Пословицы и загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне слова.
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Зрячева Татьяна Ивановна

 

Как я использую пословицы и загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как я использую пословицы и загадки при изучении проверяемой безударной гласной в корне.

С первого класса я начинаю знакомить детей с правописанием проверяемой безударной гласной в корне, используя в качестве дидактического материала пословицы и загадки. В течение четырех лет не один раз возвращаюсь к этой теме, чтобы закрепить у учащихся сформированный орфографический навык. Произведения устного народного творчества не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли. Очень важна последовательная работа учителя с орфограммой: от простого  (I класс), к более сложному (II - III классы), а затем к обобщению изученного  (IV класс).

Первоклассника приобщаю к тому, чтобы «слышать» орфограмму, учу его думать над тем, как я пишу. Встретившись с трудностью в написании гласной, дети произносят слова:

Если буква гласная вызвала сомнение,                                                               Ты её немедленно ставь под ударение.

Загадки использую те, в отгадках которых есть нужная нам орфограмма.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.                                    /Дерево

В неё льётся, из неё льётся,

Сама по земле плетётся.                      /Река

Была белая да седая,

Пришла зелёная, молодая.                 /Зима и весна

Скручена, связана,

На кол насажена,

А по улице пляшет.                                /Метла

Первоклассники с удовольствием не только отгадывают загадки, но ищут их сами, приносят на урок, учат наизусть. Безударную гласную находят не только в отгадке, но и в самой загадке.

При изучении правила правописания проверяемой безударной гласной в корне (II – III классы) предлагаю разнообразные задания, усложняя их, списать пословицу с доски, вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово, подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную, выписать слова, обозначить в них орфограмму, выделить корень.

Бояться волков - быть без грибов.

Болен – лечись, а здоров – берегись.

В гости ходить- надо и к себе водить.

В ногах правды нет.

В четвёртом классе составляем памятку, в которой представлены все орфограммы и в столбиках – части речи: I столбик – имена существительные,    II – имена прилагательные, III – глаголы.

Коровушка стоит во дворе – вкусный обед лежит на столе.

Существительные                      Прилагательные                Глагол

Коровушка                                   вкусный                                 стоит

 дворе                                                                                           лежит

Прошу ребят дописать пословицу.

Ленивому и лениться -                        /Лень/

Тише /воды/, ниже /травы/.

Таким образом, тема «Проверяемые безударные гласные в корне» проходит красной нитью через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся.

                                                                                                        Зрячева Т. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы формирования орфографической зоркости в процессе изучения правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

В материале изложены теоретические основы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка  в начальных классах ....

Трудности при изучении орфограммы "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"

Этапы работы над орфограммой  "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"...

Урок по русскому языку: "Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. УМК "Школа России"...

Конспект урока по трусскому языку «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова»» в 3 классе

На уроке ребята совершат путешествие на корабле  в страну Знаний. Побывают на разных остравах, попадут в плен к пиратам .Пройдя все испытания, окажутся в городе Умников и Умниц....

"Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"

В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбереж...

Тема урока: «Проверяемая безударная гласная в корне слова. Подбор проверочных слов»

Цель урока: формирование умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание....

Проверяемые безударные гласные в корне слова. Закрепление и обобщение изученного

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Проверяемые безударные гласные в корне слова. Закрепление и обобщение изученного"...