Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе
консультация

Марущак Ольга Валерьевна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfograficheskaya_zorkost.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе

Марущак Ольга Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ г. Мурманска СОШ № 23

Развитие орфографической зоркости является первостепенной задачей учителя начальных классов, так как умение замечать при письме орфограммы, т. е. выделять те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку, выступает в качестве базового орфографического умения младших школьников. В связи с этим мы взяли для изучения тему «Пути совершенствования орфографической зоркости учащихся». И целью - поиск путей совершенствования орфографической зоркости. А для этого мы в своей работе попытались решить следующие задачи:

1)  В чем кроется секрет того, что дети делают много ошибок при письме?

2)  Какие методы результативны  для устранения ошибок.

Причина того, что орфографическая зоркость школьников формируется стихийно, объясняется, по-видимому, тем, что они плохо знают опознавательные признаки орфограмм и не владеют рациональным способом их обнаружения.

Значит, нужна специальная систематическая тренировка в нахождении орфограмм, т. е. нужна выработка орфографической зоркости.

А так как формирование орфографической зоркости идет постепенно, от простого к сложному, то данную проблему следует отнести к дидактической концепции П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. По его теории формирование умственных действий включает пять этапов:

1 – формирование мотивов;

2 – составление схемы ориентировочной основы будущего действия;

3 – действия с предметами или их моделями;

4 – действия в речевой форме;

5 – действия «в уме».

Процесс развития орфографической зоркости очень сложен, что очевидно.

Прежде, чем искать пути совершенствования орфографической зоркости, заглянем в словарь - справочник по методике русского языка М. Р. Львова и уточним, что же это такое.

«Зоркость орфографическая – способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже написан, орфограммы, а также определять их типы. Зоркость орфографическая предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные при записи. Отсутствие у учащихся орфографической зоркости или её недостаточная сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Зоркость орфографическая развивается постепенно, в процессе выполнения упражнений, комментирования, разбора, диктантов, списывания с разбором и т. п.. В формировании зоркости орфографической очень важна установка самих учащихся на выработку зоркости. При успешном обучении зоркость орфографическая автоматизируется и может расцениваться как навык».

В настоящее время всеми методистами признается, что в основе орфографического навыка лежат грамматические знания. Все факторы важны: зрение, слух, моторика, мышление. Но в зависимости от характера орфограммы возрастает роль того или иного фактора.

Учащиеся начальных классов хорошо запоминают, когда  не только слышат информацию, но и видит её наглядное отображение. Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш умеет плохо.

Часто учащиеся имеют лексические проблемы – малый словарный запас, пассивный словарь преобладает над активным, речевые проблемы (фонетико – фонематические нарушения, общее недоразвитие речи).

Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, минимальной мозговой дисфункцией.  

Какова же природа орфографического навыка? В психологии различают два типа навыков:

1) навыки, которые вырабатываются на основе многократных повторений;

2) навыки, которые формируются на основе сложных умственных операций.

Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков.

Это сложный навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

a)  навык письма;

б) умение производить фонетический анализ слова;

в) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;

г) умение подвести орфограмму под соответствующее правило…и др. умения.

Психолог А. Р. Лурия провёл нейропсихологический анализ письма и доказал, насколько это сложный процесс, включающий анализ звукового потока, уточнение звуков речи с помощью артикуляции, перекодирование фонем в графемы, сохранение системы пространственных координат при написании буквы, включение механизмов анализа последовательности элементов и торможения побочных движений и, наконец, длительного удержания направляющей роли исходной программы с корригирующим влиянием сличения с этой программой выполняемого действия.

В процессе письма диктанта, а тем более изложений и сочинений, учащимся нужно найти в слове орфограмму, осознать её как задачу, которую нужно решить, и в то же время не отвлекаться от техники письма и от содержания того, о чём пишут. При определении орфограммы ученик должен:

а) найти орфограмму;

б) определить её тип;

в) определить способ её решения;

г) определить последовательность решения задачи.

Орфографическое действие автоматизируется медленно. Время автоматизации зависит от сложности орфограммы. Автоматизация сознательных действий - это когда учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т. е. без всяких рассуждений».

Существует множество методов, приемов, способов, видов упражнений по развитию и совершенствованию орфографической зоркости.

Остается выбрать или разработать свою систему, которая подходила бы своему классу, своим детям, тебе самой, провести исследование, опробовать различные методы на практике и работать творчески, с каждым годом все улучшая и улучшая свою методику, совершенствуя орфографическую зоркость детей и совершенствуя себя.

Проанализировав литературу по данному вопросу, мы предлагаем вашему вниманию наиболее яркие и интересные задания, которые вам представит вам руководитель методического объединения.

Орфографическая зоркость:

- выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением

- это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. 

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. 
Необходимо учитывать 
факторы формирования орфографической зоркости, а это:
         1. 
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. 
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 
         3. 
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 
         4.
 Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. 
         
Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников?

В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

1.     Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.     «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.

Ø     «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

Ø     «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;

Ø     «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3.     «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.     «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

1.     Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

  1. Внимательно прочитай предложение.
  2. Повтори его, не заглядывая в текст.
  3. Подчеркни в предложении все орфограммы.
  4. Прочитай предложение орфографически.
  5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
  6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
  7. Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

2.     Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3.     Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4.     Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5.     Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

6.     Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

7.     Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

8.     Диктант

·        Предупредительный диктант

·        Объяснительный диктант

·        Выборочный диктант

·        Свободный диктант

·        Самодиктант

·        Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

·  Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

·        «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

·        Словарный диктант.

8. Орфографические минутки

 В начальном курсе грамматики, правописания и развитие речи придаётся большое значение словарно - орфографической работе, в процессе которой учащимися усваиваются слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Навык написания так называемых трудных слов во многом зависит от словарных возможностей ученика, его активного словаря. «Чем богаче словарь ребёнка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности», - писал Н.С. Рождественский.

Систематическое проведение словарно-орфографических упражнений на уроках русского языка способствует сознательному усвоению программного минимума трудных слов, развитию у младших школьников интереса к их изучению и правильному употреблению в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

«Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка начальной школы

Основные положения и понятия об орфографии и путях повышения орфографической зоркости учащихся....

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники ...

Компетентностно-ориентированные задания, как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Ключевая идея данной работы в возможности систематизации и обобщения комплексного подхода учителя по целенаправленному развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского язык...

"Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе"

      Формирование, развитие и совершенствование связной речи является конечной целью обучения русскому языку в школе. Умение «ясно, правильно и отчётливо рассказывать устн...

Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе

Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе УМК "Школа России"...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка".

Представление опыта работы по теме : "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка"....