Выступление на педагогическом совете
методическая разработка на тему

Перспективный индивидуальный образовательный маршрут
повышения профессиональной компетентности учителя, как условие развития творческого потенциала педагога
.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Перспективный индивидуальный образовательный маршрут
повышения профессиональной компетентности учителя, как условие развития творческого потенциала педагога
.

Слайд 2

Быть учителем, значит не только учить, но и самому постоянно учиться, совершенствоваться, идти в ногу со временем. А главное быть интересным своим ученикам.

        Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к организации учебного процесса, осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действия.
        Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения. Для школьников учитель не только носитель знаний по определённому предмету, но и яркая личность, которая интересно организует их учебный труд. Деятельность педагога многогранна, в ней всегда есть место творчеству.
        Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии, творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.  

        Развитие у педагогов творческого потенциала приобретает на сегодняшний день особую актуальность. Первое, что следует отметить, это то, что учитель должен идти в ногу со временем, быстро откликаться на запросы времени. Стремиться на уроке преподнести детям не только необходимое и нужное для жизни в сегодняшних реалиях, но и научить их самостоятельно добывать знания.

        Слайд 3

Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методических объединений учителей, творческие отчёты и защиты индивидуальных программ, участие в экспертных комиссиях, рождают уверенность в собственных силах и ведут вперёд. Участие в разнообразных мероприятиях требует мобилизации внутренних ресурсов, точного расчёта времени, огромного психологического напряжения. Кому посчастливилось пережить и радость побед и горести неудачи, содержание понятия «конкурс» имеет совершенно иной смысл. На мой взгляд, участие в конкурсах представляется как праздник общения профессионального и личностного роста. Конкурсы открывают новые таланты, создают плодотворную почву для формирования творческого потенциала и роста коллег.
        Но в тоже время, профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Профессиональное развитие педагога предполагает повышение его профессиональной компетентности.

Слайд 4

В качестве направлений развития профессиональной компетентности современного педагога необходимо выделить:

▪ овладение инновационными подходами к реализации образовательных областей в соответствии с приоритетами, определенными ФГОС НОО;

▪ освоение технологии педагогической диагностики индивидуального развития обучающихся;

▪ развитие умений использования разных форм сотрудничества с родителями.

Ожидаемым результатом реализации данных направлений выступает повышение профессиональной адаптированности педагога, уровня достижения им профессионального мастерства, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при организации работы по индивидуальным образовательным маршрутам.

Одной из технологий профессионального развития профессиональной компетентности педагога служит индивидуальный образовательный маршрут.

Что такое «индивидуальный образовательный маршрут педагога»?

Слайд 5

Индивидуальный образовательный маршрут –  это структурирован- ная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы; это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятельности.

ИОМ – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития при осуществлении методического сопровождения.

Слайд 6

Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются:

– изменения, происходящие в образовании;

– запросы и потребности участников образовательного процесса.

Основополагающими моментами индивидуального образовательного маршрута являются, с одной стороны, мотивационная сфера педагога, а с другой – его индивидуальные образовательные потребности как профессионала. Таким образом, педагог выступает субъектом своего профессионального развития.

Содержательную сторону индивидуального образовательного марш- рута составляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного специалиста, но и для педагогического сообщества образовательной организации, региона, которые определяются приоритетами развития профессионального образования.

Психологическими механизмами реализации индивидуального образова тельного маршрута являются самодиагностика.

В организационном контексте индивидуальный образовательный маршрут реализуется в трех взаимосвязанных плоскостях, таких как профессиональное самообразование, деятельность педагога в профессиональном сообществе, участие педагога в методической работе образовательной организации.

Самообразование педагога предполагает изучение современных научных и методических разработок, инновационного опыта, в том числе регионального, прохождение курсов повышения квалификации.

Деятельность педагога в профессиональном сообщест- ве осуществляется через руководство или участие в работе профессиональных сообществ (методических объединений, творческих, рабочих и проблемных групп), на уровне образовательной организации, района, региона.

Участие в методической работе на уровне образовательной организации предполагает корпоративное обучение. Оно осуществляется в традиционных и интерактивных формах методической работы, организованной методистом для всего коллектива образовательной организации или определенной адресной группы педагогов.

Кроме того, индивидуально организуется методическая работа педагога в рамках разработки методической темы самообразования.

Слайд 7

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

▪ особенностями, интересами и потребностями самого педагога, его учеников и их родителей в достижении необходимого образовательного результата;

▪ профессионализмом педагогического коллектива;

▪ возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся и их родителей;

▪ возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.

Слайд 8

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута определяется рядом условий:

▪ осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания и формы образования;

▪ осуществление целенаправленной деятельности по формированию у педагогов устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута;

▪ осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационная поддержка процесса разработками индивидуального образовательного маршрута;

▪ включение педагогов в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

▪ организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Слайд 9

Алгоритм разработки ИОМ педагога предусматривает:

1-й этап. Диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога и самодиагностика.

2-й этап. Составление на основе полученных результатов ИОМ, т.е проектирование индивидуального образовательного маршрута.

3-й этап. Реализация индивидуального образовательного маршрута

4-й этап. Рефлексивный анализ эффективности ИОМ, т.е. оценка и самооценка эффективности деятельности педагога по повышению своей профессиональной компетентности.

Слайд 10

1-й этап. Диагностике и самодиагностике предшествует выявление профессиональных интересов и профессиональных затруднений педагога, типа его профессиональной деятельности.

