Рабочая программа по речевой практике, 1 (доп) класс вариант 8.3
рабочая программа (1 класс) на тему

Яншина Лариса Васильевна

Данная рабочая программа предназначенна для предмета "Речевая практика" в 1-ом дополнительном классе вариант 8.3

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету «Речевая практика»

(вариант 8.3) для детей с РАС

на уровне начального общего образования

1 (дополнительный) класс

1 (дополнительный) класс  «Речевая практика»

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты по речевой практике включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

  • выполнять простые инструкции учителя;
  • выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;
  • отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
  • применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

Достаточный уровень:

  • выполнять простые инструкции учителя;
  • выбирать картинку, соответствующую слову;
  • отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
  • знать и применять элементарные правила речевого общения;
  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
  • выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
  • понимать содержание небольших по объёму сказок, рассказов, детских теле- и радиопередач; отвечать на простые вопросы по их содержанию;
  • использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
  • принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
  • воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно-символический план.

При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:

  • Называть своё имя;
  • Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
  • Называть (по возможности) имена одноклассников, специалистов класса;
  • Подражать движениям и речи взрослого человека;
  • Выполнять простые инструкции (сядь, встань, возьми);
  • Задавать простой вопрос;
  • Отвечать на простой вопрос;
  • Правильно выполнять речевой плавный выдох;
  • Слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение.


     Содержание курса «Речевая практика» как учебного предмета на I этапе обучения (дополнительный      первый класс – 11представлено следующими разделами: аудирование и понимание речи, общение и его значение в жизни, дикция и выразительность речи, организация речевого общения. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

Разделы курса

Темы

1.

Аудирование и понимание речи

Выполнение простых устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.

2.

Дикция и выразительность речи

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного физиологического дыхания. Использование мимики и жестов в общении.  

3.

Общение и его значение в жизни

Речевое и неречевое общение.

4.

Организация речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Меня зовут …», «Это …».

Приветствие и прощание. Формулы «здравствуй», «до свидания». Жесты приветствия и прощания.

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте  на уроке или на перемене.

Благодарность. Формулы «спасибо», «пожалуйста».

Замечание, извинение. Правильная реакция на замечания. Формулы «извините, простите» без обращения.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому, используя жесты, сопряженно с действиями взрослого.

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение  представлений по теме речевой ситуации.  

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.  

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.  

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.  

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.   Моделирование речевой ситуации.  

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.  

Тематическое планирование по предмету «Речевая практика»  1 (дополнительный) класс

1-3

Приветствие. Дидактическая игра «Дрозд» Упражнение «Кто пришёл сегодня в школу?» Упражнение «Я пришёл сегодня в школу»

1

2

4-6

Динамическая игра «Животные»

1

2

7-9

Формирование правильного выдоха «Одуванчик» Коммуникативная игра «Дружба» Приветствие. Слова «привет» и «здравствуйте»

1

2

10-12

Части суток. Утро. Коммуникативное упражнение  «Доброе утро»

1

2

13-15

Упражнение «Мы одноклассники» Дидактическое упражнение на приветствие в кругу Комплекс артикуляционной гимнастики

1

2

16-18

Наша школа. Кто пришёл сегодня в школу? Ролевая игра «Покачай куклу Олю»

1

2

19-21

Дидактическая игра «Задай вопрос другу» Дидактическое упражнение «Я люблю. Он любит» Ролевая игра «Я заблудился в лесу»

1

2

22-24

Дидактическая игра «Найди пару» Музыкально-коммуникативная игра Волшебные песенки: «Жа-жа»

1

2

25-27

Дидактическая игра «Цветочек: утро-вечер» Формирование речевого выдоха «Листопад» Коммуникативная игра «Я люблю…»

1

2

28-30

Утренний круг «Осень» Комплекс артикуляционной гимнастики Дидактическая игра «Дай мне…»

1

2

31-33

Повторение чистоговорок «Листопад» Волшебные песенки: «Ку-ку» Игра на развитие речи «Пчёлкины песни»

1

2

34-36

Музыкально-коммуникативная игра  Коммуникативная игра «Дрозд» Правила поведения. «Праздник. Гости на пороге»

1

2

37-39

Правила поведения: «Праздник. За столом» Ролевая игра День рождения Степашки» Слушание сказки «Теремок»

1

2

40-42

«Наша сказка» . Пальчиковый театр Дидактическая игра «Покажи нос…» Коммуникативная игра

1

2

43-45

Комплекс артикуляционной гимнастики Игра на координацию речи с движением «Солнышко» Волшебные песенки: «Ли-ли»

1

2

46-48

Формирование плавного выдоха «Ветерок» Игра на координацию речи с движением «Медведь» Дидактическая игра «Возьми» (на примере игрушек)

1

2

49-51

Ролевая игра «Встреча куклы» Музыкально-коммуникативная игра Комплекс артикуляционной гимнастики

1

2

52-54

Музыкально-коммуникативная игра по Е.Железновой «Хлопаем-шлёпаем» Игра на координацию речи с движением «Снежок» Волшебные песенки: «Са-са»

1

2

55-57

Коммуникативная игра  Слушание сказки «Колобок» Дидактическая игра «Дай мне» (на примере игрушек)

1

2

58-60

Слова при прощании Ролевая игра «Кукла уходит» Комплекс артикуляционной гимнастики

1

2

61-63

Коммуникативная игра Формирование речевого выдоха «Снег идёт» Игра на координацию речи с движением «Снежки»

1

2

64-66

«Наша сказка». Пальчиковый театр Игра на координацию речи с движением «Машина» Музыкально-коммуникативная игра по Е. Железновой

1

2

67-69

Утренний круг «Зима» Ролевая игра «Кукла спит» Комплекс артикуляционной гимнастики

1

2

70-72

Игра на координацию речи с движением «Шофёр» Повторение чистоговорок  «Снежок»«Наша сказка». Пальчиковый театр

Коммуникативная игра Музыкально-коммуникативная игра по Е. Железновой Ролевая игра «Мы пришли домой»

1

2

73-75

Дидактическая игра «Дай мне» (на примере игрушек) Игра на координацию речи с движением «Серые пёрышки»» Комплекс артикуляционной гимнастики Музыкально-коммуникативная игра по Е. Железновой «Топ-хлоп»

1

2

76-78

Коммуникативная игра Ролевая игра «Ученик» Формирование плавного выдоха «Лети, птичка»

1

2

79-81

Повторение чистоговорок «Петушок» Коммуникативная игра «Повтори за мной» Комплекс артикуляционной гимнастики

1

2

82-84

Игра на координацию речи с движением «Сад» Игра на музыкальных инструментах

1

2

85-87

Коммуникативная игра « Возьмёмся за руки» Наша сказка». Пальчиковый театр Формирование плавного выдоха «Песня ветра»

1

2

88-90

Музыкально-коммуникативная игра по Е. Железновой «Оркестр» Слушание весенних четверостиший Игра на музыкальных инструментах «Весенний дождь» Повторение чистоговорок «Ручеёк»

1

2

91-93

Утренний круг «Весна» Музыкально-коммуникативная игра по Е. Железновой

1

2

94-96

Комплекс артикуляционной гимнастики Формирование плавного выдоха «Весёлые шарики»

1

2

97-99

Повторение материала, изученного за II полугодие Повторение материала, изученного за год

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.

1.Пояснительная записка.2.Планируемые результаты.3.Содержание .4.Тематическое планирование.5.Календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...

Рабочая программа по речевой практике 4 класс (8вид)

Рабочая программа по речевой практике 4класс (8 вид)...

Адаптированная рабочая программа по Речевой практике 4 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями...