Выступление на педагогическом совете
презентация к уроку на тему

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

на уроках ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mihaylova_en.docx20.58 КБ
Файл mihaylova_e.n.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

на уроках ОРКСЭ»

(из опыта работы).

                        Слайд 2

«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, что они

                       вырастут быстро. Возможно, при своей жизни вы не увидите

                       своих плодов, но они обязательно будут в свое время».

                                                                                               Древняя мудрость

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

         Слайд 3

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.        

        Слайд 4

Свою работу по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начала с 1-го класса на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Истоки». С помощью курса «Истоки» ребёнок получает целостное развитие, наполненное социокультурным содержанием и духовно – нравственными ценностями. Это даёт ему возможность находиться в гармонии с окружающим миром. Именно в этот период у детей происходит интенсивное накопление поведенческого опыта через знакомство с истоками отечественных традиций священного слова, первых образов, как важнейшими механизмами сохранения и передачи духовно - нравственного опыта.

        Слайд 5

В 4 классе мы продолжаем работу по духовно-нравственному воспитанию обучающихся не только во внеурочной деятельности по курсу «Истоки», но и изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Слайд 6

По выбору родителей наши ученики приступили к изучению модуля «Основы православной культуры». Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения, что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

        Слайд 7

Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина». Уроки по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек.

        Слайд 8

Применяя диалоговые технологии, я использовала тексты российского писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Евгения Савина) «Маленькие притчи для детей и взрослых». По объему они очень короткие и на уроке удавалось обсудить, сравнить 2-3 притчи. Такие уроки способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности ребёнка. Дети учатся уважать не только своё, но и чужое мнение.

Слайд 9

Культурологический подход на уроках был использован при изучении православных храмов, их устройства и убранства. Во время виртуальных экскурсий внимание учеников обращалось не только на то, из чего состоит православный храм, но и как надо вести себя в нём, чтобы не обидеть верующих, пришедших туда для своих целей. Ребятам было очень интересно, почему в православных храмах женщины должны быть в платках, а мужчины, наоборот, без головного убора. Для сравнения ребятам был приведён пример посещения мусульманского храма: вход без обуви, обязательное у мужчин наличие головного убора.

Слайд 10

Наиболее эффективной технологией работы на уроках в начальной школе является игровая технология. Использую словесные игры: «Спасибо», «Мозговой штурм», «Доскажи словечко», «Найди ошибку», «Да-нет», «Найди соответствия», «Назови синонимы, антонимы к словам». Например, «Цепочка слов», где нужно подобрать однокоренные слова к слову ДОБРО: доброта, добрый, добродетель, доброжелательность, Добрыня, добролюбие, добряк и т.д., составить предложения с этими словами; «Продолжи фразу»: «Доброта - это...», «Добрый человек - это...».
        
Слайд 11

Понять внутренний мир ребёнка помогают творческие работы: ассоциативные цепочки, сочинения по этим цепочкам, синквейны.  

           Слайд 12

Молитва

                     Благодарственная   просительная

                     Благодарит просит поддерживает

                     Молитва – это общение с Богом

                                        Благодать
        
Слайд 13

В качестве творческих заданий по темам, формирующих коммуникативные умения и навыки, ребятам предлагались для решения ребусы, кроссворды, анаграммы. Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.

        Слайд 14

Безотметочная система курса ОРКСЭ не сковывает детей. Это даёт возможность открыто и безбоязненно рассуждать, доказывать, не бояться ошибиться. На проблемных уроках часто приходилось направлять беседу. Дети сами задавали вопросы, самостоятельно искали на них ответы. Я всегда радовалась, когда на уроках возникала дискуссия. Это значит, что тема урока интересна обучающимся, заставляет их неравнодушно относиться к обсуждаемой проблеме.

        Слайд 15

В работе по курсу ОРКСЭ эффективен метод проекта. Часто он является результатом урока, выражает стремление детей участвовать в коллективно-творческих делах. Часть тем проекта предлагают авторы программы такие как: «Что я знаю о России?», «Полезно знать о христианстве», «Полезно знать о православии», «Наши добрые поступки на благо Отечества» и другие.

        Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как: «С чего начинается Родина», «Герoи России», «Мой друг» и т.д. Но многие ребята, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предлагают темы близкие и интересные именно им с их точки зрения. В результате беседы ребятами были предложены такие темы: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», «Мой дружный класс», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни» и др.

