Дифференцированный подход в обучении
статья

Яскевич Марина Валерьевна

Доклад по теме "Дифференцированные задания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannye_zadaniya_iz_opyta_raboty.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

              Дифференцированный подход в обучении

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций.

Разные учащиеся по- разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения.

В таком случае наибольший положительный эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного подхода.

Дифференцированным считается такой учебно- воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

В работе с младшими школьниками я использую следующие критерии дифференциации:
  • обученность (определённый итог предыдущего обучения).

Показателем обученности является достигнутый учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений, качества знаний и навыков, способы и приёмы их приобретения.

  • обучаемость (восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания);

Показателем обучаемости являются восприимчивость к помощи другого человека,умение осуществлять перенос, способность к самообучению, работоспособность.

       -личностные особенности школьников.

На всех этапах урока я реализую следующие задачи:

*средствами внутриклассной дифференциации повышаю уровень сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, уменьшая его отставание от уровня  возможностей;

*развиваю логическое мышление, креативность при опоре на зону ближайшего развития;

*формирую учебно- познавательную мотивацию;

*создаю условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребёнка.

Работа с учащимися трёх групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 3 группу, представлена большая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные на усвоение изучаемого материала, на расширение и творческое применение знаний. Предлагаемые им работы превосходят по объёму задания для остальных ребят. Карточки составляю так, чтобы выполняя необходимый для усвоения нового материала объём заданий, ребята имели возможность на этапе первичного закрепления сделать вывод, обобщение, сравнить способы действия.

Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Эти ребята задают вопросы перед изучением новой темы, делают вывод на уроке, обобщают результаты работы.

Учащиеся 3 и 2 группы участвуют в объяснении нового материала, выполняют задания творческого характера. Им предлагаю задания, обязательные для 3 уровня в качестве дополнительных заданий.

Учащиеся 1 группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.

Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляю с учётом знаний и способностей детей:

1-й уровень - репродуктивный: требует умения воспроизводить признаки понятий, законов, решать задачи по образцу.

2-й уровень - конструктивный: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные знания в изменённых ситуациях, устанавливать связи между понятиями, законами.

3-й уровень - творческий: требует высокого уровня обобщения знаний, установления межпредметных связей, способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях.

Дифференцированная работа может быть осуществлена на разных этапах уроках.

На этапе подготовки к восприятию нового материала включаю дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний и на формирование мотивации познавательного процесса. Это могут быть готовые  карточки или вопросы в устной форме, предлагаю также составить вопросы по изучаемой теме самими учащимися.

Так, на уроке обучения грамоте нечитающие дети читают слоги с изученной буквой, хорошо читающим предлагаю текст на выбор.

При изучении нового материала создаётся проблемная ситуация, в решении которой каждый ученик принимает участие на доступном для него уровне. Для этого организую работу в гомогенных группах. Каждая группа получает задание, «работающее» на тему вцелом. Задания разные. Все группы, выполнив своё задание, сообщают новое, интересное для всех.

Этап закрепления изученного позволяет в более полном объёме осуществлять дифференцированный подход. С одной стороны, процесс закрепления осуществляется через понимание, запоминание элементов теории, с другой, через выполнение заданий практического характера.

Организуя эту работу на данном этапе нужно чётко представлять:

  • закреплению каких навыков и приёмов учебной деятельности служит предложенное ученику задание;
  • какие приёмы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания;
  • какие учащиеся нуждаются в помощи учителя, и как эту помощь оказать;
  • какие учащиеся могут выполнять задания творческого характера и в каком объёме.

Важно учитывать разный темп работы и различное качество усвоение материала. Одни ученики в результате небольшого количества упражнений приобретают прочные умения. Другим необходимо более продолжительное время и большее количество упражнений, а также помощь учителя. Первых не следует задерживать на типовых тренировочных упражнениях. Вторых нельзя  торопить и переводить к более сложному материалу. Закрепление организуется на разных уровнях и в неодинаковом объёме.

