Доклад "Инновационые технологии как средство реализации ФГОС»
консультация

Морская Наталья Викторовна

Описание инновационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл limarenko_t._n.docx463.06 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные  технологии  как средство реализации  ФГОС НОО

    (Слайд 1)      Современный учитель должен владеть личностно – ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психологическом развитии детей. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Но, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей научное проектирование и точное воспроизведение в образовательной деятельности, гарантирующих успех педагогических процессов.

Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. Решение этой задачи требует перехода к новой образовательной парадигме – системно-деятельностной, что связано с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Чтобы решать задачи, поставленные ФГОС, учителю необходимо понимать, какие именно качества следует развивать, воспитывая ученика как субъект познания. Важнейшим из этих качеств является готовность организовать свою познавательную деятельность. Главным качеством субъектов познавательной деятельности является активность и самостоятельность в усвоении и применении знаний. Казалось бы, в этом положении нет ничего нового. Но как на практике часто выглядит самостоятельная работа ученика? Учитель разъясняет задание, показывает образец его выполнения. При этом самостоятельность ученика проявляется лишь в том, что он сам списывает текст, решает типовую задачу или применяет правило по образцу. Истинная самостоятельность в другом, в готовности планировать свою работу, находить и применять рациональные для себя способы её выполнения.

(2 слайд)

Технология» - (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и греч. logos – изучение) – комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.

           Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

( 3 слайд)

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
  2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

(Слайд 4.)

Различают 4 позиции научного понимания и употребления термина «педагогическая технология»  - педагогические технологии как СРЕДСТВО, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса.

- педагогические технологии как СПОСОБ, т.е. это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса.

- педагогические технологии как НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Пед. технология как обширная область знаний, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук;


- педагогические технологии как МНОГОМЕРНОЕ ПОНЯТИЕ. Эта позиция представляет собой многоаспектный подход и предлагает рассматривать пед. технологии как многомерный процесс.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

В связи с введением ФГОС появляются инновационные образовательные технологии

(Слайд 5.) К современным инновационным образовательным технологиям относятся:

- технология проектно-исследовательской деятельности;

- технология дистанционного обучения;

-технология развивающего обучения;

- проблемное обучение;

- система инновационной оценки «портфолио»;

- разноуровневое обучение;

- технология модерации;

- технология профессионально-ориентированного обучения (Кейс-метод);

- технология интеллект-карт;

- информационно-коммуникационные технологии ( IT –технологии);

- технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);

- обучение в сотрудничестве;

- технология использования в обучении игровых методов;

- технология развития критического мышления;

- технология АМО (активных методов обучения);

- здоровьесберегающие технологии

О некоторых выше перечисленных педагогических технологиях поговорим подробнее.

(Слайд 6.) Технология дистанционного обучения – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Характерные черты данной технологии:

гибкость;

- модульность;

- новая роль преподавателя;

- специализированный контроль качества образования;

- использование специализированных технологий и средств обучения.

(Слайд 7.) Технология развивающего обучения – одна из общепризнанных технологий.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения:

- учитывает и использует закономерности развития,

- приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;

- опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности;

- расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;

- направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

(Слайд 8.) Проблемное обучение - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Цель проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Задачами проблемного обучения являются:

  1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования;
  2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
  3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

(Слайд 9.) Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО» - технология, позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельности.

Важная цель портфолио — представить отчёт по процессу образования ученика, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

· Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

· Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

· Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

· Формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

· Содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;

· Закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.

Типы портфолио:

- портфолио достижений;

- портфолио тематический;

- портфолио презентационный;

- портфолио комплексный.

Новые формы портфолио:

- Электронный портфолио;

- Паспорт компетенций и квалификации;

- Европейский языковой портфолио (единый европейский образец, принятый Советом Европы).


(Слайд 10.) Разноуровневое обучение – технология, позволяющая учителю помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Основу данной технологии составляют:

- психолого- педагогическая диагностика учащегося;

- сетевое планирование;

- разноуровневый дидактический материал.


(Слайд 11.) Технология профессионально-ориентированного обучения (Кейс-метод)

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов . Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. 

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций.

Признаки кейс-метода:

  1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.
  2. Коллективная выработка решений.
  3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.
  4. Единая цель при выработке решений.
  5. Наличие системы группового оценивания деятельности.
  6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.

Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания социальных наук не только в высших учебных заведениях и семинарах по повышению квалификации работников разных сфер, но и в общеобразовательных учреждениях. Использование ситуативной методики позволяет учащимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Ситуационную методику обучения часто называют кейс–методом. 

(Слайд 12.) Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) – педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Этому способствует использование технологии решения изобретательских задач.

ТРИЗ – область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.

Еѐ отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приѐмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм, метод проб и ошибок, метод синектики, морфологический анализ, метод контрольных вопросов.

– Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. (Слайд 13.)

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: 

 дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

 учебная деятельность подчиняется правилам игры;

 учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

 успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитатательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические игры. Это способствует расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию общеучебных умений и навыков.

(Слайд 14.) Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Главной целью здоровьесберегающей технологии является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Реализуется эта технология через создание здоровьесберегающей инфраструктуры, реализацию модульных образовательных программ, эффективную организацию физкультурно-оздоровительной работы, рациональную организацию учебной и внеучебной жизни учащихся, просветительскую работу с родителями.

(Слайд15)

  • Проектно-исследовательская технология;

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

  Цель – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников

 - развитие творческой исследовательской активности детей

 -стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира

 - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

(Слайд 16)

Я вас познакомила с инновационными технологиями как средством реализации ФГОС, но конкретно хочу остановиться на проектно-исследовательской технологии. Так как наша школа уже второй год работает над инновационным проектом «Социализация и предпрофессиональная ориентация учащихся через эффективное использование ресурсов школы и города» «Школа как город».

Технологические ресурсы. Технологические ресурсы в отношении эффективного использования возможностей школы и города для успешной социализации и предпрофессиональной подготовки учащихся – это технологии социального проектирования, обеспечивающие активное включение педагогов и родителей и детей всех возрастов в общественную жизнь своего микрорайона, города. Это полноценное использование всех возможностей реально функционирующих средств массовой информации, социальных служб, различных общественных институтов, промышленных предприятий и организаций города.

Школа как город. В школу должна прийти окружающая ее жизнь. Школа открывает двери и дает возможность ученикам участвовать в процессах преобразования окружающей среды. Современная жизнь города должна стать частью содержания учебного и воспитательного процесса, происходящего в школе.

(Слайд 17)

Этапы работы на проектом.

Этапы и сроки его реализации

Решаемые проектировочные задачи

Прогнозируемые результаты

I этап: проектный (сентябрь – декабрь 2017 г.)

  • Подготовка нормативно-правовой документации для реализации проекта.
  • Создание научно-методического обеспечения деятельности базового структурного подразделения.
  • Разработка модели базового структурного подразделения (ресурсного центра).
  • Разработка образовательного проекта «Социализация и предпрофессиональная ориентация учащихся через эффективное использование ресурсов школы и города».
  • Заключение договоров о социальном партнерстве образовательной организации, учреждений науки, культуры, спорта, молодежной политики, бизнеса, промышленных предприятий, различных общественных организаций
  • Диагностика и самодиагностика  профессиональной компетентности педагогов.
  • Уточнение теоретических понятий.
  • Пакет локальных нормативных актов по организации деятельности структурного подразделения (ресурсного центра) МБОУ СШ №13 г.Волгодонска.
  • Научные и учебно-методические рекомендации по организации работы в рамках ресурсного центра.
  • Модель ресурсного центра.
  • Образовательный проект «Социализация и предпрофессиональная ориентация учащихся через эффективное использование ресурсов школы и города».

II этап: практический (январь 2018 г. – декабрь 2020 г.)

  • Разработка научной и учебно-методической документации по реализации модели ресурсного центра.
  • Формирование  системы мероприятий, повышающих профессиональную компетентность педагогических кадров МБОУ СШ №13 г.Волгодонска.
  • Осуществление запланированных мероприятий по реализации проекта.
  • Формирование компетенций профессионального самоопределения посредством реализации образовательного проекта.
  • Проектная деятельность в рамках профориентационной работы
  • Освещение на сайте школы этапы реализации проекта.
  • Апробация  технологии  профессиональных  проб  в  
  • профориентационной работе с учащимися
  • Организация  учебно-исследовательской  деятельности  учащихся на основе социальных практик через взаимодействие с  учреждениями  города:  выездные  уроки,  экскурсии,
  • социальные проекты.
  • Осуществление сотрудничества с  социальными партнёрами
  • Разработка  проектов и представление презентаций продуктов проектных работ, обмен опытом между участниками.
  • Формирование Банка социальных проектов.
  • Осуществление социально полезной деятельности в рамках города.
  • Научные и учебно-методические разработки по теме инновационного проекта.
  • Система мероприятий, повышающих профессиональную компетенцию педагогических кадров образовательной организации.
  • Мероприятия, организуемые ресурсным центром для решения задач инновационного проекта.
  • Система социального партнерства для реализации принципа непрерывного образования.
  • Апробация результатов исследований по проблематике образовательного проекта.

III этап: аналитический

(январь 2021 г. – сентябрь 2021 г.)

  • Разработка методических пособий по организации работы по социализации и предпрофильной ориентации учащихся в образовательной организации.
  • Составление  аналитических  отчётов.
  • Проведение ярмарка проектов.
  • Научно-практическая конференция по обобщению результатов.
  • Издание сборника методических материалов по теме инновационной деятельности.
  • Публикации в СМИ.

  • Пакет программно-методических, диагностических и экспертно-аналитических материалов.
  • Цикл мероприятий по трансляции результатов инновационной деятельности.
  • Предложения по итогам апробации модели ресурсного центра в системе непрерывного образования.


(слайд 18)

Каждый учитель нашей школы выбрал для себя тему для реализации данного проекта.  Данный проект нами реализовывался на всех этапах педагогической деятельности ( на уроках, классных часах и на внеурочной деятельности и т.д.)

Учителями  школы были выбраны следующие направления реализации данного проекта:

История памятников нашего города;

Профессии наших родителей ( экскурсия в военскую часть, на Атоммаш, Поликлиника № 3, информационный центр Ростовской АЭС, пожарная часть и т.д.)

Знаменитые люди нашего города;

Символика города Волгодонска;

Происхождение названий улиц нашего города;

Лично я взяла  направление – Храмы нашего города.

(Слайд 19)

На 1 этапом своей работы на уроках ОРКС я познакомила детей  с внешним видом и устройством православного храма.

Далее на классном часу я провела вертуальную экскурсию по храмам нашего города, историю их создания, затем родители организовали экскурсии в храмы города

Свято-Троицкий храм

Кафедральный собор Рождества Христова

Церковь Феодора Ушакова

Церковь Василия Блаженного

Церковь Донской иконы Божией Матери

На уроках ИЗО дети рисовали свои впечатления об увиденном, затем мы с ребятами оформили выставку рисунков и фотографий «Храмы нашего города».

В этом году набрав первоклассников я планирую продолжить работу по проекту с изучения семьи и родного города.

Современные образовательные технологии, применяемые на уроках и во внеурочной деятельности, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться. Использование современных инновационных технологий в образовательном процессе, является важнейшим условием успешной реализации ФГОС.

(Слайд 20) цитата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационное сопровождение современных педагогических технологий как средство реализации ФГОС НОО

   Мы живём в информационном мире, который стремительно меняется день ото дня, вместе с этим меняется и образование. В октябре 2009 года Министерством образования и науки Российской Ф...

Инновационные педагогические технологии как средство реализации ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов....

семинара "Инновационные технологии, направленные на реализацию ФГОС"

Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником д...

Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС НОО

Сегодня школа нацелена на достижение современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - уме...

Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по теме «Технология оценивания образовательных достижений как средство реализации ФГОС НОО»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования действует система оценки, ориентированная на выявление и оценивание образовательных...

Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС

Данная статья предназначена для учителей начальной школы....