Главные вкладки

    " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе»
    методическая разработка

    Гюббенет Яна Феликсовна
            Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.
            В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые  дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность). Т.о., возникла необходимость использовать в своей деятельности новые приёмы и СОТ.
         «Образовательная технология» – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
               Поскольку в современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность, то среди приоритетных технологий, удовлетворяющих требованиям ФГОС, можно выделить следующие:
    Технология игровых методов обучения 
    Здоровьесберегающие технологии
    Проектная деятельность 
    Информационно-коммуникационные технологии
    Проблемное обучение  
    Коммуникативные технологии
    Технологии развития критического мышления
    Технология игровых методов
          Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять.
        Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
        По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
     - Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
     - Познавательные, воспитательные, развивающие.
     - Репродуктивные, продуктивные, творческие.
     - Коммуникативные, диагностические и другие.
     
      Типология педагогических игр по характеру игровой методики следующая: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматургические – по всем школьным дисциплинам.
      Здоровьесберегающие технологии
       Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
     
    Организация урока с точки зрения здоровьесбережения
    Зарядка для глаз
    Пальчиковая гимнастика  
    Физминутки
    Задания со здоровьесберегающим содержанием
    Эмоциональные разрядки
     
    Проектная деятельность
      Метод проектов – это совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют учащимся  приобретать  знания и умения  в процессе  планирования и  самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией   результатов.
      Мы понимаем, что проекты  в младших классах – это трудная задача. Дети еще  слишком  малы для проектирования, особенно в 1 классе. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах,  выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь  элементы  проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект на уроках окружающего мира, технологии,изобразительного искусства.
     
    ИКТ
        Информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. А это в свою очередь позволяет усиливать мотивацию учащихся к учебе. Ученики при помощи родителей готовят сообщения и создают мини- проекты с презентациями на различные темы уроков по окружающему миру, пользуясь ресурсами Интернет и другими источниками. Детям настолько заинтересовал этот вид работы, что они заранее просматривают учебник, знакомятся с темами, которые мы будем изучать на последующих уроках и готовят к ним презентации.
    -Средство наглядности
     -Звуковое оформление уроков  
     -Презентации к урокам
    - Тесты
     
    Проблемное обучение
        Представляет собой создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
    *Создание проблемных ситуаций
    *Обучение учащихся в процессе решения проблем
     *Сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде
     
    Коммуникативные технологии
    работа в группах
    работа в парах сменного состава
    работа в парах постоянного состава
     
    Технология развития критического мышления.
          Больше всего меня заинтересовала технология  РКМ, так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
             Основные мотивы внедрения  технологии развития  критического мышления:
    *Гарантированность достижения результатов обучения;
    *паритетные отношения учителя и учеников;
    *возможность работы обучаемых в парах, в группах;
    *возможность общения с товарищами;
    *возможность выбора уровня обучения;
    *возможность работы в индивидуальном темпе;
    *"мягкий" контроль в процессе освоения учебного содержания.
     
    Цель технологии:
      Обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения  учащихся  в образовательный процесс.
    Технология развития критического мышления дает ученику:
    - повышение эффективности восприятия информации;
    - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
    - умение критически мыслить;
    - умение ответственно относиться к собственному образованию;
    - умение работать в сотрудничестве с другими;
    - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
     
    Технология развития критического мышления дает учителю:
       -направляет усилия учеников в определенное русло;
       -сталкивает различные суждения;
       -создает условия, побуждающие к принятию    самостоятельных решений;
      -дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
      -подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
     
    Существует множество  приёмов ТРКМ:
    Дерево предсказаний
    Таблица ЗУХ
    Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»
    «Толстый и тонкий вопросы»
    Кластеры
    Таблица «Плюс-минус-интересно»
    «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
    «Шесть шляп мышления»
    Синквейн
    Приём «РАФТ»
     
    Любые образовательные технологии –  это ещё не гарантия успеха.
     
    Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога. 
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

     Гюббенет Яна Феликсовна, учитель начальных классов

    ГБОУ Гимназия 642 "Земля и Вселенная"

    Василеостровского района

    Санкт -Петербурга

    «Использование современные педагогических технологий на уроках в начальной школе»

          Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.

            В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые  дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность). Т.о., возникла необходимость использовать в своей деятельности новые приёмы и СОТ.

         «Образовательная технология» – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

               Поскольку в современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность, то среди приоритетных технологий, удовлетворяющих требованиям ФГОС, можно выделить следующие:

    Технология игровых методов обучения

    Здоровьесберегающие технологии

    Проектная деятельность

    Информационно-коммуникационные технологии

    Проблемное обучение  

    Коммуникативные технологии

    Технологии развития критического мышления

    Технология игровых методов

          Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять.

        Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

        По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

     - Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.

     - Познавательные, воспитательные, развивающие.

     - Репродуктивные, продуктивные, творческие.

     - Коммуникативные, диагностические и другие.

      Типология педагогических игр по характеру игровой методики следующая: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматургические – по всем школьным дисциплинам.

      Здоровьесберегающие технологии

       Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

    Организация урока с точки зрения здоровьесбережения

    Зарядка для глаз

    Пальчиковая гимнастика  

    Физминутки

    Задания со здоровьесберегающим содержанием

    Эмоциональные разрядки

    Проектная деятельность

      Метод проектов – это совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют учащимся  приобретать  знания и умения  в процессе  планирования и  самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией   результатов.

      Мы понимаем, что проекты  в младших классах – это трудная задача. Дети еще  слишком  малы для проектирования, особенно в 1 классе. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах,  выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь  элементы  проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект на уроках окружающего мира, технологии,изобразительного искусства.

    ИКТ

        Информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. А это в свою очередь позволяет усиливать мотивацию учащихся к учебе. Ученики при помощи родителей готовят сообщения и создают мини- проекты с презентациями на различные темы уроков по окружающему миру, пользуясь ресурсами Интернет и другими источниками. Детям настолько заинтересовал этот вид работы, что они заранее просматривают учебник, знакомятся с темами, которые мы будем изучать на последующих уроках и готовят к ним презентации.

    -Средство наглядности

     -Звуковое оформление уроков  

     -Презентации к урокам

    - Тесты

    Проблемное обучение

        Представляет собой создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

    *Создание проблемных ситуаций

    *Обучение учащихся в процессе решения проблем

     *Сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде

    Коммуникативные технологии

    работа в группах

    работа в парах сменного состава

    работа в парах постоянного состава

    Технология развития критического мышления.

          Больше всего меня заинтересовала технология  РКМ, так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

             Основные мотивы внедрения  технологии развития  критического мышления:

    *Гарантированность достижения результатов обучения;

    *паритетные отношения учителя и учеников;

    *возможность работы обучаемых в парах, в группах;

    *возможность общения с товарищами;

    *возможность выбора уровня обучения;

    *возможность работы в индивидуальном темпе;

    *"мягкий" контроль в процессе освоения учебного содержания.

    Цель технологии:

      Обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения  учащихся  в образовательный процесс.

    Технология развития критического мышления дает ученику:

    - повышение эффективности восприятия информации;

    - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

    - умение критически мыслить;

    - умение ответственно относиться к собственному образованию;

    - умение работать в сотрудничестве с другими;

    - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

    Технология развития критического мышления дает учителю:

       -направляет усилия учеников в определенное русло;

       -сталкивает различные суждения;

       -создает условия, побуждающие к принятию    самостоятельных решений;

      -дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

      -подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

    Существует множество  приёмов ТРКМ:

    Дерево предсказаний

    Таблица ЗУХ

    Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»

    «Толстый и тонкий вопросы»

    Кластеры

    Таблица «Плюс-минус-интересно»

    «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

    «Шесть шляп мышления»

    Синквейн

    Приём «РАФТ»

    Любые образовательные технологии –  это ещё не гарантия успеха.

    Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    выступление на педсовете "Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"

    В моем выступлении рассказывается о современных педагогических технологиях и методах их пременения их на уроках....

    ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе.

    ДОКЛАД  «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе. ...

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

         Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

    Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе ( из опыта работы)

    Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и туже единицу учебного материа...

    Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

    В статье рассмотрен вопрос использования современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС....

    Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

    p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; text-indent: 35.5px; font: 12.0px \'Times New Roman\'} span.s1 {letter-spacing: 0.0px} Актуальность сегодня приобретают педагогические п...

    Выступлению на МО " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"

    Выступлению на МО " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"...