        Например, при изучении темы «Правописание безударной гласной в корне слова» первичное закрепление учащиеся 1 – го уровня записывают к словам: сл.ды, з.ма, р.ды, ст.лы, з.мля, пл.чо, тр.ва,цв.ты  проверочные, вставляя пропущенные буквы. Учащиеся 1 уровня подбирают проверочные слова путём изменения формы слова.

 Учащимся 2 – го уровня предлагается аналогичное задание, но отличается тем, что проверочные слова нужно будет подобрать однокоренные: сн.говик, ст.ловая, з.млянка, с.лёный, з.лёные, гр.бок,б.льница.

Ученики 3 – го уровня выполняют более сложное задание - исправляют ошибки: Земой лисные жытели оставляют слиды наснигу. Леса надела рыжую тёплую шубу.

Дифференцированный подход можно применить и в домашних заданиях. Это сокращение объёма заданий с целью предупреждения перегрузки учащихся, использование заданий, корректирующих недостатки, пробелы в знаниях, умениях учеников, а также расширение и углубление ЗУН.

 

Дифференциация содержания учебного материала

  • по уровню творчества      

  • по степени трудности

  • по объёму учебного материала

Дифференциация способа организации деятельности учащихся

  • по степени самостоятельности учащихся

  • по характеру помощи учащимся

  • по форме учебных действий  

Дифференциация  содержания учебного материала

Дифференциация по уровню творчества

Этот способ дифференциации предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

Репродуктивные задания – это решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов. От учащихся требуется воспроизведение знаний и применение их в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

Продуктивные задания – это задания, которые отличаются от стандартных. Учащимся приходится применять знания в изменённой или новой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, поисковые, преобразующие), создавать новый продукт (создавать задачи, равенства или неравенства) В процессе этой работы учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.

 Виды продуктивных заданий:

*поиск закономерностей;

*классификация математических объектов (выражений, фигур);

*преобразование математического объекта в новый (преобразование простой задачи в составную);

*задания с недостающими и лишними данными;

*выполнение задания различными способами, поиск наиболее рационального;

*самостоятельное составление задач, примеров, уравнений, неравенств;

*нестандартные и исследовательские  задания.

Учащимся 1 уровня предлагаются репродуктивные задания, а учащимся 2 и 3 уровня предлагаются творческие задания.

Можно и учащимся 1 уровня дать задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в новой ситуации, а остальным  - творческие на применение знаний в новой ситуации.

                     

                       Дифференциация по степени  трудности

     

Этот способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для подготовленных учащихся:

1.Усложнение математического материала (для 1 и 2 групп используются однозначные числа, а 3 группы – многозначные):

-Найдите значения выражений:

* 12 : 2 + 6                             15 – 6   3

**56 : 2 + 28 : 2                     10  4 – 44 :4

***246 : 2 + (40 + 40) : 4      (240 - 40)  2 + 300    

2.Увеличение количества действий в выражении или решении задачи:

-Вычисли:

*70 - 40                              50 + 30

**70 – 40 + 20                   50 + 30 - 10

***70 - (50 - 20) + 10        50 + (40 – 20 - 10)

-Реши задачу:

*На полке 18 книг, а журналов в 2 раза больше, чем книг, а газет на 20 больше, чем журналов. Сколько газет на полке?

**На полке 18 книг, а журналов в 2 раза больше, чем книг, а газет на 20 больше, чем журналов и книг вместе. Сколько газет на полке?

*** На полке 18 книг, а журналов в 2 раза больше, чем книг, а газет на 20 больше, чем журналов и книг вместе. Сколько всего книг, журналов и газет на полке?

3. Выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию:

-Реши примеры:

*12 + 6    40 + 7      65 - 5   17 + 7

**    Раздели примеры на 2 группы.

***  Запишите выражения в порядке увеличения  их значений, раздели на 2 группы.

4. Использование обратного задания вместо прямого.

-Вырази:

*21м=       см        45кг=         г        2дм3см=          см  (задание на замену крупных мер мелкими)

**21м=         мм    450ц=        кг      20дм3см=         см (задание на замену крупных мер мелкими)

***1430мм=       см      64700м=      дм    см      86467=     т    ц     кг (задание на замену мелких мер крупными)

5. Использование условных символов (букв) вместо чисел или отдельных цифр.

-Сравните:

*65 и 76    4 и 74      35 и 53

**108 и 85    46 и 365    463 и 469

***Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы:

ПР и Л      8 и ЛШ     Н7 и Н8      7А и 9Л

-Решите задачу:

*В вазе 16 груш, а яблок на 7 меньше.  Сколько всего фруктов в вазе?

**В вазе 16 груш, а яблок на Т меньше. Сколько всего фруктов в вазе?

***В вазе ИТ груш, а яблок на Т меньше. Сколько всего фруктов в вазе?

          Дифференциация по объёму учебного материала

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2 и 3 уровня выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному.

Необходимость такой работы обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают  выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

В качестве дополнительных  предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным. Например, из других тем.

Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив в виде карточек, перфокарт, тетрадей на печатной основе.

Найди значение выражений:

64 - 7   85 - 9   37 - 8   12 - 7   46 - 4   65 - 7

*Дополнительное задание:

-Найдите сумму самых  больших разностей.

-Запишите в порядке возрастания  (убывания) значений.

Вычисли площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 8 см.

*Дополнительное задание:

-Начерти прямоугольник и проведи линию так, чтобы  получился квадрат. Вычисли его площадь и периметр.

-Начерти прямоугольник заданных размеров. Проведи линию так, чтобы получилось два квадрата. Найди площадь и периметр каждого.

-Начерти прямоугольник заданных размеров. Проведи линию так, чтобы получилось 2 прямоугольника.

                       Дифференциация  по степени самостоятельности

При таком способе  не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Работа организуется таким образом: сначала ученики знакомятся с заданием, выясняют смысл и правила  оформления. После этого учащиеся 3 уровня приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняя часть упражнения. На этом этапе самостоятельно начинают работать. Остальные дети  - это дети 1 уровня, работают под руководством учителя.

Так, 3 группа работает самостоятельно, 2 – полусамостоятельно, 1 – фронтально под руководством учителя.

Вот каким образом проводится работа над составной задачей:

1. Прочтите задачу. Кто понял, как она решается?  Можете приступать к решению.

После решения придумайте аналогичную задачу.

2. О чём говорится в задаче? Что известно? Что нужно узнать?  Составим краткую запись (или чертёж). Кто может решить самостоятельно, решайте.

3. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Можно ли это узнать? Каким действием? Почему? Теперь можно ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему? Повторите план решения. Решите самостоятельно.

4. Проверим решение с теми, кто решал самостоятельно

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к  самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространёнными видами помощи являются:

-помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

-помощь в виде подсказок (карточек- помощниц, карточек- консультантов);

Работа по карточкам- помощницам:

Учащиеся 3 группы выполняют задание самостоятельно, учащимся 2 и 1 групп оказывается помощь различного уровня. Карточки-помощницы готовятся либо для всех детей одинаковые, либо подбираются индивидуально. Ученик может работать с несколькими карточками по нарастанию уровня помощи. В итоге ученик учится работать без помощи.

Виды помощи на карточках таковы:

1.Образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (в виде подробной записи решения примера) и оформления.

2.Справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблицы единиц массы, длины и т. д.

3. Алгоритмы, памятки, инструкции, планы.

4.Наглядные опоры, иллюстрации, модели (краткая запись задачи, графическая схема, таблица).

5.Дополнительная конкретизация задания (разъяснение конкретных слов, указание деталей, необходимых для решения задачи).

6.Вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания.

  1. План решения задачи.
  2. Начало решения или частично выполненное задание.

Часто эти виды помощи сочетаются.

Использование карточек- помощниц по математике при решении задач:

                                   

                                   Карточка 1

Прочитай задачу внимательно. Подумай, что нужно узнать и что известно.

