Главные вкладки

    ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ? ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
    учебно-методический материал

    Суворова Галина Афанасьевна

    Выступление на МО по теме: ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ? ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ?

    ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ.

    Задачи предметной области «филология» реализуются на уроках литературного чтения и русского языка. Основной задачей этой предметной области является формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Русская речь познается младшими школьниками на образцах литературных произведений, доступных учащимся данного возраста и открывающих мир и красоту русского слова. Литературное чтение в начальной школе является одним из важнейших предметов обучения.

    В образовательной системе «Школа 2100» в программе «Чтение и литература» в 1-6 классах реализуется идея именно литературного чтения. Но к сожалению, на уроках в начальной школе, мы часто встречаемся с объяснительным чтением, когда работа с текстом сводится к бесконечной беседе, к «переживанию» давно понятного детьми и топтанию на месте. Отсюда скука на уроке, не любовь к чтению. Даже если ребенок любит читать, его развитие как читателя происходит  не благодаря урокам чтения, а вопреки им.

    Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились, но почему-то до сих не освоены школой до конца.

    Литературное чтение предполагает:

    1. Обязательную опору на литературоведение ( в программе очерчен круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради).
    2. Введение в художественного произведения в литературно-исторический контекст ( в 1-3 классах это обсуждение имени автора до чтения, беседа о его личности и рассказ учителя о писателе после чтения; в 4-классе – самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради до и после чтения; путешествия в историю детской литературы и систематизация ранее прочитанного; в 4-6 классах – знакомство с биографией писателя, историей создания произведения через авторские тексты в учебнике, отрывки из воспоминаний современников, художественные биографии-портреты).
    3. Установление связей с жизненным опытом ребенка ( это общий подход всех авторов Образовательной системы «Школа 2100» - дополнение, расширяющее классическое определение литературного чтения).
    4. Анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

    В образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков чтения технология чтения текста (ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ), основанная на природосообразной технологии формирования правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя три этапа работы с текстом.

    I этап. Работа с текстом до чтения

    1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
      Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
    2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

    II этап. Работа с текстом во время чтения

    1. Первичное чтение текста.
      Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
      Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 
      Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
    2. Перечитывание текста.
      Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
      Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
    3. Беседа по содержанию текста.
      Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
      Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
    4. Выразительное чтение.

    III этап. Работа с текстом после чтения

    1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
      Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
    2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
    3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
    4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

    Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения «Произведения Л.Н. Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ (из опыта работы с текстом по технологии продуктивного чтения)»

    Урок литературного чтения в 4 классе по системе "Школа 2100"  по произведениям Л.Н. Толстого.Технология продуктивного чтения....

    Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» ОС "Школа 2100"  (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)...

    Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

    Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

    «Практическая реализация приемов технологии продуктивного чтения как необходимое условие реализации ФГОС»

    Описание технологии  продуктивного чтения, зтапов работы   с текстом по данной технологии. Приведён фрагмент урока литературного чтения по  теме Н.М.Артюхова  "Трусиха" с использов...

    «Практическая реализация приемов технологии продуктивного чтения как необходимое условие реализации ФГОС»

    Опмсаны приемы технологии продуктивного чтения, актуально применимые в начальной школе. Пример практического примененимя технологии на уроке....

    Технологическая карта урока по литературному чтению " Что такое счастье? по сказке Л.Н.Толстого " Два брата" по технологии продуктивного чтения

    Предмет: Литературное чтение.Класс: 4Тема урока: Что такое счастье?  (по сказке Л. Н.Толстого «Два брата»)Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных ...