Педсовет «Современные подходы в работе с одаренными детьми».
статья на тему

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody_v_rabote_s_odarennymi_detmi.docx158.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДСОВЕТ

«СОВЕМЕННЫЕ  ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

СЛАЙД №1      Педсовет «Современные подходы в работе  с одаренными детьми»  

АКТУАЛЬНОСТЬ

 Притча «Лавка возможностей».

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.

И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.

Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:         .

- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.

Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:

- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

 

- Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?

СЛАЙД №2 

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. 

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы. С сентября  2011 года во всех образовательных учреждениях страны введен  ФГОС. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых  результатов, предполагает:

  • воспитание и развитие  качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
  • учёт индивидуальных особенностей учащихся;
  • разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» говорится:

«Необходимо… создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят».

СЛАЙД №3

Цель:

  • совершенствование работы педагогов с одаренными детьми.

СЛАЙД №4

Задачи:

  • обсудить теоретические проблемы одаренности;
  • проанализировать  сложившийся опыт работы педколлектива с одаренными обучающимися;
  • акцентировать внимание педколлектива на необходимость  отбора содержания, форм, методов обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей, интересов и потребностей личности;
  • привлечь внимание коллектива к современным технологиям, способствующим развитию детской одарённости;
  • показать роль семьи в развитии способностей обучающихся, определить формы работы с родителями по поддержке одаренных детей.

СЛАЙД №5

Повестка:

1.Вступительное слово директора школы.

Марковский К.К.

2.Актуальность темы. Эксперимент.

Князева Н.В.

3.Понятия «одаренность», «одаренный ребенок».  Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одарённых учащихся.

Маркова С.Н.

4.Принципы и стратегии обучения одаренных учащихся. Виды активных форм организации обучения одаренных детей. Современные технологии в работе с одаренными детьми. Индивидуальная образовательная траектория.

Князева Н.В.

5.Роль семьи в развитии одаренных детей. Формы работы с родителями по поддержке одаренных детей.

Григорьева М.В.

6.Практическая работа по теме педагогического совета (работа в группах):

  • портрет одаренного ребенка;
  • пирамида одаренности;
  • решение задач (проблем);
  • разбор ситуаций;
  • кроссворд.

Князева Н.В.

7.Решение педагогического совета.

Марковский К.К.

8.Рефлексия

Князева Н.В.

СЛАЙД №6-7

Эксперимент

Выделите из перечисленных на слайде личностные и деловые качества учеников, которые им импонируют и те, что не нравятся. Проанализировав ответы, подвести аудиторию к выводу о том, что выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка (чаще творческой).

Предлагаем личностные и деловые качества ,которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте «+»качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» то, что не нравится.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, “на лету” схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

СЛАЙД №8

Каких “+” у Вас больше?

Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. С этим стереотипом прямо связан еще один (особенно распространенный как раз в учительской среде): одаренные - те, кто учится легко и быстро. Да, легкая обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни). Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении.

СЛАЙД №9

Сегодня мы часто будем обращаться к таким понятиям, как «одарённость, одарённый ребёнок» и Светлана Николаевна познакомит нас классификацией детской одаренности, расскажет о том, как выявить одаренных учащихся.

Выступление педагога- психолога, Марковой С.Н., по теме «Понятия «одаренность», «одаренный ребенок».  Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одарённых учащихся.

СЛАЙД №10

Высупление зам. директора по УВР Князевой Н.В.

«Принципы и стратегии обучения одаренных учащихся. Виды активных форм организации обучения одаренных детей. Современные технологии в работе с одаренными детьми. Индивидуальная образовательная траектория.»

СЛАЙД №11

Принципы обучения одарённых учащихся

СЛАЙД №12

Стратегии обучения одарённых учащихся:

  • Ускорение обучения
  •  («перепрыгивание» через класс).
  • Углубление обучения  
  • (курсы с углубленным изучением предметов).
  • Обогащение обучения
  • (исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; элективы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.)
  • Проблематизация обучения
  • (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся  сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)

СЛАЙД №13

«…Целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций».

(Национальная образовательная стратегия «Наша Новая Школа».)

Формы работы с одаренными детьми:

  • работа по индивидуальным планам;
  • занятия в классах с углубленным изучением предметов;
  • сотрудничество с другими школами;
  • проведение фестивалей творчества;
  • тематические конкурсы, выставки;
  • смотры художественной самодеятельности;
  • творческие отчеты;
  • проведение общешкольных проектов;
  • спортивные соревнования разных уровней;
  • традиционные Дни Науки;
  • опытно-экспериментальные работы
  • семинары;
  • ШНОУ;
  • индивидуальные творческие задания;
  • дистанционное обучение

СЛАЙД №14

Современные педагогические технологии в работе с одаренными детьми:

  • ИКТ- технологии;
  • технология проектной деятельности;
  • игровые технологии;
  • развивающее обучении;
  • развитие критического мышления;
  • технология проблемного обучения;
  • технология разноуровнего обучения;
  • технология исследовательской деятельности;
  • технология коллективной творческой деятельности;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология коммуникативного обучения иноязычной культуре;
  • личностно-ориентированное развивающее обучение

          (Якиманская И.С.) ;

  • технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.В.).

СЛАЙД №15

Каким должен быть учитель, работающий со способными и одарёнными учащ-ся?

СЛАЙД №16

Учитель должен быть…

  • Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
  • Профессионально грамотным;
  • Интеллигентным, нравственным  и эрудированным;
  • Владеть современными  педагогическими  технологиями;
  • Иметь позитивную Я- концепцию, быть целеустремленным,настойчивым,

эмоционально стабильным;

  • Умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом.

СЛАЙД №17

Учитель должен уметь…

  • Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  • Работать дифференцированно, осуществлять  индивидуальный подход и консультировать учащихся;
  • Стимулировать познавательные  способности учащихся;
  • Принимать взвешенные  психолого-педагогические решения
  • Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  • Отбирать и готовить материал для коллективных  творческих дел.

СЛАЙД №18

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми» 

Результаты проведенной анкеты среди педагогов показали, что 100% учителей имеют склонности к работе  с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Педагогам лишь необходим правильный выбор объекта направления творческого интереса учащихся.

СЛАЙД №19

Рекомендации педагогам при работе с  одаренными обучающимися:

           

 1.   Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.

2.      Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.

3.      В классе, с детьми разного уровня развития, важно правильно организовывать работу  с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников самостоятельный творческий поиск. На каждом уроке готовить карточки повышенной трудности с олимпиадными заданиями или упражнениями, требующими нестандартного мышления.

4.      Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.

5.      Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.  

СЛАЙД №20

Индивидуальная образовательная траектория

СЛАЙД №21

ИОТ- персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Личностный потенциал ученика-совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных.

Слайд №22

http://sk28.ru/files/u3/IOT_2.jpg

Переход на ИОТ требует серьезной и кропотливой предварительной работы.

Содержание ИОТ может определяться общеобразовательными программами базового и углубленного (профильного) уровней в рамках учебного плана ОУ и индивидуальными учебными программами.

Учебная программа изучаемого предмета или предметов в рамках индивидуальной образовательной траектории (далее индивидуальная учебная программа) может быть нацелена на получение прикладных знаний, умений и навыков, необходимых для понимания тех сфер деятельности, в которых применяется данная дисциплина, или обеспечивать формирование дополнительных по сравнению с базовым уровнем предметных (академических) знаний, умений и навыков безотносительно к областям их применения.

Индивидуальная учебная программа предполагает увеличение объема содержания образования, времени на его освоение по сравнению с базовым уровнем, изменение форм учебной и внеучебной деятельности учащегося в рамках индивидуальной образовательной траектории.

