Контроль и оценка результатов обучения по русскому языку в начальной школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Машкова Светлана Викторовна

В методической разработке содержатся нормативы оценивания основных видов контрольных и  проверочных работ по русскому языку в начальной школе. Разработка составлена на основании  письма

МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  от 19 ноября 1998 года N 1561/14-15 для выступления на МО учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №32»

г. Нижний  Новгород

 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____        / Пичугина О.М.        

Протокол №____        от

«___» _________        2019 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

_____        /Титова  Н.А.        

«___» _________        2019 г.

Контроль и оценка результатов обучения

по русскому языку  в начальной школе

Автор - составитель:

 Машкова Светлана Викторовна,

 учитель начальных классов 1 категории

2019 год.

На основании письма

МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 ноября 1998 года N 1561/14-15

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Общие рекомендации:

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше

удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по

предыдущему учебному материалу; не более одного недочета ; логичность и

полнота изложения.

Два недочета приравнивается к одной ошибке.

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше

удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и

логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение

своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6

недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4

недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики

изложения материала; использование нерациональных приемов решения

учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"З" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень

выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6

ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5

ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;

отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия

вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:

наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5

ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики,

неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации

либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду

работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота,

оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:

- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много

зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и

красные строки.

Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более

объективно оценивать результаты обучения и "развести" ответы на вопросы

"чего достиг учеников освоении предметных знаний?" и "каково его

прилежание и старание?".

НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 1-4 КЛАСС

ДИКТАНТ.

Каждый текст включает

достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего

числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на неизученные к

данному моменту правила, или такие слова заранее выписываются на доске.

Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых

находится на стадии изучения.

 

«5» - нет ошибок , допустимо аккуратное  исправление. Написано аккуратно, соблюдается орфографический режим , записи  сооветствуют требованиям каллиграфии.

«4» - допущено не более 2 (двух) орфографических ошибок ( за 1 (одну)ошибку считается 2(два) исправления) и 2(двух) пунктуационных ошибок. Либо допущена 1 (одна) орфографическая и 3(три) пунктуационных ошибки.  Работа выполнена аккуратно, соблюдается орографический режим и нормы каллиграфии.

«3» - допущено 3-4 орфографических ошибок  и  не  более  3(трех) пунктуационных ошибки. Либо  5 орфографических ошибок и 1-2 (одна-две) пунктуационных ошибки. Допустимо снижение отметки за «общее впечатление от работы»  при наличии грязной неряшливой записи.

 «2» - 6 и более орфографических ошибок,  1-и более пунктуационных ошибки.

Ошибкой в диктанте следует считать:

-нарушение правил орфографии при написании слов;

- пропуск , замена, искажение букв в словах, добавление лишних букв*;

-замена слова;

- пропуск слова;

- отсутствие знаков препинания в соответствии с программным материалом;

- отсутствие заглавной буквы в именах собственных;

- неправильное написание словарных слов, предусмотренных программой**

За ошибку в диктанте не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово в следующем предложении написано с заглавной буквы;

- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла, при правильном его написании;

- отрыв согласной от корня при переносе, если при этом не нарушен слогораздел;

За одну ошибку в диктанте считается:

-два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- повторение одной и той же ошибки в одном и том же слове***;

- две негрубые ошибки****

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

При составлении грамматических заданий к контрольным работам, разрешается  не более трех видов  грамматических заданий, включая в них  не более двух  видов грамматического разбора.

 «5»  без ошибок

«4»  не менее 3\4 заданий

«3» не менее 1\2 заданий

«2» если выполнено менее 1\2 заданий

КОНТРОЛЬНОЕ  СПИСЫВАНИЕ.

«5» нет ошибок ; допустимо 1 исправление (далее – недочет); работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии;

«4» допущена 1 ошибка и 1- 2 исправления (недочета);   2 ошибки без исправлений (недочетов);

«3» допущены 2 ошибки и 1-2  исправления (недочета);  3 ошибки без исправлений (недочетов);

«2» - более 2 ошибок и  2 исправлений( недочетов). Либо  более 3 ошибок без недочетов.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ  ДИКТАНТ.

«5» - без ошибок, допустимо 1 исправление(далее-недочет), запись аккуратная, в соответствии с требованиями каллиграфии;

«4» - 1 грубая ошибка и 1-2 недочета; либо 2 грубых  ошибки.

«3» - 3- 4 грубых ошибки без недочетов, либо 2-3 грубых ошибки с недочетами(2 недочета считаются за 1 ошибку)

«2» - 4 грубых ошибки с недочетами, 5 грубых ошибок и далее.

