Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе
статья
Новые приоритеты в образовании побуждают нас- учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является .....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_pedagogicheskih_tehnologiy_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Редькина Елена Сергеевна
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 401
Колпинcкого района
Санкт-Петербурга
Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе (из опыта работы)
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?
Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, необходимо использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. Но прежде выясним, что такое технология.
Как пишет В. А. Сластенин,технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Новые приоритеты в образовании побуждают нас- учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии и их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают “ситуации успеха ”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Любой изучаемый предмет в школе, по моему мнению, начинается вовсе не со счета, не с изучения букв, понятий, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы.
Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе чертыинновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:
– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми;
– укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
– сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;
– растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.На уроках я использую следующие виды групповой работы: работа в парах, мозговой штурм, игра «Продолжи»,снежный ком,мозаичная группа.В конце групповой работы, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем классом. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы.
Учебный диалог можно считать специфическим видом педагогической технологии. Он выступает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание личностно ориентированной технологии обучения. Я считаю, что использование учебного диалога, позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный процесс, развивает пытливость и самостоятельность ребёнка, способствует обогащению его субъектного опыта. На своих уроках очень часто я использую подводящий к теме диалог, представляющий собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога я включаю разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу);
мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения к теме опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся, если же это происходит, с моей стороны возникает принимающая реакция (“ У кого другое мнение?”).
При проведении урока я предельно внимательна к личности каждого ребенка. Процесс обучения мною строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарища, но и с мнением учителя. Им предоставлено право отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому для меня чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, скорее – наоборот: активность на уроке поощряется. Моя задача состоит в том, чтобы эти противоречия на уроке рождали спор, дискуссию. Выясняя суть обозначившихся разногласий, ученики анализируют предмет спора с разных позиций, связывают с новым фактом уже имеющиеся у них знания, учатся осмысленно аргументировать своё мнение и уважать точки зрения других учеников.
Проектная деятельность эффективно используется нами, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса познания мира учащимися. Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес? Ответ на этот вопрос я нашла, работая с учащимися над проектами, т.к. младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Информационные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность мне, как учителю, оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”. В своей практической профессиональной деятельности возможности компьютера я использую по нескольким направлениям. Непосредственно обучение основам работы с компьютером происходит на уроках технологии “Модуль изучения информатики “Информатика в играх и задачах” (безмашинный вариант). Использую компьютерные обучающие игры при обучении русскому языку, математике. Отслеживаю результаты учебной деятельности учащихся. Применяю компьютер как источник информации, использую Интернет каталоги и поисковые машины, образовательных сайтов и порталов.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игры на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т. д.) помогает избежать таких проблем. В современной практике постоянно растет роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами последнего сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. В отличие от оценки, “Электронное тестирование” определяет уровень развития ребенка по каждому навыку. Динамика развития класса и индивидуально каждого ученика, как в целом по контрольным работам, так и по отдельным навыкам позволяет своевременно вносить коррективы в учебный процесс.
Применение компьютера на уроках изобразительного искусства очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников. Все дети работают увлеченно, стараются быть внимательными. Работы детей очень разнообразны, каждый по-своему видит и представляет картину решаемой задачи, которую потом изображает. Анализируя эти работы можно сделать вывод, как компьютер помогает развивать фантазию, воображение у детей, насколько работы интересны и красочны. Дети не боятся ошибиться, работают с интересом, очень активны. С большим желанием дети работают на занятиях по созданию аппликаций. Симметрия, ритм вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Одним из важных моментов работы в графическом редакторе является коллективная работа. Примером может стать проектирование на компьютере строительства из кубиков детского городка. На занятиях дети разбиваются на группы, в каждую из которых входят архитекторы (проектирующие город на компьютере), строители (собирающие город из кубиков). Таким образом, дети учатся планировать свою работу, намечают последовательность выполнения операций, учатся общаться друг с другом. При работе с компьютером каждый ребёнок старается выразить себя, раскрыть свои возможности.
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. “Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих). Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе ( из опыта работы)
Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и туже единицу учебного материа...
Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
В статье рассмотрен вопрос использования современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС....
" Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе»
Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. ...
Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; text-indent: 35.5px; font: 12.0px \'Times New Roman\'} span.s1 {letter-spacing: 0.0px} Актуальность сегодня приобретают педагогические п...
Выступлению на МО " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"
Выступлению на МО " Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"...
Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
Объём научной информации стремительно возрастает, поэтому очевидно, что, сколько бы ни прочны и обширны были знания ученика, он окажется беспомощным в ж...
Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе. В настоящее время в сфере российского образования про...