Мастер -класс. " Использование ИКТ на примере изучения темы " Безударная гласная в корне слова"
презентация к уроку на тему

Комарова Равиля Равильевна

Мастер-класс на примере изучения темы «Безударная гласная в корне слова» с использованием цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции.

Цели: познакомить педагогов с технологией использования ИКТ, ориентированной на создание собственного интеллектуального продукта в информационной образовательной среде.

Задачи:

Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии ИКТ, а так же  варианты применения их на уроке.

Показать практическую значимость ИКТ для организации работы.

Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока, используя при этом информационные ресурсы глобальной сети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_komarovoy_rr.pptx622.96 КБ
Файл master_klass_komarovoy_rr.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс Предметная область: начальное образование Мастер-класс на примере изучения темы «Безударная гласная в корне слова» с использованием цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции.

Слайд 2

Классификация рефлексии

Слайд 3

Тема мастер - класса «Использование ИКТ в процессе формирования рефлексивных умений младших школьников»

Слайд 4

Ведущая педагогическая идея использования ИКТ ИКТ несут огромный дидактический потенциал. Дают возможность максимально индивидуализировать обучение, сделать процесс обучения творческим, исследовательским. Целенаправленно организовать изучение и повторение материала на всех этапах учебного процесса. Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом. Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большим объёмом информации. Формировать навыки работы в команде, умения сформулировать задачу и оперативно ее решить.

Слайд 5

Формы работы с ИКТ

Слайд 7

Рефлексия мастер-класса Какой материал предложенного Вам мастер-класса соответствует тому, что вы знаете? Какой материал предложенного Вам мастер-класса противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знали? Что, по вашему мнению, является для вас новым? Что, по вашему мнению, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробную информацию по данному вопросу?



Предварительный просмотр:

Мастер класс

Предметная область: начальное образование

Мастер-класс на примере изучения темы «Безударная гласная в корне слова» с использованием цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции.

Ведущий мастер-класса: Комарова Равиля Равильевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория

Слушатели-участники: учителя начальных классов

Цели: познакомить педагогов с технологией использования ИКТ, ориентированной на создание собственного интеллектуального продукта в информационной образовательной среде.

Задачи:

Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии ИКТ, а так же  варианты применения их на уроке.

Показать практическую значимость ИКТ для организации работы.

Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока, используя при этом информационные ресурсы глобальной сети.

Актуальность использования ИКТ и средств ИКТ:

  • Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы  в процессе усвоения учебной информации.
  • Формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности.
  • Создание условий для эффективной реализации современных методов обучения.
  • Возможность проведения интерактивного тестирования прямо в процессе урока.
  • Объективность оценивания знаний и умений.

  Прогнозируемый результат мастер-класса:

  1. Интеграция современных педагогических и информационных коммуникационных технологий в процессе создания предметной образовательной среды деятельности педагога.
  2. Расширение знаний о возможностях использования ИКТ.
  3. Вовлечение учителей в проектную деятельность.
  4. Получение педагогами представления о разнообразии и возможностях применения на уроках существующих ИКТ.
  5. Активизация внедрения в учебный процесс преподавателя современных цифровых учебных продуктов.

Используемые средства ИКТ, ПО и оборудование:

  • Сеть Интернет;
  • Цифровые образовательные ресурсы;
  • Программные средства: MS Power Point;
  • Инструкции, памятки в текстовом редакторе Microsoft Word;
  • Мультимедийный проектор, экран;
  • Графический планшет;
  • Персональные компьютеры

Образовательные ресурсы Интернет:

Адрес Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования:  http://www.shkola.edu.ru  

http://school-collection.edu.ru

Методическое описание использования ИКТ: 

обучающие, демонстрационные, контролирующие.

Ход работы

Вступительное слово. Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в Мастер-классе с использованием ИКТ – технологий (Информационные Коммуникационные технологии). Я хочу представить  фрагменты современного урока, в котором гармонично сочетаются различные формы работы, суть которой сводится к одному - эффективному получению знаний учащимися.

Тема моего мастер – класса «Использование ИКТ в процессе формирования  рефлексивных умений  младших школьников» (СЛАЙД)

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.  А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

      Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

      В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

      Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.  Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния (целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности) (СЛАЙД)
  • рефлексия деятельности (это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика) (СЛАЙД)
  • рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).(СЛАЙД)

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Ведущая педагогическая идея использования ИКТ (СЛАЙД)

Использование компьютерных технологий становится все более востребованным в начальной школе. Появляется все больше возможностей использования медиаресурсов на уроках в младшей школе. К тому же, большинство младших школьников уже имеют базовые навыки владения компьютером.        

Цифровая среда, в которой предстоит жить детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания.

          Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Они помогают в создании компьютерных фильмов, презентаций по различной тематике.

 Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс.

  • ИКТ  несут огромный дидактический потенциал.
  • дают возможность максимально индивидуализировать обучение, сделать процесс обучения творческим, исследовательским.
  • целенаправленно организовать изучение и повторение материала на всех этапах учебного процесса.
  • Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом.
  • Формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большим объёмом информации.
  • Формирование навыков работы в команде, умение сформулировать задачу и оперативно ее решить.

Формы работы с ИКТ (СЛАЙД)

  1.  Применение в учебном процессе
  2.  Обеспечение познавательного досуга
  3.  Организация самостоятельной работы

Особое  место ИКТ занимают в процессе формирования  рефлексивных умений  младших школьников.

Важнейшая функция применения ИКТ в образовательном процессе состоит в том, что оно должно научить человека получать информацию, соотносить ее с имеющейся системой знаний и ценностей и использовать в соответствии с поставленными целями. Освоение содержания образования младшими школьниками должно быть ориентировано на понимание образовательной информации. Понимание означает интеграцию, дифференцировку, сравнение данных об объектах понимания и личностных знаний на основе осознания значимости информации для субъекта. Ориентация на понимание является одним из условий развития рефлексивных умений  младших школьников.

Принципы создания и использования электронных носителей в процессе обучения в начальной школе

  1. Принцип целостности

Компьютерная поддержка должна являться органичной частью учебного процесса. Она не заменяет, а дополняет другие средства обучения математике и способствует созданию у учащихся целостного представления о предмете.

  1. Принцип ориентации в учебном материале.

Необходимо, чтобы ученик ориентировался в содержании учебного предмета в целом (линиях курса), а также в его отдельных разделах, видел связи между ними. Это будет способствовать активной позиции ученика (как субъекта обучения) в процессе обучения.

  1. Принцип вариативности.

Компьютер позволяет заложить варианты подачи содержания и варианты деятельности при выработке умений, как общих, так и предметных. Варианты могут быть по ведущему способу восприятия и переработки информации, по степени сложности, в том числе по степени продуктивности, по объему работы, по степени самостоятельности (т.е. по объему и характеру помощи), по темпу продвижения.

  1. Принцип свободного выбора.

Отношение к ученику как к субъекту обучения связано с созданием условий, предполагающих учет возможностей и желаний ученика в процессе усвоения им математики. Использование компьютера позволит ученику выбирать темп работы, виды упражнений, меру помощи, уровень трудности предлагаемых заданий, создаст условия для творческой деятельности. Ситуация свободного выбора связана с самооценкой.

  1. Принцип развития самооценки.

Формирование личностного отношения учеников к учебному материалу связано со становлением рефлексивной самооценки - знаний о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и затруднениях, а также интересах и предпочтениях. Учитель должен научить ребенка фиксировать и оценивать собственные изменения на пути усвоения учебного предмета. Для этого необходима целенаправленная работа по созданию условий для развития самооценки школьников на различных этапах их учебной деятельности. Эффективность этой работы в условиях использования компьютерной поддержки может быть повышена за счет возможностей систематического обращения к ученику с вопросами о том, может ли он сам решить предложенную задачу, необходима ли ему помощь, какого рода помощь требуется, сможет ли ученик после решения задачи решить похожую, может ли определить причину своей ошибки или затруднений, хочет ли он придумать свою задачу или решить задачу, которая сложнее данной, может ли ученик оценить свою деятельность по решению данной задачи и т.д. Сопоставление ответов учеников на предлагаемые вопросы и результатов выполнения ими учебных заданий позволит учителю делать выводы об адекватности самооценки школьников.

  1. Принцип перекодирования информации.

Понимание школьниками математики связано, с одной стороны, с умением воспринимать и осмысливать информацию, представленную в разных формах, с другой стороны, - умением использовать различные формы представления информации для ее восприятия и осмысления. В качестве форм представления информации в начальной школе могут быть использованы предметная, вербальная и графическая (диаграммы - линейные, столбчатые, секторные; таблицы - статистические, вычислительные, для предъявления и анализа данных сюжетной задачи; графы). Работа с разными формами представления информации должна быть ориентирована на формирование умений работать с готовой формой представления данных, умений осуществлять построение различных форм и переход от одних форм к другим, умений осуществлять выбор формы предъявления информации, адекватной поставленной задаче и набору данных.

Компьютерная поддержка процесса обучения младших школьников математике позволяет организовать целенаправленную работу по формированию названных умений.

Практикум:

Список образовательных ресурсов в сети ИНТЕРНЕТ

www.edu.ru   

www.alleng.ru

www.ug.ru

www.lexed.ru

www.school-net.ru

http://bankrobot.ru

www.ychitel.com

http://school-sector.ru

http://lecey6.net.ru

http://poipkro.perm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторяем, обобщаем изученное. Написание безударной гласной в корне слова.

Урок по русскому языку в 3 классе по программе Гармония. Проводится в групповой форме...

Виды работ и дидактические игры при изучении темы «Безударная гласная в корне слова»

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографи...

Пословицы и загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне слова.

Как я использую пословицы и загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне....

2 класс_Самостоятельная работа по темам_Безударные гласные в корне слова_Парные согласные в корне слова

2 класс. Самостоятельная работа по темам "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные в корне слова"....

Виды работ и дидактические задания при изучении темы "Безударная гласная в корне слова"

Из опыта работы по теме "Безударная гласная в корне слова".Дидактический материал на уроках не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю реб...