         Слайд 16

И каждая тема решает определённые воспитательные задачи: 
- укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину; 
- формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; 
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; 
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; 
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

        Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка на уроках ОПК – нравоучительное чтение, благовествование. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми. Когда читаю Евангелие, Слово Божие милостью Своею так касается сердец детей, что даже самые непоседливые затихают, слушают, размышляют.
           Для разнообразия работы на уроках создала целую коллекцию раскрасок к библейским историям, праздникам. Всё это распечатываю, раздаю на занятиях.

        Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. 

        Слайд 17

Духовно-нравственное воспитание требует тщательного отбора используемого на уроках материала: ярких, убедительных фактов, примеров, фрагментов из религиозной и художественной литературы, показывающих нравственные принципы, обычаи и традиции, примеры поступков; использования мультимедийной продукции, красочного иллюстративного материала и фрагментов музыкальных произведений. Музыка – пища для души. Она затрагивает все сферы человеческого бытия: тело, душу, дух. На уроках православной культуры музыка всегда уместна. Она несет радость и сопереживание, любовь и покаяние, чистоту и стройность. Личностные переживания души рождает сопроводительная фоновая музыка.

        Слайд 18

Одним из трогательных моментов в уроке является диалог ученика с собой: «Стал ли я лучше? Как я могу в жизни применить полученные знания?», «Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ, то есть – рефлексия.
        
Слайд 19

Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Об этом говорят исследования, проводимые школьным психологом. Дети участвовали  в Общероссийской олимпиаде школьников «Основы православной культуры» и показали хороший результат.
        Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются.

        Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.

        Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.

        Из всего вышесказанного следует, что воспитательная работа на уроке ОПК самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. От учителя требуется большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.

Слайд 20


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках курса ОРКСЭ Михайлова Е.Н. учитель начальных классов МБОУ « Излучинская ОНШ»

Слайд 2

«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, что они вырастут быстро. Возможно, при своей жизни вы не увидит своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Древняя мудрость

Слайд 3

В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Слайд 4

З анятия внеурочной деятельности по курсу «Истоки » 1 класс

Слайд 5

Курс введен в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089».

Слайд 6

Цель курса « Основы православной культуры»: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Слайд 7

А.В.Бородина учебный курс « Основы православной культуры» Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 часа в год, отводится 1 час в неделю. Обучение безотметочное .

Слайд 10

Игровая технология «Спасибо » «Мозговой штурм » «Доскажи словечко » «Вычлени из текста слово » «Найди соответствия » « Назови синонимы, антонимы к словам» «Цепочка слов » « Продолжи фразу »

Слайд 11

Правила составления синквейна

Слайд 12

СИНКВЕЙН НА ТЕМУ: «МОЛИТВА» Молитва Благодарственная просительная Благодарит просит поддерживает Молитва – это общение с Богом Благодать

Слайд 13

Собери пословицы, объясни ее значение Родная у одна человека Родина него одна у мать и Одна у человека родная мать, одна у него и Родина

Слайд 14

Прочитай пословицы, укажи к каким заповедям они относятся На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай. Нет милее дружка, чем родная матушка. Раз солгал, навек лгуном стал. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Заработанный ломоть лучше краденного каравая.

Слайд 15

Метод проекта Темы « Что я знаю о России ?» « Полезно знать о христианстве » « Полезно знать о православии » « Наши добрые поступки на благо Отечества »

Слайд 16

Виды деятельности на уроках ОПК Работа с текстом: обсуждение, пересказ, ответы на вопросы, Беседа, Словарная работа, Работа с пословицами, крылатыми выражениями, притчами, Работа со схемами, таблицами, Работа с иллюстрациями, рисование, Слушание музыки, аудиокниг Просмотр и анализ короткометражных фильмов и мультфильмов, Игровая деятельность, Проектная деятельность.

Слайд 17

Просмотр мультфильмов Сказ о Егории Храбром (Георгии Победоносце) Московская легенда. Про Василия Блаженного Сказание о Петре и Февронии Муромских Святой преподобный Серафим Саровский Чудотворец Путеводительница Мой выбор Братья Истории Ветхого Завета Ангел (по сказкам Г.Х. Андерсена)

Слайд 18

Рефлексия «Ладошка» На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение: большой – для меня это важно и интересно… указательный - я получил конкретные рекомендации… средний - мне было трудно (не понравилось)… безымянный – моя оценка психологической атмосферы… мизинец - для меня было недостаточно…

Слайд 19

Результаты работы Дети становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...