Ошибкой в орфографическом диктанте следует считать:

-нарушение правил орфографии при написании слов;

- пропуск , замена, искажение букв в словах, добавление лишних букв*;

-замена слов;

- пропуск слов;

- отсутствие заглавной буквы в именах собственных;

- неправильное написание словарных слов, предусмотренных программой**

Недочетами считаются:

-дисграфические ошибки в написании букв(б-д, т-п,л-и)* ;

- неверные соединения (ям, ял, ом, ол);

-повторение одной и той же буквы в слове;

-недописанное слово;

-перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а другая-не написана;

-дважды записанное одно и то же слово.

- ошибка в одном и том же слове.

ПРОВЕРОЧНАЯ  СРЕЗОВАЯ   РАБОТА.

«5»  работа выполнена безошибочно

«4» не менее 3\4 задания выполнено верно

«3» половина  объема заданий выполнена верно, либо не выполнена(нет записей),  и более, до3\4 всей  работы

«2» менее половины всего объема работы выполнено неверно, либо не выполнено(нет записей).

ИЗЛОЖЕНИЕ.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки

Речевые ошибки:

-существенные отступления от авторского текста при написании

изложения, искажающие смысл произведения;

- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий,

отраженных в авторском тексте;

- нарушение последовательности событий;

- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

-употребление неверных речевых оборотов, «повторов»

- слияние нескольких простых предложений в одно, без речевой необходимости, и соответствующих знаков препинания.

Грамматические ошибки:

- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска,

перестановки, замены и вставки лишних букв в словах; .

- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых

очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения

и заглавной буквы в начале предложения);

- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

Недочеты:

- аккуратное исправление неверных высказываний, использование скобок,

-дописывание пропущенных предложений в конце текста, при  добавлении  нумерации частей текста;

- незначительные нарушения логики  изложения материала,

- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее

предложение написано с большой буквы;

-  неправильное написание одного слова (при  наличии  в  работе нескольких

таких слов) на одно и то же правило;

Возможно  разделить оценки на две – за содержание и орфографию. Возможно  поставить одну оценку, учитывая  содержание, речевое оформление, грамотность, согласно указанным критериям оценок.

Оценка  за содержание:

«5»  правильно и последовательно воспроизведен текст, соответствует плану,  нет речевых  ошибок, допускается 1-2 исправления.

«4»  1-2 речевых ошибки, текст соответствует плану, соблюдается  «красная строка».

«3»  3-4 речевых ошибки, нарушение деления текста на части «красной строкой», беден словарь,

«2»  крайне однообразен словарь, 5 и более речевых ошибок, нарушение логики изложения материала; работа не дописана до конца, нарушена связь между частями, пропуск основных мыслей.

Отметка за орфографию  

«5» без ошибок. 1-2 исправления

«4» 1-2 ошибки в написании слов,  знаках препинания, 1-2 исправления

«3» 3 -6 орфографических ошибки и 1 -2 исправления.

«2» более 6 ошибок и 3 исправлений.

Примечание:

*Детям с ОВЗ,  дисграфией, дислексией, ГПДВ, иными психо-неврологическими отклонениями, отрицательно  влияющими на  почерк, нельзя снижать оценки за дисграфические ошибки; нарушение каллиграфии при отсутствии грамматических  ошибок (в соответствии с рекомендациями по работе с детьми с ОВЗ при наличии соответствующих заключений специалистов и справок)

** Слова с непроверяемыми написаниями, которые оцениваются,  должны быть в списке изучаемых в «Словарике» из учебника данной программы, либо однокоренные к ним. Остальные непроверяемые написания должны ЧЁТКО проговариваться учителем, либо, при отсутствии в данном слове изучаемых орфограмм, выписываться на доске в список СЛОВ ДЛЯ СПРАВОК. На них учитель должен обратить особое внимание детей. Неверная запись неизученных написаний без выписывания учителем на доске,  на снижение оценки не влияет.

***  Ошибки на одно и то же правило в разных словах считаются за разные ошибки.

****   Негрубыми ошибками считаются дисграфические ошибки (б-д, т-п,л-и) ; повторение одной и той же буквы в слове; недописанное слово; перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а другая-не написана; дважды записанное одно и то же слово в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начал...

Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»

Статья   «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»Подготовила учитель начальных классов МБОУ прогимназия «Сезам» ХМАО г. Сургута  Федорова Ольга Юрьевна...

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методическое письмо Министерства общего и профессионально  образования РФ от 19.11.1998 г.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и из важных задач пе...

Методическое письмо МОиН РФ "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" № 1561/14-15 от 19.11.98 г.

Данный материал помогает мне при оценке знаний моих учеников по предметам. Надеюсь, что он будет полезен моим коллегам....

Выпускная творческая работа Социальные компетенции как личностный результат обучения иностранному (английскому) языку в начальной школе

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися кон...

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы г...