Главные вкладки

    Пословицы и загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне слова.
    статья по русскому языку (3 класс) по теме

    Зрячева Татьяна Ивановна

     

    Как я использую пословицы и загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне. 

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Как я использую пословицы и загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне.

    С первого класса я начинаю знакомить детей с правописанием проверяемой безударной гласной в корне, используя в качестве дидактического материала пословицы и загадки. В течение четырех лет не один раз возвращаюсь к этой теме, чтобы закрепить у учащихся сформированный орфографический навык. Произведения устного народного творчества не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли. Очень важна последовательная работа учителя с орфограммой: от простого  (I класс), к более сложному (II - III классы), а затем к обобщению изученного  (IV класс).

    Первоклассника приобщаю к тому, чтобы «слышать» орфограмму, учу его думать над тем, как я пишу. Встретившись с трудностью в написании гласной, дети произносят слова:

    Если буква гласная вызвала сомнение,                                                               Ты её немедленно ставь под ударение.

    Загадки использую те, в отгадках которых есть нужная нам орфограмма.

    Весной веселит,

    Летом холодит,

    Осенью питает,

    Зимой согревает.                                    /Дерево

    В неё льётся, из неё льётся,

    Сама по земле плетётся.                      /Река

    Была белая да седая,

    Пришла зелёная, молодая.                 /Зима и весна

    Скручена, связана,

    На кол насажена,

    А по улице пляшет.                                /Метла

    Первоклассники с удовольствием не только отгадывают загадки, но ищут их сами, приносят на урок, учат наизусть. Безударную гласную находят не только в отгадке, но и в самой загадке.

    При изучении правила правописания проверяемой безударной гласной в корне (II – III классы) предлагаю разнообразные задания, усложняя их, списать пословицу с доски, вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово, подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную, выписать слова, обозначить в них орфограмму, выделить корень.

    Бояться волков - быть без грибов.

    Болен – лечись, а здоров – берегись.

    В гости ходить- надо и к себе водить.

    В ногах правды нет.

    В четвёртом классе составляем памятку, в которой представлены все орфограммы и в столбиках – части речи: I столбик – имена существительные,    II – имена прилагательные, III – глаголы.

    Коровушка стоит во дворе – вкусный обед лежит на столе.

    Существительные                      Прилагательные                Глагол

    Коровушка                                   вкусный                                 стоит

     дворе                                                                                           лежит

    Прошу ребят дописать пословицу.

    Ленивому и лениться -                        /Лень/

    Тише /воды/, ниже /травы/.

    Таким образом, тема «Проверяемые безударные гласные в корне» проходит красной нитью через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся.

                                                                                                            Зрячева Т. И.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проверяемые безударные гласные в корне слова

    Ресурс содержит словосочетания слов с проверяемыми безударными гласными....

    Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе: «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова»

    Система учебников «Школа России». К конспекту урока прилагается презентация. Урок -закрепление изученного...

    Теоретические основы формирования орфографической зоркости в процессе изучения правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

    В материале изложены теоретические основы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка  в начальных классах ....

    Трудности при изучении орфограммы "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"

    Этапы работы над орфограммой  "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"...

    Урок по русскому языку: "Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова"

    Конспект урока по русскому языку для 3 класса. УМК "Школа России"...

    Конспект урока по трусскому языку «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова»» в 3 классе

    На уроке ребята совершат путешествие на корабле  в страну Знаний. Побывают на разных остравах, попадут в плен к пиратам .Пройдя все испытания, окажутся в городе Умников и Умниц....

    "Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"

    В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбереж...