ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ? ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
учебно-методический материал

Суворова Галина Афанасьевна

Выступление на МО по теме: ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ? ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ?

ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ.

Задачи предметной области «филология» реализуются на уроках литературного чтения и русского языка. Основной задачей этой предметной области является формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Русская речь познается младшими школьниками на образцах литературных произведений, доступных учащимся данного возраста и открывающих мир и красоту русского слова. Литературное чтение в начальной школе является одним из важнейших предметов обучения.

В образовательной системе «Школа 2100» в программе «Чтение и литература» в 1-6 классах реализуется идея именно литературного чтения. Но к сожалению, на уроках в начальной школе, мы часто встречаемся с объяснительным чтением, когда работа с текстом сводится к бесконечной беседе, к «переживанию» давно понятного детьми и топтанию на месте. Отсюда скука на уроке, не любовь к чтению. Даже если ребенок любит читать, его развитие как читателя происходит  не благодаря урокам чтения, а вопреки им.

Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились, но почему-то до сих не освоены школой до конца.

Литературное чтение предполагает:

  1. Обязательную опору на литературоведение ( в программе очерчен круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради).
  2. Введение в художественного произведения в литературно-исторический контекст ( в 1-3 классах это обсуждение имени автора до чтения, беседа о его личности и рассказ учителя о писателе после чтения; в 4-классе – самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради до и после чтения; путешествия в историю детской литературы и систематизация ранее прочитанного; в 4-6 классах – знакомство с биографией писателя, историей создания произведения через авторские тексты в учебнике, отрывки из воспоминаний современников, художественные биографии-портреты).
  3. Установление связей с жизненным опытом ребенка ( это общий подход всех авторов Образовательной системы «Школа 2100» - дополнение, расширяющее классическое определение литературного чтения).
  4. Анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

В образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков чтения технология чтения текста (ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ), основанная на природосообразной технологии формирования правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.
    Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста.
    Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию текста.
    Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
    Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

«Практическая реализация приемов технологии продуктивного чтения как необходимое условие реализации ФГОС»

Описание технологии  продуктивного чтения, зтапов работы   с текстом по данной технологии. Приведён фрагмент урока литературного чтения по  теме Н.М.Артюхова  "Трусиха" с использов...

«Практическая реализация приемов технологии продуктивного чтения как необходимое условие реализации ФГОС»

Опмсаны приемы технологии продуктивного чтения, актуально применимые в начальной школе. Пример практического примененимя технологии на уроке....

Технологическая карта урока по литературному чтению " Что такое счастье? по сказке Л.Н.Толстого " Два брата" по технологии продуктивного чтения

Предмет: Литературное чтение.Класс: 4Тема урока: Что такое счастье?  (по сказке Л. Н.Толстого «Два брата»)Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных ...