Безотметочное обучение
методическая разработка (1 класс) на тему

Меньшикова  Светлана Николаевна

Материал представляет собой советы по формированию мотивации школьника к получению отметки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_bezotmetochnoe_obuchenie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

       

Выступление на МО учителей

начальных  классов

« Безотметочное обучение в 1 классе »

Выступила   Меньшикова С.Н.

          В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.)    Необходимо организовать оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребёнка.                  

         Начиная с первых уроков, (2-3 недели), в конце каждого урока дети обозначают хлопками своё настроение в конце каждого урока.

        Через 2–4 недели начинают учиться сравнивать цель и результат. Каждый старается оценить содержание своей письменной работы. Сравнив работу с образцом, они оценивают себя или соседа по парте разными способами: аплодисменты себе (соседу или классу), погладьте себя (соседа) по голове и скажите: «Умница», пожмите руку товарищу…

          Далее учимся составлять алгоритм оценивания своей успешной работы:

 - выполнил правильно, все получилось, показываю веселый смайлик;

 - если не все получилось, или не понял-грустный смайлик;

             Одним из принципов  безотметочного обучения:  дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;  приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);

       В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

. «Светофор».

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

 «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улы­бающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

http://yamal-obr.ru/content/yamal/pics/gallery/119.jpg

               Наиболее распространенным методом без отметочного оценивания являются «Волшебные линеечки» Г.А.Цукерман.Они наиболее понятны для учащихся и родителей в использовании.

                   Верхнее деление-работа выполнена аккуратно, без ошибок.

                   Среднее деление-работа выполнена аккуратно, но есть 1-2 ошибки.

                                                  Или работа выполнена без ошибок, но не аккуратно

                    Нижнее деление- старался, но допустил более 2 ошибок.  

      В 1 классе оценивание проводится сначала по одному критерию, потом по двум критериям, затем по трём критериям.          (К-красиво, П-правильно, И-интересно, Т-трудно, С- старался, Х-хочу научится этому, Д- дружно работали, Г-группой работать лучше.)                

http://yamal-obr.ru/content/yamal/pics/gallery/1111.jpg

          Предлагается оформить  лист успеха.

             Первоклассный дневник  моего развития»

Сентябрь – яблоня моих успехов, дети собирают за хорошую работу на уроке яблочки и приклеивают их на яблоню, нарисованную собственноручно.

Октябрь – поляна моих успехов, собираем грибочки.

Ноябрь – гроздья моих успехов, сбор рябинок.

Декабрь – гирлянды моих успехов, ёлочные игрушки.

Январь – вихрь моих успехов, снежинки.

Февраль – океан моих успехов, рыбки, камушки, водоросли.

Март – букет моих успехов, лепестки цветов, их серединки и листья.

Апрель – весна моих успехов, зелёные листочки для берёзки.

Май – фейерверк моих успехов, огоньки салюта.

      Критерии успеха обсуждаются совместно с детьми. Сравнивать количество успехов, заработанных разными детьми, категорически запрещается. Соревнование возможно только с самим собой (сравнивать листы успеха по разным месяцам).

         В школьном положении о проведении промежуточной аттестации воспитанников и осуществлении текущего контроля их успеваемости сказано: Текущий контроль успеваемости воспитанников, учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Целью оценочной деятельности является сравнение результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.
  2. Без отметочное обучение развивает объективную самооценку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

Безотметочное обучение в 1 классе. Портфолио ученика.

В данном докладе рассматриваются основные аспекты безотметочного обучения в 1 классе, включая исторический аспект,  рейтинговая система оценивания, действующая в других странах, даются рекомендац...

Система оценивания предметных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения

 В  работе представлен материал по  оцениванию  первоклассников  в условиях безотметочного обучения. Даны  практические материалы, приёмы  работы....

Формирование контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения

Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе...

Положение о безотметочном обучении

В положении раскрывается безотметочное обучение, которое представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочн...

«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад

Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...

Возможности и пути реализации безотметочного обучения

Выступление на круглом столе для заместителей директоров школ города...