – метода проектов, элементов ТРИЗ-педагогики, информационно-коммуникационных технологий, технологий здоровьесбережения – помогает достигать хороших результатов.
Обеспечение результатов освоения обучающимися
образовательных программ:
Среднеарифметическое значение итоговых отметок* | |||||
математика | русский язык | литературное чтение | окружающий мир | технология | |
За предыдущий учебный год | 4,1 | 4,0 | 4,6 | 4,4 | 4,8 |
Суммарно за два года перед предыдущим учебным годом | 4,1 | 4,0 | 4,3 | 4,4 | 4,8 |
Суммарно за три предыдущих учебных года | 4,1 | 4,0 | 4,5 | 4,4 | 4,8 |
Из результатов таблицы: средний балл по предметам от 4,0 до 4,8.
Независимая оценка качества
Внешняя экспертиза:
- Комплексная работа для 3 класса на межпредметной основе. Результаты мониторинга: низкий уровень 19%, средний уровень 42%, повышенный уровень 27%, высокий уровень 12%.
- Итоговая комплексная работа для учащихся 4-х классов. Результаты: ниже базы 6%, база 55%, повышенный 39%.
Вывод:
Уровень освоения учащимися образовательных программ за последние три года на высоком уровне. 100% -ная успеваемость и качество знаний от 70 % до 100% объясняются созданием ситуации успешности в учении, эффективным сочетанием педагогических технологий, что способствует формированию высокой мотивации обучения.
После окончания начальной школы перед учащимися встал вопрос о выборе профиля обучения в 5-ом классе. Для поступления в 5-ый класс с углублённым изучением предметов ученикам необходимо было написать конкурсные работы по математике, русскому языку, английскому языку. Успешно выполнив данные работы, 11 учащихся поступили в классы с углублённым изучением предметов.
Ученики вошли в состав команды 5-х классов гимназии по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Первый опыт участия в городском турнире оказался удачным.
Результаты подготовки участников
Всероссийской олимпиады школьников
Являясь учителем начальной школы, я непосредственно не участвую в олимпиадах данного вида, но мои выпускники, обучаясь в среднем и старшем звене, показывают достаточно высокие результаты во Всероссийской олимпиаде школьников:
- II (муниципальный) этап всероссийской олимпиады школьников 2013-2014 учебный год: Карпенков Артур (победитель), Лебец Елена (призёр), Медюшко Екатерина (призёр), Бархатова Дарья (призёр);
- III (региональный) этап всероссийской олимпиады школьников 2013-2014 учебный год: Бабичев Илья (призёр), Лебец Елена (призёр), Медюшко Екатерина (призёр);
- II (муниципальный) этап всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 учебный год: Хмелинская Софья (призёр), Петрова Мария (призёр), Пухова Екатерина (призёр);
- III (региональный) этап всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 учебный год: Хмелинская Софья (призёр), Пухова Екатерина (призёр).
Результаты внеурочной деятельности обучающихся
по учебным предметам
В рамках пилотной региональной площадки по внедрению ФГОС НОО мной разработаны программы по учебным предметам, метапредметному модулю «Путешествуя, познаём окружающий мир», межпредметному модулю «Интеллект-клуб» и программы внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Робототехника и легоконструирование», «Эрудит». Проведение занятий по разработанным программам осуществляю с 2010г.
Разработка программ обусловлена потребностью более глубокой подготовки к участию учащихся в интеллектуальных и предметных конкурсах, олимпиадах; формирования творческих и интеллектуально развитых личностей; самосовершенствования личности школьника.
Главной целью разработанных курсов является создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся, формирование логического, творческого мышления, активизации мыслительной деятельности; развитие учебной мотивации, словарного запаса и коммуникативных навыков. Этому способствует организация индивидуальной и самостоятельной работы, работа в парах и малых группах сменного состава при выполнении заданий исследовательской, творческой и проектной проблематики; организация рабочего места, планирование трудового процесса, распределение рабочего времени, поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, составление алгоритмов действий, взаимопомощь и взаимоконтроль; организация презентационной деятельности по ходу и итогам выполненных заданий.