Реши задачу.

                                     Карточка 2

Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Почему?

 

                                     Карточка 3

Подумай, как составить краткую запись или чертёж, рисунок.

                                     Карточка 4

Подумай, верно ли составлена краткая запись задачи:

Было- 23 кг

Израсходовали - ? по 2 кг 4 дня

Осталось-?

                                     Карточка 5

Подумай, как узнать, сколько кг сахара израсходовали?

                                     Карточка 6

По схеме реши задачу:1) О О=О (кг)    2) О-О=О (кг)

                        

                      Дифференциация работы по форме учебных действий

  1. Предметное действие, которое выполняется рукой. Это преобразование объекта с целью изучения его свойств. Использование счётного материала или знаково- символических средств.
  2. Перцептивное действие выполняется зрительно. Преобразование реальных или знаковых объектов осуществляется без использования предметных действий.
  3. Речевое действие- громкая речь, внешняя речь про себя.
  4. Умственное действие осуществляется без опоры на внешние средства, но во внутреннем плане. Действие выполняется в уме.

  Так можно построить работу по решению задачи:

На столе было 14 книг. Взяли 7. Сколько книг осталось?

1 уровень-Решение задачи с опорой на индивидуальный счётный материал ( картинки).

2 уровень-Решение задачи с помощью схематического рисунка, выполненного на доске:

                О О О О О О О О О О О О О О

3 уровень-Решение задачи без наглядной опоры, в уме. Использование приёма представления жизненной ситуации, описанной в задаче.

Различные способы дифференциации использую обычно в сочетании друг с другом.

Наиболее целесообразно такое сочетание:

1.  Учащиеся со средним уровнем обученности выполняют тренировочное упражнение из учебника самостоятельно.

Ученики с низким уровнем обученности выполняют эти же упражнения под руководством учителя или самостоятельно с использованием карточек- помощниц.

Дети с высоким уровнем обученности выполняют творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника.

  1. Все учащиеся работают самостоятельно по заданиям различного уровня трудности и объёму учебного материала.
  2. Работа осуществляется по заданиям различного уровня творчества и различной степенью самостоятельности.

                               Дифференциация по уровню творчества

  1. 24 – 16 + 64     50 + 60 + 70 - 60

27 : 3 - 6           50 + 80 + 30 - 40

18 : 6  7 : 3       42 : 6 – 12 : 2  8

1 уровень - Вспомни правила о порядке выполнения действия в выражениях и выполните вычисления.

2 уровень - Разбейте выражения на 3 группы. Найдите значения выражений.

            3 уровень - Разбейте выражения на 3 группы. Найдите значения выражений. По какому признаку можно разбить выражения на 2 группы?                                                                    

  1. На полке 24 книги и 12 журналов. Когда несколько взяли, осталось 8. Сколько журналов и газет взяли?

1 уровень – Реши задачу. Подумайте, можно ли её решить другим способом?

2 уровень -  Решите задачу 2 способами.

3 уровень -  Измените задачу так, чтобы её можно было решить 3 способами. Решите новую задачу 3 способами.

  1. В вазе 15 пряников и 5 конфет. Во сколько раз пряников больше, чем конфет?

1 уровень – Сделай рисунок и реши задачу.

2 уровень -  Реши задачу. Поставь другой вопрос, чтобы задача решалась так же. Запиши этот вопрос.

3 уровень – Измени условие и вопрос, чтобы задача решалась

в 2 действия.

  Дифференцированные домашние задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении

В документе представлена система работы по организации дифференцированнного подхода в обучении младших школьников....

Методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении окружающему миру"

В данной методической разработке предлагаются дифференцированные задания по при­родоведению для I—IVгрупп...

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...

Статья "Нетрадиционные методы обучения. Дифференцированный подход в обучении"

Использование нетрадиционных методов обучения и дифференцированного подхода....

« Деятельностный и дифференцированный подход при обучении детей с ОВЗ в условиях разноуровневого обучения»

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразован...