Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе
учебно-методическое пособие по русскому языку (3 класс) на тему

Калинина Маргарита Алексеевна

Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе

«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии  дают плохие результаты»
                                                                                                                                 К. Д. Ушинский

Эффективные приемы формирования орфографической зоркости

У  младших школьников следует формировать 4 собственно орфографических умения, а именно:

  • Ставить  орфографические   задачи, т.е. обнаруживать   орфограммы (орфографическую зоркость);
  • устанавливать  тип  орфограммы, соотносить  её  с  определённым правилом (выбирать  способ  решения  задачи, чаще всего – орфографическое правило);
  • применять  правило  (верно выполнять предписываемый  им  способ  решения поставленной задачи);
  • проверять  написанное,  осуществлять орфографический самоконтроль.

Традиционно в методике выделяются следующие группы орфографических упражнений:

  • Грамматико-орфографический разбор.
  • Списывание.
  • Диктант.
  • Лексико-орфографические упражнения.
  • Изложения.

Письмо с проговариванием

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

Зрительный диктант

      Зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

Комментированное письмо с указанием орфограмм

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

Диктант "Проверяю себя”

             Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм. Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

Специально организованное списывание

Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех. В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.

Специально организованное списывание

Памятка
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано.
5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
7. Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом

Выборочный диктант.

Это тот же предупредительный диктант, но при нем дети записывают не все, что диктует учитель, а только те слова или словосочетания, которые в данный момент интересуют   учителя  и  учащихся. Выборочный диктант экономит время: при нем можно записать больше нужных слов и предложений, чем при другом виде работы. А самое главное его преимущество в том, что он требует внимательного, активного отношения к тексту, к письму.

Словарный диктант.

Он заключается в том, что диктуются не предложения и не связный текст, а отдельные слова. Такими словами могут быть или так называемые трудные слова, т.е. слова с непроверяемыми написаньями, или слова, хотя и подчиняющиеся правилам, но представляющие для учащихся известную трудность: например, слова с проверяемыми гласными или согласными в корне: каток, низкий, скользкий, поздний, сеют, строят ,сзади, ещё и т.п. Такие диктанты обычно требуют    5-10 минут. Они обычно проводятся в конце урока и имеют преимущественно не контрольный, а обучающий характер. Учитель диктует отдельные слова, ученики пишут, а затем проверяют написанное по словарю.

Творческий диктант.

Сущность его заключается в том, что учитель дает не доске нужные для данного случая слова, указывает правило, которое должно быть при этом использовано, иногда дается картинка или серия картинок. Дети составляют предложения, чаще всего объединенные темой, в которые включают данные слова: снег, мороз, ребята, шубка, шапка, коньки, каток и т.п. Дети составляют предложения: Выпал снег. Мороз сковал реки. Ребята надели шубки и шапки.

Изложение.

Обучение изложению обычно начинается с устного пересказа. Пересказ является своеобразной подготовкой к письменному изложению.

При обучении изложению, так же как и при обучении пересказу, различаются следующие виды работ:

  •  1) воспроизведение прочитанного по вопросам;
  • 2) связный пересказ прочитанного;
  • 3) придумывание заглавий к неозаглавленным текстам;
  • 4) составление плана;
  • 5) дополнение, продолжение, вставка эпизодов;
  • 6) творческие работы по прочитанному.

В целях развития самостоятельности учащихся  постепенно усложняются и по своему оформлению:

  • текст разделен на небольшие части, и к каждой из них дан пункт плана;
  • текст не разделен на абзацы, но план есть;
  • текст разделен на небольшие части, плана не дано, но последний составляется коллективом;
  • текст не разделен на части, не дано плана; детям надо составить план.

Прием сознательного пропуска буквы

  • “Знаю - пишу, не знаю - оставляю пропуск”. При его использовании алгоритм действий ученика  выглядит следующим образом:
  • Прослушай слово.
  • Запиши столько чёрточек, сколько звуков в слове.
  • Обведи кружочком те, которые обозначали звуки в слабых позициях.
  • Запиши слово буквами, оставляя в отмеченных местах пропуски.

Письмо с “дырками”

  • Не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить трудную букву;

''Найди опасное место''

  • Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.
  • Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.

Списывание

  • Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить.
  • Отметь опасные места.
  • Прочитай вслух так, как написано.
  • Так же повтори, не глядя на запись.
  • Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места.
  • Проверь.

Диктант с постукиванием

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. 

''Секрет письма зеленой пастой''

Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

Письмо под диктовку:

  • диктант “Проверю себя”, когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву. Иногда приходится напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке дает желаемый результат в этой работе;
  • диктант “Найди слова”. Диктуется несколько предложений и дается задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить. Такие диктанты должны быть небольшими по объему, состоящими из 2-3 предложений;
  • разнообразные творческие работы, цель которых - развитие связной речи и расширение запаса слов;
  • свободные диктанты, изложения, сочинения, мини-диктанты.

Использование разных видов диктантов:

  • Диктант с обоснованием.
  • Диктант с постукиванием (не контрольный).
  • Диктант «Найди слова».
  • Диктант – игра «Кто больше запомнит».
  • Зрительный диктант.
  • Знаковый диктант.

Знаковый диктант

Тема «Части речи».

Диктуются слова: бабочка, летать, двенадцать, красивый, я.

У учеников запись: С, Г, Ч, П, М.

Какографические упражнения

В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёски со  гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за  сыпала их спины и голавы.

Дети должны не только найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова.

БГ

ПС

СС

Предлоги

приставки

Ча-ща, чу-щу, жи-  ши

Чк-чн

1

1

1

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

Какографические упражнения

Разве можно без улыбки

видеть Лёнины ошибки.

«Налител я на сугроп

 и расшыб сиводня лоп,

 очень болно и обидно,

 глас под шышкою не видно».

 Быстро Лёне помогайте,

 все ошибки исправляйте.

Использование алгоритмов орфографических правил

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.
  3. Этап сокращения операций.

АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ

1 шаг.

В корне слова есть безударная гласная?

Да                  

 2шаг. Подбери однокоренное слово, в котором проверяемая гласная стоит под ударением.

Удаётся найти                  не удаётся: проверь по

проверочное слово           словарю.

3 шаг.

Напиши соответствующую гласную букву. Проверь написанное.

C:\Program Files\Microsoft Office\CLIPART\PUB60COR\SO00257_.WMF

Дидактические игры

  1. «Третий лишний».
  2. «Молчанка».
  3. «Орфографический мячик».
  4. «Корректор».
  5. «Огоньки».
  6. «Кто быстрее».

«Запоминалки», «рифмовки», орфографические сказки.

Знаешь ты наверняка,

Где ЧН, а где ЧК:

речка, ночка, строчка, точка,

кочка, корочка и почка,

срочный, гречневый, мучной,

точный, встречный и речной.

Никогда в таких словах

Не пишите мягкий знак.

Использование  тренажеров

Тренажёр « Непроизносимые  согласные »

Ф.И.ученика___________________________

 

1. Праз..ник, ярос..ный, свис..нул, прес..ный, любез..ный,  тес..ный, здра..ствуй, со..нце, час..ное, чу..ство, чудес..но, вес..ник,  инерес..но, трос..ник, опас..но, напрас..но.

2. Облас..ной , крепос..ной, чес..ный, алмаз..ный, сер..це, ненас..но,  звез..ный, доблес..но, мес..ный,  радос..но, счас..ливо,  капус..ный,  вес..ник, вкус..но, ужас..но.

3.Поз..но,  серьёз..ный, прес..но,  грус..ный, мес..ность, напрас..но, влас..но,  орес..ность, парус..ный, радос..но, соглас..ный, чу..ство, любез..ный, крас..ный.

4. Ус..ный, лес..ница, чес..ный, извес..ный, ярос..ный, вес..ник, радос..ный, гиган..ский, крепос..ной,  влас..ный, счас..ливый, капус..ный, безглас..ный, доблс..ный.

 

Работа со словарными словами

  1. Знакомство с новым словом.
  2. Узнавание слова.
  3. Работа над словом.
  4. Работа над словарным словом в предложении.
  5. Работа над словарным словом в тексте.

Использование карточек с заданиями

Впиши в пропуски буквы.

Р..сунок – р..сование, нар..сованный. Тр..мвай – тр..мвайные пути, остановка тр..мвая. Ул..ца – ул..чное р..стение, выйти на ул..цу. Р..стение – р..стительность, р..стениеводство. Р..кета – р..кетоносец, л..теть на р..кете. Т..традь –т..традный лист, записать в т..традь.

 

Лаг..рь               м..дведь                      к..пуста

М..тро                к..ртофель                  ов..щ

М..сква              п..м..дор                      за..ц

Вставь в предложения подходящие слова.

В столовую лаг..ря завезли _____________: ____________,п..м..доры и ____________________.

_________________ зимой спит, а ______________ нет.

В ______________М..сквы всегда много н..рода.

Обведи нужную букву.

   ст   а  о  лица                       д  е  и  журный

   р  а  о  стение                      б  е   и  рёза

   т  о  а  варищ                       с  о  а  лома

   ур  о  а  жай                         л  а  о  донь

   т  о  а  пор                            учит  и  е  ль

   к  о  а пуста                          с  а  о  рока

   кр  о  а  вать                         уч  и  е  ник

   в  о  а  робей                        ул  е  и  ца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

«Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка начальной школы

Основные положения и понятия об орфографии и путях повышения орфографической зоркости учащихся....

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники ...

Компетентностно-ориентированные задания, как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Ключевая идея данной работы в возможности систематизации и обобщения комплексного подхода учителя по целенаправленному развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского язык...

"Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе"

      Формирование, развитие и совершенствование связной речи является конечной целью обучения русскому языку в школе. Умение «ясно, правильно и отчётливо рассказывать устн...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка".

Представление опыта работы по теме : "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка"....