СЛАЙД №23

http://sk28.ru/files/u3/IOT_1_1.jpg

СЛАЙД №24

Направления реализации ИОТ:

  • Содержательный аспект                

(вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

  • Деятельностный аспект

(специальные педагогические технологии);

  • Процессуальный аспект

(организационный аспект) .

СЛАЙД №25

Этапы становления ИОТ:

  • 5-6 класс – пробы построения учащимися ИОТ в зависимости от разных видов деятельности;
  • 7-9 класс –  приобретение и оформление учащимися опыта построения ИОТ в разных видах  деятельности
  • 10-11 класс – применение  опыта построения ИОТ, приобретенного в основной школе, при составлении и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП) старшеклассников.

СЛАЙД №26

 Сопровождается ИОТ учащегося следующим пакетом документов:

1. Положением об индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) учащегося.

2. Договором с родителями;

3. индивидуальной учебной программой учащегося по предмету.

4. Расписанием учебной и внеучебной деятельности.

5. Картой индивидуальной образовательной траектории учащегося.

6. Графиком контроля знаний по предмету.

Раздать примеры оформления ИОТ.

Каждый учащийся, изучающий один или несколько предметов в рамках индивидуальной образовательной траектории, составляет свой ИУП на основе учебного плана школы, который согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается директором школы.

В индивидуальный учебный план учащегося в рамках  ИОТ включаются:

1.   в обязательном порядке все предметы инвариантной части федерального компонента, изучаемые по общеобразовательным программам базового или углубленного (профильного) уровней или индивидуальным учебным программам;

2.   элективные курсы;

3.  часы в статусе программ дополнительного образования, предложенные школой или другими образовательными учреждениями.

Учебная нагрузка учащегося не  должна превышать 37 часов в неделю.

Аудиторная учебная нагрузка учащихся по предмету или предметам, изучаемым в рамках индивидуальной образовательной траектории, устанавливается по согласованию между учащимся, его родителями (законными представителями) и учителем и закрепляются ИУП и договором.

СЛАЙД №27

ИОТ предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут:

  • целенаправленно  проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (Воробьев, Лабунская, Тряпицына) .
  •  структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения .

СЛАЙД №28

Лист индивидуального маршрута

СЛАЙД №29

Индивидуально-образовательный маршрут

Цели и задачи ИОМ:

  • Повышение уровня учебной мотивации;
  • Ликвидация пробелов в знаниях,умениях,навыках учащихся;
  • Психолого-педагогическая поддержка учащихся.

СЛАЙД №30

Выступление Григорьевой М.В. «Роль семьи в развитии одарённых детей. Формы работы с родителями по поддержке одарённых детей».

СЛАЙД №31

Практическая работа по теме педсовета

СЛАЙД №32

  • Портрет одаренного ребенка (таблица заполняется коллективно, качества фиксируются на школьной доске).

Положительные качества

Отрицательные качества

 

 

 

Педагоги отметили, что в учебной деятельности одаренных детей отличает неуемное любопытство, хорошо развитая речь, высокая концентрация внимания на интересующем деле, упорство в достижении результатов, богатая фантазия, открытость, принципиальность. Современное понимание одаренности утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).
Вместе с положительными качествами педагоги отметили, что у одаренных детей имеются и свои минусы – неспособность стать на точку зрения другого, формальный подход к учебе, если ему неинтересно, отставание в физическом развитии, отсутствие конформизма, стремление всегда быть правым в споре. Все эти качества могут вызвать неприязнь у сверстников, способствовать изолированности этих школьников в классных коллективах. 

СЛАЙД №33

  • Упражнение «Пирамида одаренности»

Постройте на бумаге пирамиду одаренности, выбирая составляющие из перечисленных и располагая их в той последовательности, в которой, как Вам кажется, они необходимы. Озвучьте свои варианты и ответьте на вопросы других групп.

СЛАЙД №34

  • Решение задач

СЛАЙД №35

1. Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок?