2-й этап. Составление на основе полученных результатов ИОМ. 

На втором этапе необходимо: разработать и фиксировать в карте индивидуального образовательного маршрута программы конкретных действий по реализации задач профессионального развития.

Определить пути решения проблем, развития профессиональных интересов и преодоления профессиональных затруднений, определение содержания деятельности педагога в контексте профессионального развития, планирование собственных действий по реализации цели, определение ожидаемых результатов, собственных достижений отражается в карте индивидуального образовательного маршрута.

Определить условия для достижения результатов:

▪ курсы повышения квалификации;

▪ посещение семинаров и открытых мероприятий;

▪ изучение опыта работы педагогов-мастеров;

▪ анализ Интернет-ресурсов;

▪ консультации методистов на уровне ОО, методических объединений;

▪ участие в экспериментальной инновационной деятельности, в проблемных, рабочих, творческих группах;

▪ наставничество;

▪ участие в психологических тренингах и т.  д.

Наиболее эффективным является составление индивидуального образовательного маршрута на межаттестационный период с пошаговым планированием на каждый учебный год.

3-й этап. Реализация индивидуального образовательного маршрута предполагает осуществление педагогической деятельности по составленному плану:

▪ обязательно анализируются, обобщаются и систематизируются промежуточные результаты за каждый учебный год;

▪ составляются отчеты, данные которых представляются и обсуждаются в педагогическом сообществе образовательной организации;

▪ коллегиально принимается решение о трансляции педагогического результатов на уровне образовательной организации, муниципальном, региональном, всероссийском уровнях;

▪ на основе профессиональной рефлексии педагог при необходимости вносит уточнения и коррективы в карту индивидуального образовательного маршрута.

4-й этап. Оценка и самооценка эффективности деятельности педагога по повышению своей профессиональной компетентности

Для оценки привлекаются эксперты:

▪ коллеги-педагоги,

▪ руководители образовательной организации,

▪ социальные партнеры.

Важным моментом выступает самоанализ педагогом своей деятельности.

Педагог на данном этапе включается в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения своих индивидуальных образовательных потребностей с внешними требованиями для определения сфер профессиональной деятельности, раскрывающих профессионально-личностный потенциал педагога.

Слайд 11

Вашему вниманию предлагаю перспективный индивидуальный о образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя по теме «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира, как условие успешного внедрения ФГОС НОО и повышения качества образования обучающихся»

Цель: исходя из проблемного поля школы, на основании анализа результатов муниципального мониторинга - эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее системно-деятельностный подход, привлечение обучающихся к внеурочной деятельности, увеличение количества призовых мест в олимпиадах и конкурсах различного уровня в соответствии с муниципальным заданием школы.

Слайд 12

Образовательный маршрут включает следующие направления деятельности: самообразование, работа в профессиональном сообществе, участие в методической работе образовательного учреждения.

        Известно, что новое рождается в недрах старого. Маленькие победы формируют почву для творчества, повышают общую и профессиональную культуру. Добиться высоких результатов может каждый.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональ- ной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому самообразование является главной задачей каждого учителя. Творческого ученика может выпустить только творчески работающий учитель.

Слайд 13

Успехов в работе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михайлова Е.Н., учитель начальных классов МБОУ « Излучинская ОНШ» Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя, как условие развития творческого потенциала педагога.

Слайд 2

Быть учителем, значит не только учить, но и самому постоянно учиться, совершенствоваться, идти в ногу со временем. А главное быть интересным своим ученикам.

Слайд 3

Профессиональный стандарт педагога Повышение профессиональной компетентности педагога Курсовая подготовка Единая тема самообразования Конкурс профессионального мастерства Участие в методической работе РМО Участие в методической работе ШМО Индивидуальный образовательный маршрут

Слайд 4

Направления развития профессиональной компетентности

Слайд 5

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы; это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятельности

Слайд 6

Основание для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются: изменения, происходящие в образовании; запросы и потребности участников образовательного процесса.

Слайд 7

Факторы: особенности , интересы и потребности педагога , его учеников и их родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализм педагогического коллектива; возможности учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся и их родителей; возможности материально-технической базы образовательного учреждения.

Слайд 8

Условия эффективности разработки ИОМ: осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ; осуществление целенаправленной деятельности по формированию у педагогов устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута; осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационная поддержка процесса разработками ИОМ; включение педагогов в деятельность по созданию ИОМ; организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Слайд 9

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога Диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога Составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута педагога (дорожная карта) Реализация ИОМ Рефлексивный анализ эффективности ИОМ

Слайд 10

Направления деятельности педагога в соответствии с «дорожной картой»: Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования. Деятельность педагога в профессиональном сообществе. Участие педагога в методической работе. Самообразование педагога.

Слайд 11

«Реализация системно- деятельностного подхода на уроках окружающего мира, как условие успешного внедрения ФГОС НОО и повышения качества образования обучающихся» Цель: эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее системно- деятельностный подход , привлечение обучающихся к внеурочной деятельности, увеличение количества призовых мест в олимпиадах и конкурсах различного уровня в соответствии с муниципальным заданием школы.

Слайд 12

Направления деятельности Содержание деятельности Сроки реализации Результат как педагогический продукт Формы презентации достижений Самообразование Работа в профессиональном сообществе Участие в методической работе ОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...