Главные вкладки

    Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
    статья

    Актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые  дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nikulina_1.docx21.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Никулина Т. Е.,

    учитель начальных классов,

    ГБОУ  школа №634

    с углублённым изучением английского языка

    Приморского района

     Санкт- Петербурга

    Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

    Актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые  дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).

     «Образовательная технология» – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

               Поскольку в современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность, то среди приоритетных технологий, удовлетворяющих требованиям ФГОС, можно выделить следующие:

    • Проблемное обучение  
    • Проектная деятельность 
    • Технологии развития критического мышления
    • Технология игровых методов обучения 
    • Здоровьесберегающие технологии
    • Информационно-коммуникационные технологии
    • Коммуникативные технологии

    Технологии проблемного обучения

            Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

           Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

            Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

    Вывод:

    1) проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

    2) у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

    3) возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

    4) коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

    Проектная деятельность

            Метод проектов – это совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют учащимся  приобретать  знания и умения  в процессе  планирования и  самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией   результатов.

           Проекты  в начальных  классах – это трудная задача. Дети еще слишком  малы для проектирования, особенно в 1 классе. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах,  выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь  элементы  проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для ученика- это будет его проект.

            Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:

    • Принятие  решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
    • Формулирование цели и задач деятельности.
    • Составление плана и программы.
    • Выполнение плана.
    • Презентация готового продукта.

    Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

    Технология развития критического мышления.

    Технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

    Основные мотивы внедрения  технологии развития  критического мышления:

    • гарантированность достижения результатов обучения;
    • паритетные отношения учителя и учеников;
    • возможность работы обучаемых в парах, в группах;
    • возможность общения с товарищами;
    • возможность выбора уровня обучения;
    • возможность работы в индивидуальном темпе;
    • "мягкий" контроль в процессе освоения учебного содержания.

    Цель технологии:

    Обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения  учащихся  в образовательный процесс.

    Технология развития критического мышления дает ученику:

    - повышение эффективности восприятия информации;
    - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
    - умение критически мыслить;
    - умение ответственно относиться к собственному образованию;
    - умение работать в сотрудничестве с другими;
    - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

    Технология развития критического мышления дает учителю:

    • направляет усилия учеников в определенное русло;
    •    сталкивает различные суждения;
    •    создает условия, побуждающие к принятию    самостоятельных решений;
    •   дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
    •   подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

    Существует множество  приёмов ТРКМ:

    • Дерево предсказаний
    • Таблица ЗУХ
    • Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»
    • «Толстый и тонкий вопросы»
    • Кластеры
    • Таблица «Плюс-минус-интересно»
    • «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
    • «Шесть шляп мышления»
    • Синквейн
    • Приём «РАФТ»

    Технология игровых методов

               Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять.

              Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

    По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

    • Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
    • Познавательные, воспитательные, развивающие.
    • Репродуктивные, продуктивные, творческие.
    • Коммуникативные, диагностические и другие

    Здоровьесберегающие технологии

             По словам профессора Н.К.Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

    • Организация урока с точки зрения здоровьесбережения
    • Зарядка для глаз
    • Пальчиковая гимнастика  
    • Физминутки
    • Задания со здоровьесберегающим содержанием
    • Эмоциональные разрядки

       ИКТ

    Информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации.

    • средство наглядности
    • звуковое оформление уроков

      музыки

    • презентации к урокам
    • тесты

    Коммуникативные технологии

    • работа в группах
    • работа в парах сменного состава
    • работа в парах постоянного состава


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    выступление на педсовете "Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"

    В моем выступлении рассказывается о современных педагогических технологиях и методах их пременения их на уроках....

    ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе.

    ДОКЛАД  «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе. ...

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

         Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

    Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе ( из опыта работы)

    Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и туже единицу учебного материа...

    Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

    В статье рассмотрен вопрос использования современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС....

    " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе»

          Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.  ...

    Выступлению на МО " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"

    Выступлению на МО " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"...