Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
учебно-методический материал (4 класс)
Объём научной информации стремительно возрастает, поэтому очевидно, что, сколько бы ни прочны и обширны были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившийся на него задач и проблем, если не научится учиться. Вместо парадигмы «обучение на всю жизнь» появилась другая – «образование через всю жизнь». Ученик современной школы должен прогнозировать свою жизнь, уметь её организовывать. Образовательный процесс должен открывать и стимулировать личный потенциал школьника. Сегодня большое значение имеет:
- способность правильно сформулировать стоящую перед человеком проблему;
- умение отобрать из своего опыта ту информацию, которая пригодится для решения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщение опыта | 134.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с .Шереметьево Вяземского муниципального района
Хабаровского края
Опыт работы
учителя начальных классов
Павловой Елены Евгеньевны
Тема: Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
Павлова Елена Евгеньевна
учитель начальных классов
2020
год
Содержание.
I. Актуальность и перспективность опыта………………………….. с 3
Глава1. Современные педагогические технологии….………………с 4
Глава 2. Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе………….......................................................................с 5
II. Заключение…………………………………………………………...с 13
III. Список используемой литературы………………………………….с 15
VI. Приложение………………………………………………………….с 16
Введение.
- Актуальность и перспективность опыта
Объём научной информации стремительно возрастает, поэтому очевидно, что, сколько бы ни прочны и обширны были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившийся на него задач и проблем, если не научится учиться. Вместо парадигмы «обучение на всю жизнь» появилась другая – «образование через всю жизнь». Ученик современной школы должен прогнозировать свою жизнь, уметь её организовывать. Образовательный процесс должен открывать и стимулировать личный потенциал школьника. Сегодня большое значение имеет: - способность правильно сформулировать стоящую перед человеком проблему;
- умение отобрать из своего опыта ту информацию, которая пригодится для решения проблемы.
Именно поэтому современная школа призвана создать условия, при которых учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса; условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить свое индивидуальное «Я»; условий, которые позволят заложить в него механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления собственной личности, ее творческой индивидуальности, для взаимодействия с людьми, культурой, природой. Это задача каждого учителя, значит, и моя.
Новизна
В течение последних лет в процессе реформирования системы образования все более распространяются инновационные методы обучения и педагогические технологии, направленные на развитие творческой, инициативной личности.
Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления. Это требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, способных дать учащимся навык самообразования на основе знания о системе наук.
Целью моей работы является: применение современных педагогических технологий в начальной школе.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- развитие познавательного интереса к процессу обучения;
- создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
- развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе обучения.
Глава 1. Современные педагогические технологии
- Понятие «технологии», «образовательные технологии», «педагогические технологии»
Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).
В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть.
Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую загруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином
обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании.
Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса
Обучение - это всегда двусторонний процесс, именно поэтому, мне, никогда не бывает скучно, хотя я из года в год рассказываю об одном и том же. Мои ученики всегда реагируют по-разному, они также влияют на меня, заставляя задуматься о своих методах, приёмах, обновлении материала и о многом другом.
Глава 2. Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.
2. 1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни:
умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности при решении проблем.
Что важно:
- выявить предубеждения;
- передать знания друг другу;
- влияние данных знаний для решения данной проблемы.
Критически мыслящий человек задается вопросами:
· Что я знаю?
· Что я узнал нового?
· Как изменились мои знания?
· Что я буду с этим делать?
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и эффективно читать и писать. Речь идёт о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима.
Преимущества данной технологии:
- работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно -насыщенного текста;
- есть возможность повторения, усвоения материала;
- усиливается диалог по поводу смысла текста, вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
- дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- письменная речь развивает в детях навыки чтения.
Задачи программы:
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи
- формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты.
Данная программа составлена с учетом традиционно сложившихся в методике подходов к работе над развитием речи младших школьников. Преобладающее место в занятиях по культуре речи по-прежнему имеет устная работа: это и специальные упражнения в устной речи, разнообразные аналитические упражнения, направленные на формирование тех или иных умений, и большая устная подготовительная работа, предшествующая изложениям и особенно сочинениям, в процессе которой систематизируются знания и умения учащихся, полученные в повседневной деятельности. Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.