СЛАЙД №36

Сведения о родителях выдающихся людей

Фамилия

Возраст 

Фамилия 

Возраст 

Отца 

Матери 

Отца 

Матери 

Есенин

Глинка

Лермонтов

Пушкин

Тургенев

Гоголь

Достоевский

Чехов

Чайковский

Петр 1 

22         27

27         29

25         32

32         36

45         43 

20        20

17        24

30        18

21        25

27        19 

Бетховен

Жюль Верн

Вагнер

Да Винчи Л.

Бальзак

Наполеон

Байрон

Гейне

Шоу Б.

Шопенгауэр

32      

29      

43      

25      

53

23

33

34

45

39      

22

27

39

22

21

19

23

26

28

19

СЛАЙД №37

2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ).

СЛАЙД №38

3. Может ли одарённый ребёнок быть одинаково успешен в разных видах деятельности?

СЛАЙД №39

4. Чем, по Вашему мнению, объясняется малообщительность одарённых детей?

СЛАЙД №40

Разбор ситуаций

СЛАЙД №41

Ситуация 1.

Ученик  11 класса, является победителем областных  олимпиад по химии, Интернет

–проектов, но отказывается изучать историю и обществознание. Каковы  действия

учителей  истории, химии, классного руководителя?

СЛАЙД №42

Ситуация 2.

Музыкально одарённый ученик 1 класса (вокалист), победитель творческих конкурсов, поёт на уроке. Как должен вести себя учитель?

СЛАЙД №43

Ситуация 3.

Ученик 7 общеобразовательного (среднего) класса, проявляющий интерес к биологии, достиг определённых результатов: он побеждает в конкурсах и олимпиадах, выступает с сообщениями на уроках, которые высоко оцениваются учителем. Одноклассники постоянно насмехаются над этим учеником.

Каковы действия учителя?

СЛАЙД №44

СИТУАЦИЯ

Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации. 

«Красные кони на синей траве».

Вопросы для обсуждения:

1.      Прокомментируйте деятельность учителя в соответствии с темой занятия.

2.      Составьте образ ученика.

3.      Предложите свой вариант выхода из сложившейся ситуации.  

СЛАЙД №45

Проект решения:

1.Проводить психолого- педагогический мониторинг  учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса .

2.Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального  развития одаренных детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время.

3.Создать условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.

4.Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.

5.В каждом классе выявить мнение родителей  о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребенка.

6.Оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь родителям одаренных детей.

7.Оказывать содействие и поощрять классных руковоителей и учителей-предметников, систематически работающих с одаренными и талантливыми детьми.

СЛАЙД №46

Рефлексия

"Незаконченные предложения»

  1. Педагогический совет состоит из …
  2. Педагогический совет направлен на …
  3. Педсовет может внести вклад в развитие…
  4. Педсовет учит…
  5. В ходе педсовета использовались способы деятельности, такие как…
  6. Мне особенно понравилось действие, в котором я…
  7. Больше всего мне понравилось действие, в котором я…
  8. В результате работы на педсовете я узнал (а):
  • О себе то, что я…
  • О своих коллегах то, что они….
  1. Мои пожелания на следующие педсоветы состоит в том, что…

Раздать анкеты

Анкета

Уважаемый участник педагогического совета!

Просим Вас оценить нашу работу по 5-балльной шкале (обвести в кружок)

Критерии

Баллы

Практичность

1

2

3

4

5

Доступность

1

2

3

4

5

Научность

1

2

3

4

5

Актуальность

1

2

3

4

5

Насыщенность и глубина содержания

1

2

3

4

5

Активизация внимания

1

2

3

4

5

Отметка организаторам педсовета

1

2

3

4

5

СЛАЙД №46

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"

В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления  ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...

Современные формы работы с одаренными детьми

Философы считают, что все люди рождаются одаренными,а остаются таковыми далеко не все....

«Современное образование. Система работы с одаренными детьми»

«Нельзя кого – либо изменить, передавая ему готовый опыт.Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека»К. Роджерс...

Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе

Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи .Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необход...

«Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе»

Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому  я планиру...

3.1.Доклад педсовет.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...