Доклад "Эффективное использование ИКТ на разных этапах урока"
материал на тему

Ермолаева Лариса Юрьевна

"Эффективное использование ИКТ

на разных этапах урока"

 

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Поэтому сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Следовательно, учителю необходимо владеть современными образовательными технологиями.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование это непрерывный процесс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное использование ИКТ

на разных этапах урока

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Поэтому сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Следовательно, учителю необходимо владеть современными образовательными технологиями.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование это непрерывный процесс.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать

  • готовность детей к овладению информационно-коммуникационными технологиями;
  • способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования;
  •  обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • повысить эффективность процесса обучения;
  •  способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
  • профессиональная  самореализация через  использование мультимедиа технологий в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:        

  •  Усвоить базовые знания по предмету;
  •  Систематизировать усвоенные знания;
  •  Сформировать навыки самоконтроля;
  •  Сформировать мотивацию к учению в целом;
  •  Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Для реализации целей и задач возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) обеспечивает наглядность;
  •  привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • способствует повышению качества образования.

Большинство разработок в области ИКТ посвящено электронным учебным пособиям. Учителя, которые на уроках применяют электронные учебные материалы, демонстрируют целый ряд положительных тенденций, а именно:

  • уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся;
  • повышение активности и инициативности школьников;
  • положительную динамику мотивации учения;
  • формирование навыка использования новых информационных технологий для самообразования школьников.

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

•        в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;

•        большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;

•        высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

•        мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,  мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением  видеофрагментов.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

Эффективной формой работы на уроке является и работа во флипчарте

На страницах флипчарта можно управлять всем интерактивно: можем передвинуть туда, куда захотим, тут же допечатать, изменить формат, можем "вытащить" линейку, циркуль, транспортир и т.п., чтобы тут же что-то дочертить, измерить. Расширенная библиотека ресурсов содержит большое количество материалов по любому предмету и позволит Вам легко и быстро использовать их в своем материале урока

Кроме того, именно работа во флипчарте позволяет в максимальной степени осуществить деятельностный подход на уроке.

Использовать ИКТ можно на разных уроках и этапах урока

Этап организации проверки выполнения домашнего задания.

С помощью контроля можно быть установить степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:

  • презентацию-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
  • презентацию-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
  • презентацию-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос .

Этап актуализация опорных знаний и способов деятельности учащихся.

На этом этапе можно использовать мотивирующие вопросы и задания на компьютере, подводящие к осознанию необходимости изучения темы.

 Для решения дидактической задачи этапа актуализации опорных знаний и способов деятельности учащихся можно использовать:

  • презентацию - обобщение по пройденному учебному материалу

Этап организации объяснения нового материала с помощью ИКТ. 

При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

Для решения дидактической задачи данного этапа используется:

  • презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;
  • видеофрагменты фильмов;
  • презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
  • слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
  • изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);

Этап организации закрепления и систематизации знаний. 

Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока можно провести обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере. На данном этапе можно использовать тесты и тренажеры, которые позволяют не только учителю получать представление об уровне обученности школьников, но и каждый обучаемый сам контролирует процесс своего познания, что позволяет ему правильно воспринимать результаты контроля.

Для решения дидактической задачи данного этапа используется:

  • презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ;
  • работа в группе ( составить текст для слайдов презентации) ;
  • выбрать иллюстративное сопровождение для текста;
  • Интернет-ресуры: для работы в группах.

Этап организации выполнения домашней работы. 

Выполнение домашних заданий сводится прежде всего к поиску информации в Интернете и может сопровождать такие виды учебной работы как:

  • написание рефератов; сбор материала по теме;
  • иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.

Готовить домашнее задание с помощью электронных энциклопедий, Интернет-ресурсов и представлять их в виде презентаций более интересно и позволяет не только осваивать конкретную предметную область, но и получать и совершенствовать навыки ПК-пользователя. Учащиеся видят в компьютере не только интересную игрушку, но и средство получения новых знаний.

Такой вид работы стимулирует детей, позволяет повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, даёт возможность самореализоваться.

Представление результатов своей работы позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться мыслить конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения, самостоятельность.

Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы.

 Наиболее активно медиаресурсы используются при организации проектной и исследовательской деятельности педагогов и учащихся.

Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.

Показатели реального результата решения задачи:

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
  • выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
  • создание продукта проекта – презентации, проспекты и т.п.

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.

Использование новейших информационных технологий в образовании способствует формированию современного человека, умеющего самостоятельно мыслить и способного ориентироваться в этом многообразии информационных достижений человечества.

Список использованной литературы.

1.Бакмагамбетова С. Ж. Интерактивная доска — революция в интерактивном преподавании в классе // Педагогический совет, с. 24, № 3, 2009.

2. Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. - Томск, 2006. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/

3. Сарсенбаева Е. К. Особенности использования интерактивных технических средств в процессе обучения // Ключ знаний, 28, № 4, 2009.

Сайты : http://letopisi.ru/index.php/

http://www.nachalka.com/

http://kch-sch6.narod.ru/page/pedsostav/bnm_kta.htm

http://kollegi.kz/publ/49-1-0-3251


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры использования наглядно-дидактического и игрового материала на разных этапах урока математики.

Как можно использовать наглядно-дидактический и игровой материал при проверке домашнего задания, проведении устного счёта, повторении и закреплении пройденного, для организации контроля и самоконтроля...

Использование алгоритмов таблиц и опорных схем на разных этапах урока

Использование алгоритмов таблиц и опорных схем на разных этапах урока...

Использование технологии проблемного обучения на разных этапах урока в начальных классах (из опыта работы)

Что такое технология проблемного обучения. Как эффективно использовать её на уроках в начальной школе....

Использование ИКТ на разных этапах проектно-исследовательской деятельности

Использование ИКТ на разных этапах проектно-исследовательской деятельности...

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...

Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс)

В данной методической копилке можно найти примеры использования приёма "Фишбоун" на разных этапах уроков ОРКСЭ. К методической копилке прилагается Пояснительная записка....

Мастер-класс: Использование приема "Облако слов" на разных этапах урока

Мастер-класс: Использование приема "Облако слов" на разных этапах урока...