С 2011 по 2015 г. в рамках внеурочной деятельности проводила занятия в клубе «Эрудит» и «Легоконструирование и робототехника». Это способствовало повышению уровня заинтересованности учащихся в активном участии в олимпиадах и интеллектуальных конкурсахгородского и регионального уровня.
В этих внеурочных объединениях занимаются ежегодно до 50% учащихся моего класса. Во внеурочной деятельности, которую ведут другие педагоги гимназии, занято до 92% учащихся класса.
В системе предъявляем результаты нашей деятельности в конкурсах разного уровня:
- Городская интеллектуальная игра «Мир, в котором я живу»;
- Городской турнир знатоков родного края «Край мой, гордость моя»;
- Международная математическая игра-конкурс «Кенгуру», интеллектуальная игра «Золотое Руно», Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех», КИТ и т.д.
Достижения учащихся
Результативность участия учащихся
в конкурсах и олимпиадах разного уровня
Уровень | Мероприятия | Кол-во участников | Место |
Городской | Городской конкурс по робототехнике номинация «Творческий проект» - 2013 г. | 2 | 3 место |
Городская интеллектуальная игра «Мир, в котором я живу» - 2014 г. | 5 | 1 место | |
Городской турнир знатоков родного края «Край мой, гордость моя» - 2015 г. | 15 | 3 место | |
Городской конкурс проектов «Юный исследователь» - 2015 г. | 15 | 1 место | |
Городской турнир знатоков родного края «Край мой, гордость моя» - 2016 г. | 12 | 3 место | |
Региональный | Областной чемпионат по робототехнике - 2013 г. | 2 | 2 место |
Областная конференция «БИО - 2013» | 1 | грамота | |
Областной чемпионат по робототехнике - 2014 г. | 2 | 3 место | |
Соревнования по робототехнике «Hello, Robot» в рамках «Робофест – Северо-Запад» - 2014 г. | 3 | Сертифи-кат участника | |
Очный тур II межмуниципального конкурса исследовательских работ младших школьников «Мы сами открываем чудеса» - 2015 г. | 15 | Победа в номинации «Знатоки электричества» | |
Всероссийский | Межрегиональная детско-юношеская экологическая олимпиада «Водные ресурсы Северо - Запада: проблемы и пути их решения» - 2014 г. | 30 | Победи-тель и призёр |
«LEONARDO» - 2014 г. | 1 | 3 место в регионе | |
Международная математическая игра-конкурс «Кенгуру» -2013, 2014, 2015 г. | 21 | Призовые места по гимназии | |
«Золотое Руно» - 2013, 2014, 2015 г. | от 6 до 10 | 1 место по России | |
Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» - 2013, 2014, 2015 г. | от 14 до 22 | Призовые места по гимназии | |
«КИТ» - 2013, 2014, 2015 г. | от 10 до 14 | Призовые места по гимназии |
Таким образом, в интеллектуальных конкурсах разного уровня и на различных этапах принимали участие большинство учащихся класса. А по некоторым конкурсам количество участников доходит до 100%.
Наличие авторских публикаций обучающихся по предмету
в изданиях разного уровня
Информацию о своих достижениях учащиеся представляют в рамках мероприятий гимназического уровня – в рамках «Форума ученической, педагогической и родительской общественности», проекта «Школа для родителей»; а также на сайте гимназии № 40.
Разработанная и применяемая мной система внеурочной деятельности, позволяет осуществлять формирование ключевых компетенций учащихся.
Создание учителем условий для приобретении обучающимися
позитивного социального опыта
Участие учащихся в самоуправлении
Первым опытом участия в самоуправлении в начальной школе является участие в деятельности актива класса. Учащимся предлагается организовать классные мероприятия («День именинника», конкурсы и поздравления на 8 Марта, 23 февраля, «День матери» и т.д.), выбрать и обосновать направление экскурсионной деятельности, участие в конкурсах разного уровня.
Работа с родителями обучающихся
Работа с родителями строится на принципах открытости, сотрудничества, доверия, взаимопомощи. Родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Совместно с родителями провожу в рамках ежегодных гимназических мероприятий проекты «Семейный праздник «Лад», «Новая точка на карте России», «Образ России», «Фестиваль «Моя Россия», «Их именами названы улицы города».
В систему работы включены общегимназические мероприятия, система общегимназических и классных родительских собраний, проведение открытых уроков для родителей и погружение в образовательную среду через участие в гимназическом проекте «Школа для родителей»: родители проживают учебный день своего ребенка, знакомятся с новыми методами и технологиями образования, оборудованием и образовательным пространством гимназии, что позволяет им понять внутренний мир своего ребенка, скорректировать систему взаимоотношений в семье и личного понимания современной школы, совместно с учителем выстроить индивидуальную траекторию развития своего ребенка.
При содействии родителей созданы условия для участия детей в интеллектуальных, творческих конкурсах и олимпиадах. Регулярно проводится работа с родителями учащихся с низкой учебной мотивацией.
Большое внимание в своей деятельности уделяю работе с родительской общественностью через участие в ежегодных Форумах родительской, педагогической и ученической общественности, где проходит апробацию система взаимодействия всех категорий участников образовательного процесса.
Работа с дезадаптивными детьми
Работа с дезадаптивными детьми, с детьми группы риска выстраивается следующим образом: обозначается проблема; намечаются формы работы.
Проблема | Формы работы |
Несформированность базовых умений и навыков, пробелы по отдельным темам | Индивидуальные и групповые дополнительные занятия; индивидуальные консультации, дифференциация обучения; разноуровневые контрольные и проверочные задания; поощрение учащихся за различные достижения;контроль выполнения классных и домашних работ;привлечение к созданию банка ученических презентаций, иллюстративного и наглядного материала;беседы с учащимися, родителями, проектная деятельность. |
Низкая познавательная активность и слабая мотивация у отдельных учащихся | Индивидуальная работа с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности с использованием разных форм и методов обучения: дидактические игры, викторины, занимательные задания, проектная деятельность. Занятия с психологом и в «Студии самопроектирования», интегрированная работа, проектная деятельность. |
Досуговой деятельности обучающихся
Организация досуговой деятельности обучающихся проводится при непосредственном участии родителей. Активное взаимодействие и сотрудничество с родителями во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий, учебно-познавательных экскурсий (взаимодействие с эколого-биологическим центром: систематические посещения занятий, участие в конкурсах организуемых городским экоцентром; посещение выставочного пространства и участие в интерактивных занятиях Музея Мирового океана, Музея Янтаря и т.д.).
Организация тематических экскурсий в рамках межпредметного образовательного модуля «Путешествуя, познаём окружающий мир», направленных на изучение родного края. Специфика данного модуля состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира.
Организация и проведение родителями бесед об использовании знаний в профессиональной деятельности способствует развитию социально адаптированной и компетентной личности школьника (посещение предприятия «Айсберг», экскурсия на конезавод в город Черняховск).
Участие в проектах, направленных на благоустройство территорий
Участие обучающихся в проектах, направленных на благоустройство территорий, улучшения качества окружающей среды, охрану природы проходит в рамках посильных мероприятий «Сделаем улицу чище», «Зеленая планета», «Поможем птицам перезимовать».
Участие обучающихся в социально направленном проекте «Новая точка на карте России» проходило при содействии родителей, жителей микрорайона «Сельма».
Взаимодействия обучающихся с общественными организациями и органами власти
Первый опыт организация взаимодействия обучающихся с общественными организациями и органами власти осуществляется в рамках работы в проектах «Дни национальных культур» общественной кафедры «Образование и дипломатия». В организации дипломатической деятельности гимназии ученики принимали участие во встречах с иностранными гостями (Польша, Германия, Эстония, Литва, Латвия).
Наличие собственной методической системы учителя
Распространение собственного опыта в области повышения качества
обучения и воспитания
Опыт педагога был предъявлен на гимназическом, городском и областном уровнях.
Уровень учреждения | |
1 | Методический марафон в рамках Дня молодых педагогов «Российское образование сегодня: взгляд молодых педагогов» - интерактивное занятие клуба конструирования и робототехники, 2014 учебный год |
2 | Выступления на родительских собраниях об особенностях обучения учащихся начальной школы, 2012-2015 учебный год. |
3 | Участие в проведении курсов повышения квалификации для педагогов гимназии № 40 «Перспективы развития среднего (полного) общего образования в условиях введения ФГОС» - Технология решения изобретательских задач. ТРИЗ на уроке; 2013 учебный год |
4 | Выступление на заседании МО – 2013 - 2015 учебный год. |
5 | Педагогический марафон МАОУ гимназии № 40 «Ступени профессионального роста»- выступление «Современная дидактическая среда в начальной школе», 2013 учебный год |
6 | Проведение работы в секциях и участие в Форумах родительской, ученической и педагогической общественности по плану работы гимназии. 2012 - 2015 учебный год. |
8 | Профессиональный конкурс «Призвание-2015», победитель профессионального конкурса «Признание - 2015» (за развитие традиций профессиональной смелости, ответственности, глубокой, мудрой веры в возможности учеников) |
9 | «Школа для родителей» урок математики по теме «Число 10. Сложение и вычитание в пределах 10» - 2013 учебный год |
10 | «Школа для родителей» урок математики по теме «Число и цифра 5» - 2015 учебный год |
11 | Открытый мероприятие «Роль книги в жизни человека» в рамках ежегодного гимназического мероприятия «ЛАД» - 2015 учебный год |
12 | Открытый мероприятие «110 лет со дня рождения А.Л. Барто» в рамках ежегодного гимназического мероприятия «ЛАД» - 2016 учебный год |
Региональный уровень | |
1 | Выступление «Инновационные формы взаимодействия с родителями учащихся: из опыта организации форумов общественности» на секции «Государственно-общественное управление образованием» в рамках Августовской педагогической конференции работников системы образования Калининградской области «Приоритеты государственной политики в сфере образования Калининградской области», 2013 учебный год |
2 | Региональная конференция работников образования Калининградской области «Итоги реализации комплексного проекта модернизации региональной системы общего образования в 2012 году» - мастер-класс «Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях перехода на ФГОС» , 2013учебный год |
3 | Открытие Ресурсного центра БФУ им. Канта «Педагогическое образование» на базе МАОУ гимназии № 40 им. Ю.А. Гагарина – мастер-класс «Легоконструирование в начальной школе» , 2014 учебный год |
4 | Участие в круглом столе «Дискуссионные вопросы организации контрольно-оценочной деятельности в условиях перехода на ФГОС НОО» , 2014 учебный год |
Международный уровень | |
1 | Презентационный семинар для руководителей общеобразовательных учреждений г. Вильнюс – экспресс-мастер-класс, 2013 учебный год |
2 | XIII Международная научно-практическая конференция «Ценности современного образования в интересах личности, общества и государства» - обмен опытом по теме «Современный подход к организации духовно-нравственного воспитания в начальной школе», 2013 учебный год |
3 | XV международная научно-практическая конференция площадка «Ключевые траектории развития бинарного взаимодействия в педагогическом образовании» - педагогическая мастерская «Задачи в математическом образовании: как реализовать их функциональный потенциал», 2015 учебный год |
Организация сотрудничества по обмену опытом в сфере образования
Организация сотрудничества по обмену опытом в сфере образования осуществляю в сотрудничестве с БФУ им. Канта. Участвуя в деятельности регионального ресурсного центра «Педагогическое образование», организованного БФУ им. Канта на базе гимназии № 40, провожу уроки, практические занятия со студентами, консультации по тематическим направлениям; организую проведение мастер-классов, пе6дагогических мастерских для студентов, преподавателей БФУ им. И. Канта, учителей школ Калининградской области.
В рамках XIII Международной научно-практической конференции «Ценности современного образования в интересах личности, общества и государства» - обменялась опытом по теме «Современный подход к организации духовно-нравственного воспитания в начальной школе» (2013 г.); в рамках XV международной научно-практической конференции совместно с преподавателем БФУ им. Канта В.В. Малыхиной и Плиско С.С. (учителем гимназии № 40) организовали работу педагогической мастерской «Задачи в математическом образовании: как реализовать их функциональный потенциал» (2015 г.) на открытой площадке «Ключевые траектории развития бинарного взаимодействия в педагогическом образовании». В настоящее время занята в разработке программы мастерской педагогического проектирования «Педагог в современной образовательной среде: проектирование интерактивного пространства развития и обучения» XVI международной научно-практической конференции «Из эпохи Гутенберга в эпоху Интернета: каким быть образованию в XXI веке», которая состоится 21 апреля 2016 г.
Участие в разработке гимназических проектов
Принимала участие в разработке гимназических проектов «Форум ученической, педагогической и родительской общественности», «Школа для родителей», «Новая точка на карте России».
Считаю самообразование важной составляющей личностного и профессионального роста.
Использую возможности дистанционного образования для прохождения курсов повышения квалификации по теме «Формирование связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в системе начального общего образования» (при Сибирском институте практической психологии, педагогике и социальной работы); посещаю вибинары («Говорим правильно – рекомендации по формированию культуры речи у школьников», «Ресурсы предметной линии «Математика» авторов Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой для формирования и развития основ логического мышления обучающихся»), интересуюсь обсуждениями на образовательных порталах.
Являюсь руководителем предметной кафедры «Начального образования», в состав которой входит 34 педагога, 2 социальных педагога, 2 психолога, педагоги физической культуры, музыки, английского языка преподающие в начальной школе. На заседаниях предметной кафедры обсуждаем и утверждаем план работы на учебный год, перечень интеллектуальных конкурсов, в которых смогут принять участие педагоги совместно со своими учениками, рабочие программы учебных предметов, занятий внеурочной деятельности, программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; программы формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Работу организуем в виде информационных семинаров, курсов повышения квалификации, проблемных семинаров, творческих групп по обобщению и распространению эффективного педагогического опыта. Изучаем нормативные документы. Обсуждаем материалы для проведения предметных недель, школьных олимпиад, конкурсов. Посещаем и обсуждаем открытые уроки, мероприятия. На заседании предметной кафедры рекомендуем педагогам участвовать в профессиональных конкурсах, семинарах (Кронкина Н.А. «Янтарная сова – 2016г.»; Топчий Н.А. международный научно-практический семинар «Преемственность дошкольного и начального естественнонаучного образования: российский и немецкий опыт», международный научно-практический семинар «Педагогические условия построения индивидуальной траектории обучения» - 2015 г.; Берендяева Э.В. победитель Международной Олимпиады «Тест на соответствие занимаемой должности» в номинации «Олимпиадная работа для педагога» 2015 г.)
Последовательно занимаюсь самообразованием по теме «Развивающий потенциал проектной деятельности в начальной школе», которую в данный момент считаю приоритетной в моей индивидуальной педагогической системе.
Тема по само-образова- нию | Развивающий потенциал проектной деятельности в начальной школе |
Причина выборадан- нойтемы | Значимость формирования ключевых компетентностей каждого ученика, создание условий для реализации индивидуальных творческих способностей учащихся, саморазвития и самореализации |
Источники информации | Начальная школа. Издательский дом «1 сентября». Web.: http://nsc.1september.ru/ |
К.Н. Поливанова. «Проектная деятельность школьников». М., Просвещение, 2008 г. | |
А.Б. Воронцов. «Проектные задачи в начальной школе», пособие для учителя, 2-е издание. М., Просвещение, 2010 г. | |
М.Б.Романовская. «Метод проектов в учебном процессе», Методическое пособие. М.: Центр «Пед. поиск», 2006 г. | |
А.В. Горячев. «Всё сумею, всё смогу», пособие по проектной деятельности в начальной школе (2 – 4 класс). – М.: Баласс, 2010 г. | |
Модели уроков современной дидактики в образовательных учреждениях/ Под ред. Проф. Л.П. Ильенко, М.:АРКТИ, 2007 г. | |
Я иду на урок начальной школы. Издательский дом «1 сентября». Web.: http://nsc.1september.ru/urok/ | |
Способы реализации новыхзнаний | Организация внеурочной проектной деятельности учащихся в рамках центра внеурочной деятельности «Конструирование и робототехника». Разработка уроков и внеурочных занятий в рамках организации участия в гимназических проектах. Проектирование индивидуальной деятельности учителя и ученика. Развитие системы взаимодействия с родителями учащихся в рамках творческих проектов. |
ИТОГ | Распространение педагогического опыта через активное участие в методической работе уровня учреждения, города, региона: проведение открытых уроков, мастер-классов для родителей и педагогов гимназии; лекционно–практические занятия в рамках областного мероприятия-семинара, региональной конференции работников образования. Формирование личностной компетенции учащихся, мотивация на успешность. Участие в проектной деятельности, взаимодействие с социальными партнёрами: гимназические проекты социальной направленности; Гимназический форум родительской, ученической, педагогической общественности. |
Обеспечение непрерывности собственного профессионального развития
После окончания Златоустовского педагогического училища с 1988 по 2002 год работала учителем начальных классов в школе № 2 г. Златоуста. В 1994 г. окончила Челябинский ордена «Знак Почёта» государственный институт по специальности учитель биологии средней школы.
С февраля 2003 года и по настоящее время работаю учителем начальных классов в гимназии № 40 г. Калининграда.
С 2010 по 2013 год являлась членом Управляющего Совета гимназии № 40 и исполняла обязанности заместителя председателя УС. Управляющий Совет (УС) - являлся гимназическим внутренним органом управления, который представлял, выражал и защищал общие интересы всех участников образовательного процесса. К компетенции Управляющего Совета МАОУ гимназии № 40 относилось:
- определение основных направлений развития Гимназии;
- повышение эффективности финансово-экономической деятельности, участие в распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда работников Гимназии;
- разработка Устава, изменений и дополнений к нему, локальных актов Гимназии;
- осуществление общественного контроля за деятельностью Гимназии;
- содействие созданию в Гимназии оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
- утверждение программы развития Гимназии.
Государственные и отраслевые награды:
- Грамота городского управления образования г. Златоуст, Челябинской области (2002 г.)
- Благодарственное письмо комитета по образованию административного городского округа «Город Калининград» за высокий профессионализм, результативность в работе с одарёнными детьми (2014 г.);
- Благодарственное письмо Калининградского областного института развития образования за активную работу и подготовку участников к областному Чемпионату по робототехнике (2013 г.).
Письма поддержки прилагаются к аналитической справке.
Участие в региональных педагогических конференциях, семинарах
Методические семинары: «Базовая площадка как ресурс инноватизации культурно-образовательной среды общеобразовательного учреждения», «Организация исследовательской, проектной деятельности в 2013-2014 учебном году», Современные формы организации взаимодействия с социумом: опыт первого этапа реализации проекта «Новая точка на карте России» - 2013 г., «Организация исследовательской, проектной деятельности в 2014-2015 учебном году», «Профессиональный стандарт педагога» - 2014 г.
Фестиваль науки и творчества «Создание в условиях нового здания гимназии открытой площадки для взаимодействия учёных, учителей и школьников, увлечённых изучением наук» - 2013 г.
Региональная научно-практическая конференция: площадка «Ценности современного образования в интересах личности, общества и государства» - обмен опытом по теме «Современный подход к организации духовно-нравственного воспитания в начальной школе» , 2013 г.; площадка «Ключевые траектории развития бинарного взаимодействия в педагогическом образовании» - педагогическая мастерская «Задачи в математическом образовании: как реализовать их функциональный потенциал», 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития младшего школьника.
Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Использование метода проектов позволяет реализовывать подход, который способствует применению...
Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...
Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Реазизация технологии проектно-исследовательской деятельности во 2-м классе. Описание собственного опыта....
Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...
Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, ...
Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников.
Обобщение опыта работы на тему "Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников"....
«Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»
Рассказ о работе над коллективным творческим проектом "Храмовое зодчество Смоленщины"....