Виды, формы и типы речи как объект обучения слабослышащих и позднооглахших детей
методическая разработка на тему

Чиряскина Галина Андреевна

В статье представлен материал по теме  "Виды, формы и типы речи как объект обучения слабослышащих и позднооглохших детей. Материал  требования   по использованию каждого вида типа и формы речи в зависимости от класса обучения. Методической основой материала является "Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др.; Под ред. К.Г. Коровина.— М.: Просвещение, 1995."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды, формы и типы речи как объект обучения.

В содержание обучения по разделу «Развитие речи» включаются разные формы, виды и типы речи.

Формирование речевой деятельности учащихся включает в себя  обучение одновременно письменной и устной речи. Обучение письменной речи начинается по окончанию букварного периода и овладения грамотой в 1 классе.

Письменная речь имеет графическую природу и воспринимается зрительно, она имеет психолого-дидактическую ценность в обучении детей с нарушениями слуха:

  • написанное обозримо сразу в полном объеме,
  • к нему можно многократно обращаться,
  • уточнять контекстные значения слов,
  • анализировать их звуко-буквенный и морфемный состав,
  • прослеживать синтаксические связи,
  • выверять последовательность изложения.

Работа над письмом как формой речевой деятельности – это способ обучения речи в целом.

Развернутое речевое высказывание/текст – основная единица обучения на уроках развития речи.

Функции текста:

  • Роль смыслового ввода в тему
  • Служит речевым образцом (подаются новые слова, словосочетания и предложения, требуемой структуры)
  • Является опорой для языковых и речевых упражнений.

Учебные тексты должны быть:

  • небольшие по объему
  • несложные по содержанию (более сложные тексты берутся на уроки чтения, на которых формируется навыки смыслового восприятия, т.е. понимания речи)
  • сравнительно простыми по лексике и синтаксису (близки к детской речи)
  • большинство написаны от первого лица (рассказ мальчика, письмо девочки и т.п.)
  • связаны с какими-то мероприятиями, событиями и т.п.

Текст на уроках развития речи является основой для собственной речевой продукции, которая постепенно класса к классу усложняется не только по содержанию, композиционному построению, лексике, но и по структуре предложения.

Таблица 1.

Класс

Тип предложения

1доп.класс

1класс

Побудительные предложения с обращением (поручения, просьбы, инструкции), Оперируя этими предложениями, учащиеся усваивают лексические значения глаголов, практически овладевают разными типами словосочетаний.

Простые повествовательные нераспространенные и распространенные предложения, в том числе с отрицанием.

2

Простые распространенные побудительные повествовательные и вопросительные предложения, сложные предложения с союзами и, а, но.

3

Предложения с однородными членами и обобщающими словами, сложные предложения с придаточными причины и цели.

4

Предложения с прямой речью, сложные предложения с придаточными времени, места, определительными.

5

Сложные предложения с придаточными изъяснительными  условия

Сложные предложения различной структуры, предложения с вводными словами, междометиями.

На уроках развития речи не изучается структура предложения, а предложения данного типа вводятся в тексты, предназначенные для выполнения различных упражнений, в тексты изложений, в письменные работы. Работа над названными в программе типами предложений не фокусируется на один или несколько уроков, а распределяется на весь учебный год.

Таблица 2.

Класс

Формы речи

Диалогическая

 Диалог-наиболее распространенная форма обиходно-разговорной речи.  В Д ясно выступает побудительный мотив к речи; Д- психологически наиболее легкая форма речи, т.к. последующая реплика/ответ опирается на предыдущую /вопрос. Д прост в языковом оформлении: ответная реплика может состоять из неполного предложения или одного слова, так же как и уточняющий вопрос

Монологическая

Монолог – произнесенный или написанный текст, обращенный к слушателю или читателю, но не рассчитанный на немедленную реакцию. Обучение МР в устной форме связано с тематическими беседами. Беседы являются соединением диалога и монолога: задается вопрос, который подразумевает развернутый ответ.

Основной формой МР является рассказ – развернутое речевое высказывание, содержательно обусловленное определенной темой.

