Мастер Класс «Методические приемы проектирования современного урока по ФГОС"
учебно-методический материал по теме

Башарова Эльза Рашитовна

Мастер класс спроектирован как урок с этапами ФГОС. На каждом этапе показаны и использованы  различные методы и приемы обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С. ИНЗЕР

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛОРЕЦКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Зам. директора по УВР ____________________ Р. М. Галикаева

Директор школы _________________________ М. С. Хайбуллина

Дата выступления  

 Выступление на семинаре

«Анализ современного урока»

Мастер класс  «Методические приемы проектирования современного урока по ФГОС»

Выступление подготовила

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №1 с. Инзер

первой квалификационной категории

Башарова Э.Р.

 

Инзер, 2017

«Методические приемы проектирования современного урока по ФГОС»

  1. Эмоциональный настрой
  2. Выйти и зайти со словами « А вы не видели? Вам не встречались? Да отличие современного урока от традиционного? Вы поможете мне их найти?
  3. А как зная это грамотно спроектировать урок? Для чего это знать? Где вы это примените?

ФГОС (если просто) – это ветер перемен? Если «да», то каких? Что делать? Откуда начать? Как спланировать свой маршрут, чтобы получить нужный результат, заказанный государством?

ФГОС  (если серьёзно) – это обновление образования. Естественно, оно предполагает изменения в деятельности учителя.

Что такое обновление? Это капитальный ремонт или косметический?

Обновление – это дополнение, предостерегающее или устраняющее неполадки, повышающие безопасность.

ФГОС – это обновление педагогической деятельности. Прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести необходимый багаж теоретических знаний.

Результат ФГОС – это выпускник 21 века с полным набором УУД.  Нужно научить ученика учиться на всю жизнь, воспитать желание, непрерывное желание учиться. Это основное условие успешности современного человека

. Самоподготовка учителя состоит в следующем:

  • в изучении ФГОС
  • в овладении новым планированием уроков, направленных на получение метапредметных и личностных результатов
  • в умении конструировать урок с использованием новых технологий.

Какие  пед. технологии используете вы на своих уроках?

  • развивающее обучение;
  • -проблемное обучение;
  • -разноуровневое обучение;
  • -коллективная система обучения (КСО);
  • -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
  • -исследовательские методы обучения;
  • -проектные методы обучения;
  • технология « дебаты»;
  • -технологию модульного и блочно- модульного обучения;
  • -лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
  • -технология развития «критического мышления»;
  • -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • -информационно – коммуникационные технологии;
  • -здоровьесберегающие технологии;
  • - систему инновационной оценки « портфолио»;
  • - технологию дистанционного обучения
  • технология мастерских
  • групповое обучение  и др.   (Силевко  более 100 технологий)

Переход  к Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.  

Потребуется время, потребуются силы, знания. Вечным остаётся место работы учителя – урок и его назначение.

       Учить детей сегодня трудно.

И раньше было не легко,

Читать, считать, писать учили:

«Дает корова молоко».

Век 21-й – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит.

Какими дети быть должны:

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви.

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций. Новизны!

  • « Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»
  • Какой должна быть структура урока?
  • Как его подготовить?
  • Как добиться того, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им все расскажет?

     Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».

Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%. Желаю вам активного участия.

Урок с позиции деятельностного подхода подразумевает применение разнообразных приемов, позволяющих не только усваивать знания, но и овладевать компетентностями, в том числе и умением учиться

Цель  сегодняшнего выступления, показать, как можно использовать  методы  и приемы обучения на разных этапах уроков.

Так с чего же начать? С проектирования урока. Изменения заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание пед. взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность учащихся ( в 3 аспектах: позновательном, коммуникативном и личностном)

Алгоритм

  • 1. Определение места урока в рабочей программе по предмету
  • 2.Анализ материала в учебнике
  • 3.Определение целей по линиям развития
  • 4. Определение min и max уровней
  • 5. Моделирование проблемных ситуаций
  • 6. Планирование диалога с учащимися
  • 7.Проектирование актуализации знаний
  • 8. Проектирование форм работы
  • 9. Моделирование вариантов применения знаний
  • 10. Рефлексия.

Структура урока в рамках деятельностного подхода.

1.Организационный этап.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».

Приемы:

  • «Фантастическая добавка»
  • «Эмоциональное вхождение в урок»
  • «Пословица-поговорка»
  • «Высказывание великих»
  • «Эпиграф»
  • «Проблемная ситуация»
  • «Проблема предыдущего урока»
  • «Интеллектуальная разминка»
  • «Нестандартный вход в урок»
  • «Ассоциативный ряд» и др.

Посмотрите на описание приемов и скажите с какого приема я начала наш «Урок» ( в парах читают описание приемов и выбирают)

«Нестандартный вход в урок»
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Формирует:
умение анализировать;
умение выделять и формулировать противоречие.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.  

  • Посмотрите ролик о   Приеме « Фантастическая добавка»
  • Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы.

 Можно разыграть беседу по ролям

 А какие приемы используете вы?

II. Целепологание. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности.

Цель: обсуждение затруднений
«Почему возникли затруднения?»,
«Чего мы ещё не знаем?»
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Приемы:

  • «Тема-вопрос»
  • «Работа над понятием»
  • «Ситуация яркого пятна»
  • «Подводящий диалог»
  • «Группировка»
  • «Исключение»
  • «Домысливание»
  • «Линия времени»
  • «Генераторы-критики»
  • «Зигзаг»

  • Метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика.

 

  • Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода

Посмотрите ролик о приеме мотивации « Удивляй»

 Каждое МО получит описание приема и расскажет как его можно применить на своих  уроках.

III. Коррекция знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Прием «Лови ошибку»

Ученики получают «ошибочную» инфармацию.  Определяют ее истину.
Например, серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

III. Актуализация знаний.

Приемы:

  • «Интеллектуальная разминка»
  • «Отстроченная отгадка»
  • «Лови ошибку»
  • «Идеальный опрос»
  • «Кроссворд»
  • «Я беру тебя с собой»
  • «Конкурс шпаргалок»
  • «Корзина идей»

Предположите по  названию идею приема

СВЕРЬТЕ ДОГАДКИ С ОПИСАНИЕМ

 Вот как можно использовать прием «Я беру тебя с собой»

IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
 
Этап изучения новых знаний и способов действий

Приемы :

  • «Удивляй»
  • «Пресс-конференция»
  • «Ключевые методы»
  • «Привлекательная цель»
  • «Мультимедийная презентация»
  • «Вопросы к тексту»
  • «Хорошо-плохо»
  • «Жокей и лошадь»

 Соберите основные тезисы требований к учителю КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ, ВЕДУЩИЙ ДЕВИЗ, ОСНОВНАЯ ФОРМА ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРУДИЕ УЧИТЕЛЯ

Прием «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения.

 Форма коллективного обучения.

Автор - А.Каменский.

 Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

  • Орудия учителя –просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание
  • Основная форма учебной деятельности – живое общение с учащимися.
  • Ведущий девиз: «Действуем вместе!».
  • Модель обучения –  свободное раскрытие  личности.
  • Модель общения – многосторонняя.

V. Первичное закрепление. Применение  теоретических положений.
Этап закрепления  знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания,
запись в виде опорного сигнала.

ПРИЕМЫ

  • «Своя опора»
  • «Да-нетка»
  • «Сорбонка»
  • «Игра тренинг»
  • «Щадящий вопрос»
  • «Деловая игра « Я учитель»
  • «Работа по карточкам»

VI. Самоанализ и самоконтроль 
Этап  применения  знаний и способов действий

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

 Приемы:

  • «Мини-проекты»
  • Решение ситуационных задач»
  • «Мини-исследование»
  • «Работа с компьютером»
  • «В своем темпе»
  • «Рестовратор»
  • «Работа с иллюстративным материалом»
  • «Создай паспорт»
  • «Вопросительные слова»
  • «Инсерт»

«Реставратор» Впиши типы уроков по его структуре  На карточках

  • Урок усвоения новых знаний
  • Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
  • Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
  • Урок систематизации и обобщения знаний и умений
  • Урок контроля знаний и умений
  • Урок коррекции знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный урок

VII.  Обобщение усвоенного.
 Включение нового знания
в систему знаний и повторение.

Приемы

  • «Тест»
  • «Своя опора»
  • «Кластер»
  • «Интеллект-карты»
  • «Повторяем с контролем»
  • «Силовой анализ»
  • «Синквейн»

Составь синквейн по теме

  • Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;
  •  Дидактический синквейн появился в начале XX века в США;
  •  Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.


VIII.   Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

Цель: контроль  учащимися  результатов своей деятельности и всего класса.

Приемы:

  • « Опрос по цепочке»
  • «Тихий опрос»
  • «Идеальный опрос»
  • «Блиц – контольная»
  • «Выборочный контроль»
  • «Толстый и тонкий вопрос»
  • «Круглый стол»
  • «Три предложения»
  • «Тройка»
  • Прием «Толстый и тонкий вопрос»

Этот прием из технологии развития критического мышления.

 Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает развернутый ответ.

Задайте друг другу вопросы по теме

IX.   Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) собственных  состояний, своих поступков и прошедших событий.

Виды рефлексии

Настроения ( фишки)

Деятельности ( лесенка)

Содержание материала

Я узнал…

Понял что….

Применю на уроке….

Меня удивило…

Как работали? Фразеологизмы

Притча о мудреце и бабочке

  • Выбор за тобой
  • «Это невозможно!» - сказала Причина.
  • «Это безрассудство!» - заметил Опыт.
  • «Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
  • «Попробуй…» - шепнула Мечта.

Благодарю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Проектирование современного урока"

Материал в помощь учителю при проектировании современного урока и создания технологической карты урока....

Мастер-класс "Методические подходы к содержанию урока физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы А.

Выбор упражнений для развития силовых качест основных групп мышц для обучающихся СМГ "А"....

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Мастер-класс " Анализ и самоанализ современного урока- путь к его совершенствованию".

Презентация "  Классификация видов самоанализа, Мастер- класс: «Анализ и самоанализ современного  урока -путь к его совершенствованию  ».Схема самоа...

Мастер-класс "Проектирование современного урока в инклюзивном классе"

Мастер-класс "Проектирование современного урока в инклюзивном классе" для педагогов школы...

Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "

Доклад"Урок в начальной школе   в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "...