«Реализация интеграции на уроках в начальной школе»
статья на тему

Самойлова Алёна Николаевна

Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Своё выступление хочу начать притчей.

 «Одно колесо часовой машины спросило другое:

- Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону?

- Потому что так меня задумал мастер, - ответило колесико. – Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот, помогаю показывать правильное время. И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая»  

Разные школьные предметы, как колесики часового механизма, служат одной цели -        обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умением учиться. И этому способствуют интегрированные уроки, которые предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания.

Попробую это доказать на примерах из личного опыта.

Слайд 3. Урок литературного чтения в 3 классе. Изучаем произведение Л. Н. Толстого «Прыжок». Останавливаемся на некоторых словах, потому что не понятно.  Обращаемся к толковому словарю. Прежде чем знакомиться с текстом, нужно воспроизвести знания из математики. Вспоминаем именованные числа. Практика интеграции математики с другими предметами очень нравится мне, так как даёт хорошие результаты.

На уроке учащиеся пишут синквейн. Проговариваем изученные орфограммы.  Привносим элементы уроков математики и русского языка в урок литературного чтения. На уроках широко применяю дидактический материал и средства наглядности.

Слайд 4.  На уроке окружающего мира в 4 классе составляли кластер, писали синквейн о здоровье. Совмещали урок с уроком русского языка, проговаривая при написании изученные орфограммы. Работая в группах, одни писали синквейн и рисовали рисунок к нему, другая группа составляла кластер по теме, остальные группы рисовали рисунки по теме. В конце каждая группа предоставила отчёт. В данный урок окружающего мира привнесла элементы русского языка и изобразительного искусства. 

Слайды 5. Вашему вниманию представлены синквейны, оформленные на уроках окружающий мир и литературное чтение. Кратковременные моменты интегрированных уроков содействуют глубокому восприятию и осмыслению любого конкретного понятия. Например, здоровье: крепкое, слабое и термин «здоровье» как название телепередачи.

Слайды 6. Марк Твен «Приключение Тома Сойера». Темы синквейнов: персонаж романа, мультипликационный и художественный фильмы.

Конкретный результат интегрированного обучения во включении учащихся в творческую деятельность, результат которой их собственные стихотворения, рисунки, первый творческий опыт, являющийся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям, процессам или персонажам произведений.

Слайд 7.  На обобщающем уроке литературного чтения «Что за прелесть эти сказки!» по произведениям А.С. Пушкина в 3 классе встретили много устаревших слов. Пришлось призвать на помощь знания по истории: разделение на социальные слои населения древней Руси (крестьяне, купцы, дворяне, бояре, царь); быт крестьянской семьи и т.д. Привлечение интересного материала дало возможность добиться целостности знаний.

Продумывая будущий урок, приходится предугадывать то, что может быть не понято, или непонятно учениками.

Данный урок совмещался с окружающим миром, говорили о сезонных изменениях во времени года на момент проведения урока (осень) и в произведениях, и в окружающей действительности.

Слайд 8. Практикой доказано, что чтение наиболее благоприятный момент в сочетании с музыкой и ИЗО. Именно на этих уроках (на фото рисунки учащихся 3 класса) у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся.

Детям, работая в парах, группах нравится во время уроков иллюстрировать прочитанные произведения и составлять устные рассказы к нарисованным эпизодам. В их сознании и представлении возникает чёткий литературно-художественный образ.

Слайд 9. Сейчас мы рассмотрим межпредметные связи на примере интегрированного урока по окружающему миру 1 класс на тему «Ты и вещи».

Этот урок я начала с беседы о том, что даёт человеку труд, разговариваем о разных профессиях. Учащимся предоставляется возможность отправиться в «Путешествие в мастерскую» (групповая работа). Говорим о использовании вторсырья, бережном отношении к лесу (прививаю экологические знания).

Совместили с математикой. Тема «Измеряем в сантиметрах и дециметрах». Измеряли линейкой ширину полоски обоев, делили величину на 2 (пополам), вели подсчёт необходимых для изготовления материалов. Применили практические умения, собрав корзину из вторсырья. Мастера показывали свои изделия, рассказывали, для чего они предназначены.

Привнесла в урок окружающего мира элементы математики и технологии.

Слайд 10. Подобное совмещение предметов: предмет - окружающий мир, тема - «Нас окружает удивительный мир» (о бережном отношении к лесным ресурсам), + математика «Сравнение предметов по их свойствам», + технология (сборка целого из деталей). Клеили Лесную газету для зверей.

На уроке дети учатся быть рациональными хозяевами, получают основы экологического воспитания, целостно познают окружающий мир. Материал излагался на научной основе, но в доступной, игровой форме. Ученики должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где он пригодится им в жизни.

Интеграция на уроках окружающего мира содержания математики и экологии существенна в познании детьми данного возраста наиболее обобщенных и фундаментальных законов природы, на основе которых в будущем создастся база для формирования целостного мировоззрения ребёнка, тем самым реализуется одно из требований стандарта нового поколения.

Слайд 11.

Интегрированный урок русского языка «Буква И, и» в 1 классе. Закрепляем минимум понятий о гласных звуках и буквах, выполняем звукобуквенный анализ, активизируем знания о домашних птицах и животных, месте их обитания и питания.

Интегрированный урок совмещённый с окружающим миром и чтением способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала. 

Слайд 12.

Бинарный урок математика + музыка 1 класс.

Интеграция позволяет научить учащихся добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развить потенциальные возможности младших школьников, повышает информационную емкость.

При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесбережения на уроках в начальной школе

Здоровье человека, как известно, закладывается еще в детстве, поэтому очень важно формировать потребность в здоровом образе жизни с самого юного возраста. Организм ребенка в начальной школе требует бо...

"Реализация здоровьесбережения на уроках в начальной школе"

В данной статье раскрывается суть здоровьесбережения и даются конкретные рекомендации по применению данного материала на уроках в начальной школе....

Реализация предметной области информатика в начальной школе через интеграцию с учебными предметами.2 класс.

Разработана программа через интеграцию с учебными предметами во 2 классе....

«Реализация интеграции на уроках в начальной школе»

Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельно...

Доклад на тему: «Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе»

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...

«Реализация воспитательного потенциала уроков в начальной школе»

Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего образования  установлены в нормативных документах.На основании этих требований представлены це...