Задачей развития монологической речи является учить умению использовать связочные слова и другие грамматические средства, придающие тексту структурно-смысловое единство, умение отбирать слова и грамматические формы, наиболее точно и полно передающие мысли говорящего.

1доп-1 класс

Одноступенчатый диалог

(один вопрос - один ответ)

Как отвечать на вопросы, так и задавать вопросы.

Составление рассказов по картинке, по серии картинок, по демонстрации действия нескольких предложений, которые образуют небольшой рассказ.

2

класс

Число ступеней диалога увеличивается.

3

класс

Вопросно-ответный диалог носит характер развернутой беседы: усложняется синтаксическая структура ответов.

 Вводится формы диалога «сообщение - вопрос»,

«сообщение- сообщение»

Устные рассказы на тему, не только по картинкам, но и на основе личных наблюдений, впечатлений, воспоминаний. Постепенно увеличивается объем, повышаются требования к логическому и композиционному построению, лексическому насыщению, к использованию разнообразных грамматических форм и конструкций.

4

класс

5

класс

Программа подразумевает обучение 3 смысловым типам письменной монологической речи: повествованию, описанию, рассуждению (элементы рассуждения в описательно-повествовательной речи)

Таблица 3

Характеристика типов  речи

Класс

и примерная тематика

Повествование-  смысловой тип текста, в котором события описываются в определенной последовательности. Составляются рассказы по картинке и серии картинок с динамичным сюжетом, построенным на смене событий и отчетливо выраженных причинно-следственных и временных зависимостях.

 На основе личного опыта пишутся сочинения.

Составление повествовательных текстов учит логически правильно соединять в речи события, используя для их выражения необходимые языковые средства: временные формы глаголов, части речи, которыми выражено время, место, обстоятельство действия, слова, связывающие предложения и передающие последовательность происходившего.

1 доп.класс - лексические темы

1 класс

«На улице», «Мы идем учиться»,  «В классе», «Мы играем», «Моя семья», «В саду/ в лесу/ в огороде», Зимой/весной и т.д.

2класс

«Как мы ходили в зоопарк», «Что мы делали летом», «Что ты сделал хорошего», «Наши любимые сказки», «Что мы знаем о животных», «Мамин день», «Мы делаем зарядку».

3 класс

«Как я научился плавать», «Быстро лето пролетело», «Что такое хорошо», « о профессиях», «О разных странах на Земле», «Что такое? Кто такой?», «О чем рассказывают на картины?».

4 класс

Попрощаемся с теплым летом», «Как я познакомился с другом», «Кем быть? «Снова осень стоит у двора» «Школьная жизнь», « Мой Родина, родной город, моя семья», «Мы любим музеи, театры и кино», «Животные наши друзья», «Знаешь ли ты?

5 класс

«Мое летнее приключение»

« С чего начинается Родина»,  «Осень – дни ненастные, «Я, ты, он, она», «Мы живем на одно планете», «Природа и мы», «Из истории отечества».

Описание - смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных.

Обучаясь описанию учащиеся учатся приобретать умения отражать в речи свойства живых и неживых объектов, отделяя главное от второстепенного, существенное от несущественного, общее от частного. Они овладевают употребления в описательной речи определенных языковых средств: эпитетов, слов с эмоционально - экспрессивной окраской и переносным значением, сравнительных оборотов и образных выражений.

Объектом описания могут быть:

Овощи, фрукты, цветы. Описывается цвет, форма, величина, вкус запах, место произрастания, использование.

Вещи – цвет, форма, величина, материал, принадлежность, назначение.

Помещение – назначение, размер, освещенность, расположение мебели.

Здания и памятники – местонахождение, в честь чего воздвигнуты, внешний вид, назначение.

Звери, птицы, рыбы- внешний вид, среда обитания, образ жизни, повадки, взаимоотношения с человеком.

Люди-лицо, фигура, одежда, занятия, характер.

Рассуждение – смысловой тип текста, в котором доказательно утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

С учетом особенностей развития слабослышащих детей в начальном курсе предусмотрено обучение лишь элементам рассуждения с 4 класса.

