Реализация программы духовно-нравственного воспитания на базе МКОУ Мастюгинская ООШ
учебно-методический материал на тему
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предполагает формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции, способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека.
Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.
Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.3 КБ |
![]() | 827 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мастюгинская основная общеобразовательная школа
Доклад на тему:
«Реализация программы духовно-нравственного воспитания на базе
МКОУ Мастюгинская ООШ»
Директор МКОУ Мастюгинская ООШ
Л.И. Деревщикова
29.08.2018г
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и среднего общего образования является частью основной образовательной программы.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, через формирование личностной, семейной и социальной культуры.
Задачи:
-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-Формирование способностей к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
-Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
-Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
-Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
-Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предполагает формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции, способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека.
Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.
Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).
Для решения воспитательных задач педагоги вместе с родителями обращаются к содержанию:
-общеобразовательных дисциплин;
-произведений искусства;
-периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
-духовной культуры и фольклора народов России;
-истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
-жизненного опыта своих родителей и прародителей;
-общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных культурных практик;
-другие источников информации и научного знания.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания.
-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, доверие к людям.
-Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувства долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедования, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
-Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни.
-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся лежат следующие принципы:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который является собой высшей целью стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другим значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. (Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь?) Понимание – этот ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.
В рамках реализации программы мы применяем формы работы:
-экскурсии в музеи,
-исследовательские работы, проекты,
- уроки краеведения,
-творческие проекты, конкурсы рисунков, коллажей
- акции
-фотовыставки
- прогулки, туристические походы
-школьный праздник
-выставки семейного творчества,
-участие в эстетическом оформлении кабинета к мероприятиям, к праздникам
-совместные праздники и проекты, образовательные события
Для реализации теоретических знаний по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в начальном звене
проводятся занятия по « Основам религиозных культур и светской этики» в 4 классе 0,5 часа и внеурочной деятельности «Мир, который мы познаем» по 1 часу в классе-комплекте с 1 по 4 классы.
В среднем звене на реализацию данной программы выделено на занятие по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»– по 0,5 часа в 5,6 классах, 1 час в неделю кружковой работы «Воронежское краеведение», 7 классных часов в год и общественно-полезная практика.
По данному направлению работают 3 педагога. Все они прошли обучение по программе духовно-нравственного воспитания. Имеется необходимое количество учебной и дополнительной литературы, компакт диски. Классы оборудованы необходимой техникой: ноутбук, проектор, интерактивная доска и т.д.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются образовательным учреждением, семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающихся. Важным условием успешной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
Очень важным является участие представителей общественных организаций и объединений, традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы.
Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся заключается в проведении совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в школе.
Проблемы реализации данной программы:
На протяжении последних десятилетий, к сожалению, мы растеряли многие духовные ценности. В вечной суете, спешке, заботах о благополучии и обеспеченности человечеству трудно прийти в себя, и в нравственной слепоте оно перестает отличать прекрасное от безобразного, вечно ценное от преходящего, сиюминутного. Современный человек сбит с толку и не может образумиться. В настоящее время проблема духовно- нравственного воспитания и развития школьников - одна из актуальных на сегодняшний день проблем. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. В довольно раннем возрасте человек начинает понимать, что мир устроен не так уж разумно и справедливо, видит ложь и лицемерие, жадность и трусость, узнает о войнах, убийствах.
Тем не менее духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.
В нашей школе мы выделили следующие проблемы:
- малое количество выделенных часов на реализацию программы;
- слабая активность родителей в совместной деятельности;
- частое перемещение священнослужителей при местном храме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, через формирование личностной, семейной и социальной культуры .
Задачи: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; -Формирование способностей к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; -Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; -Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России; -Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; -Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; -Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; -Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Виды и формы деятельности ребёнка
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях .
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся лежат следующие принципы: принцип ориентации на идеал ; принцип следования нравственному примеру ; принцип диалогического общения; принцип системно-деятельностной организации воспитания .
Формы работы
Учебный план Начальное звено Среднее звено 4 класс Основы религиозных культур и светской этики – 0,5 часа Внеурочная деятельность - «Мир, который мы познаем» - 1 час в 1,3 кл. 1 час в 2,4 кл. 5,6 класс Основы духовно-нравственной культуры народов России– по 0,5 часа Внеурочная деятельность - ««Воронежское краеведение»» - 1 час в 5,6 кл.
Проблемы реализации программы: малое количество выделенных часов на реализацию программы; слабая активность родителей в совместной деятельности; частое перемещение священнослужителей при местном храме.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-195162-1359900711.jpg)
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.
Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...
Роль семьи в реализации духовно – нравственного воспитания м развития личности.
Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. Уровень культуры и понятия об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедлив...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-376441-1388936109.jpg)
« Реализация авторской программы воспитания «Семь Я»
Актуальность применения авторских программ воспитания с целью формирования личностных качеств учащихся. Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обесп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/08/picture-47830-1496941251.jpg)
Выступление на педсовете «Реализация основных направлений воспитания личности во внеурочное время через работу кружков».
ООП НОО содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.Такое пространство интегрировано в урочн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/21/picture-741215-1453400263.jpg)
Реализация задач экологического воспитания в младших классах школы II вида через внеурочную деятельность
Статья по экологическому воспитанию в младших классах коррекциооной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/09/picture-983946-1512842617.jpg)
Современные формы и методы воспитательной работы для реализации стратегии развития воспитания
Доклад...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/28/picture-138858-1395996600.jpg)
«Внедрение информационно-коммуникативных технологий для успешной реализации ФГОС и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
laquo;Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» А.П.Семенов.Тема самообразования «Внедрение информационно-коммуникати...