В текстах описательно-повествовательного характера дети должны научится развернуто передавать причинно-следственные отношения (почему? зачем? Для чего?), выражая собственную оценку этих отношений. Подобные рассуждения оформляются с помощью специальных языковых средств: сложноподчиненных предложений с придаточными цели и причины, союза поэтому, словоформы для этого, вводных слов, которые выражают отношение говорящего к тому, что он говорит(по-моему, например, конечно, кажется, может быть, к сожалению)

Наряду с письменными рассказами (сочинениями) описательно-повествовательного характера основным средством развития письменной монологической речи является изложение.

Тексты для изложений, как и весь учебный материал уроков развития речи связан с определенными темами. Выбор тестов определяется их воспитательской значимостью, опытом и интересами детей. При это обязательно учитывается доступность содержания и языкового оформления.

Монологическая речь в отличие от диалога – это организованный вид речи. Необходимо, чтобы говорящий/пишущий планировал свой монологический текст. Поэтому в содержание работы по развитию речи входит обучение планированию развернутого речевого высказывания.

Таблица 4.

Класс

Типы текстов изложения

Вид планирования

1доп.класс

1 класс

Тексты повествовательного характера

2 класс

Повествовательные тексты с элементами описания

Готовый вопросный план

3 класс

Повествовательные тексты с элементами описания

Готовый план:

  • Вопросный
  • В виде повествовательных предложений.

Коллективно составленный план (под руководством учителя)

4 класс

Тексты описательного характера

Тексты с элементами рассуждения

Коллективно составленный план

5 класс

Тексты описательного характера

Тексты с элементами рассуждения

Самостоятельно составленный план

Вывод: развитие различных типов диалогической и монологической (устной и письменной) речи должно протекать в неразрывном единстве с уточнением и обогащением словаря учащихся, с развитием умений и навыков связной речи, что обеспечивается тематической группировкой и организацией учебного материала.


Требования к объему устных и

письменных работ по развитию речи

Класс

Устные высказывания

Письменные рассказы/

сочинения

Изложение

1дополнительный

4-5 предложений на материале сюжетных картинок

2-3 предложения, объединенных общей темой.

10-15 слов

2-4 предложения

-

1

3-5 предложений

18-20 слов

-

2

4-6

предложений

До 40слов

8 предложений

40-50 слов

30-40 слов

3

50-60 слов

60-70 слов

50-60 слов

4

70 слов

70-80 слов

60-70 слов

5

80 слов

90 слов

70-80 слов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды, формы и типы речи как объект обучения по разделу «Развитие речи» Презентация составлена учителем 1 категории Чиряскиной Г.А.

Слайд 2

Формирование речевой деятельности учащихся включает в себя обучение одновременно письменной и устной речи. Письменная речь имеет графическую природу и воспринимается зрительно, она имеет психолого-дидактическую ценность в обучении детей с нарушениями слуха: написанное обозримо сразу в полном объеме, к нему можно многократно обращаться, уточнять контекстные значения слов, анализировать их звуко -буквенный и морфемный состав, прослеживать синтаксические связи, выверять последовательность изложения.

Слайд 3

Развернутое речевое высказывание/текст – основная единица обучения на уроках развития речи. Функции текста: Роль смыслового ввода в тему. Служит речевым образцом (подаются новые слова, словосочетания и предложения, требуемой структуры ). Является опорой для языковых и речевых упражнений.

Слайд 4

Учебные тексты должны быть: небольшие по объему несложные по содержанию (более сложные тексты берутся на уроки чтения, на которых формируется навыки смыслового восприятия, т.е. понимания речи) сравнительно простыми по лексике и синтаксису (близки к детской речи) большинство написаны от первого лица (рассказ мальчика, письмо девочки и т.п.) связаны с какими-то мероприятиями, событиями и т.п.

Слайд 5

Текст на уроках развития речи является основой для собственной речевой продукции, которая постепенно класса к классу усложняется не только по содержанию, композиционному построению, лексике, но и по структуре предложения . На уроках развития речи не изучается структура предложения, а предложения данного типа вводятся в тексты, предназначенные для выполнения различных упражнений, в тексты изложений, в письменные работы. Работа над названными в программе типами предложений не фокусируется на один или несколько уроков, а распределяется на весь учебный год. *Разбивка типов предложений по классам представлена в раздаточном материале в таблице 1.

Слайд 6

Формы речи Диалогическая Монологическая Диалог- наиболее распространенная форма обиходно-разговорной речи. В Д ясно выступает побудительный мотив к речи; Д - психологически наиболее легкая форма речи, т.к. последующая реплика/ответ опирается на предыдущую /вопрос. Д прост в языковом оформлении: ответная реплика может состоять из неполного предложения или одного слова, так же как и уточняющий вопрос. Монолог – произнесенный или написанный текст, обращенный к слушателю или читателю, но не рассчитанный на немедленную реакцию. Обучение МР в устной форме связано с тематическими беседами. Беседы являются соединением диалога и монолога: задается вопрос, который подразумевает развернутый ответ. Основной формой МР является рассказ – развернутое речевое высказывание, содержательно обусловленное определенной темой. Задачей развития монологической речи является учить умению использовать связочные слова и другие грамматические средства, придающие тексту структурно-смысловое единство, умение отбирать слова и грамматические формы, наиболее точно и полно передающие мысли говорящего.

Слайд 7

Программа подразумевает обучение 3 смысловым типам письменной монологической речи : повествованию описанию рассуждению (элементы рассуждения в описательно-повествовательной речи ) * Разбивка форм речи преобладающих по классам представлена в раздаточном материале в таблицах 2 и 3.

Слайд 8

Повествование- смысловой тип текста, в котором события описываются в определенной последовательности. Составляются рассказы по картинке и серии картинок с динамичным сюжетом, построенным на смене событий и отчетливо выраженных причинно-следственных и временных зависимостях. На основе личного опыта пишутся сочинения. Составление повествовательных текстов учит логически правильно соединять в речи события, используя для их выражения необходимые языковые средства: временные формы глаголов, части речи, которыми выражено время, место, обстоятельство действия, слова, связывающие предложения и передающие последовательность происходившего .

Слайд 9

Описание - смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных . Обучаясь описанию учащиеся учатся приобретать умения отражать в речи свойства живых и неживых объектов, отделяя главное от второстепенного, существенное от несущественного, общее от частного. Они овладевают употребления в описательной речи определенных языковых средств: эпитетов, слов с эмоционально - экспрессивной окраской и переносным значением, сравнительных оборотов и образных выражений.

Слайд 10

Рассуждение – смысловой тип текста, в котором доказательно утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Слайд 11

Н аряду с письменными рассказами (сочинениями) описательно-повествовательного характера основным средством развития письменной монологической речи является изложение . Тексты для изложений, как и весь учебный материал уроков развития речи связан с определенными темами. Выбор тестов определяется их воспитательской значимостью, опытом и интересами детей. При это обязательно учитывается доступность содержания и языкового оформления.

Слайд 12

Монологическая речь в отличие от диалога – это организованный вид речи. Необходимо, чтобы говорящий/пишущий планировал свой монологический текст. Поэтому в содержание работы по развитию речи входит обучение планированию развернутого речевого высказывания . *Разбивка типов текстов изложения и видов планирования по классам представлена в раздаточном материале в таблице 4.

Слайд 13

Вывод: развитие различных типов диалогической и монологической ( устной и письменной) речи должно протекать в неразрывном единстве с уточнением и обогащением словаря учащихся, с развитием умений и навыков связной речи, что обеспечивается тематической группировкой и организацией учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...

Разнообразие методов, используемых на уроках чтения в школе для слабослышащих и позднооглохших детей

В материале представлены основные методы, используемые на уроках чтения при обучении детей с нарушением слуха с ркомендациями использования в зависимости от класса. Разработка содержит виды стения с т...

Виды работ для развития речи детей с ОВЗ

Виды работы на уроках чтения и русского языка с детьми с нарушением речи,...

Урок по развитию речи 4 класс (школа слабослышащих) "Лиса Патрикеевна"

Урок по развитию речи для детей с нарушением слуха....

Виды тревожности и типы тревожных детей

В статье рассматриваются виды тревожности и дается описание тревожных детей...