2.2. Технологии проблемного обучения
Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.
В связи с этим возникла необходимость использования в учебном
процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем.
«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» говорил Сократ, для того чтобы он «додумался», захотел учиться нужна положительная мотивация.
Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов и технологий.
В своей работе для формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов я использую технологию проблемного диалога.
Умственное развитие характеризуется не только объёмом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий, которыми владеет человек.
И от того, насколько грамотно используются инновационные технологии в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе.
Проблемно-диалогическая технология
Цель: научить самостоятельно решать проблемы.
Средство: открыть знания вместе с детьми
Традиционный урок | Проблемно-диалогический урок |
1.Тема: «Сегодня мы будем изучать…» | 1. Постановка проблемы: «С одной стороны…, но с другой стороны…», «Что удивляет? В чём затруднение?» Какой возникает вопрос? Что надо узнать?..» |
2.Объяснение учителя: «Итак, слушайте внимательно…» | 2.Поиск и нахождение решения: «Определите сами…» «Сделайте вывод…» «Как мы можем ответить на наш вопрос?..» |
|
« «Придумай схему…» « « Зарифмуй правило …» |
Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
Вести диалог – значит искать истину.
Учебный диалог - это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, сопереживание.
Использование проблемно-диалогической технологии при введении нового знания требует от учителя интеллектуально-творческих усилий, увеличение затрат времени на подготовку урока, ведь проблемный диалог каждый раз надо придумывать. Но всё это окупается тем, что данная технология является результативной, поскольку обеспечивает глубокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей. (Приложение 1)
2.3. Информационно - коммуникативные технологии
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
- создание презентаций к урокам;
- работа с ресурсами Интернет;
- использование готовых обучающих программ;
- разработка и использование собственных авторских программ
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Повысить эффективность урока за счет наглядности (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), конечно, можно, но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации и электронное приложение к учебникам данного курса.
Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного. Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны,
природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- а, в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестал быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром ребёнка в процессе обучения. (Приложение 2)
Далее приведу примеры использования Интернет-ресурсов для подготовки к урокам.
Что дают такие уроки учащимся?
С удовольствием посещать предмет.
За счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.
При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.
Желание учиться ради познания, а не ради оценки.
Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.
Что дают такие уроки учителю?
Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.
Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.
Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.
Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
К результативности данного опыта можно отнести:
• Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
• Повышение уровня использования наглядности на уроке;
• Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
•Рост качества знаний.
2. 4. Тестовые технологии
Быстро и качественно проверить знания и умения школьников помогают мне тестовые технологии. Результаты выполнения тестов показывают полную картину положения дел в классе: что усвоено хорошо, а что недостаточно, что нужно повторить ещё раз и с кем именно, т.е. видны направления для индивидуальной работы.
2.5. Проектные технологии
Эта тема на сегодняшний день считается актуальной, ведь необходима переориентация обучения, о чём и говорится в стандартах второго поколения. Проектная деятельность в начальной школе - это одно из направлений современных педагогических технологий.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же, нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию. К изучению этой технологии я подходила долго и упорно. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения. Эта деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью. К творческой деятельности учащихся надо готовить. Творчеству надо учиться с самого раннего возраста и этому можно научиться. На первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Эта деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
∙ мотивационный
( учитель создаёт положительный мотивационный настрой;
ученики обсуждают, предлагают свои идеи);
∙ подготовительный
(определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий)
∙ информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
∙ рефлексивно-оценочный
(ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее.
Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии. А уже в 3-4 классах учащиеся должны выполнять довольно сложные проекты. Темы детских проектных работ я выбираю из содержания учебных предметов.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс). Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Я считаю, что нужно на родительских собраниях разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить «Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект».
Первые проекты моих первоклассников были посвящены темам «Моя семья», «Мои домашние питомцы». Защита проходила в присутствии своих одноклассников.
От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников.
Очень интересным был проект «Загадки». Ребята провели работу по сбору загадок. Каждый оформил свой отдельный альбом. Загадки сопровождались рисунками - подсказками. Некоторые ребята представили загадки собственного сочинения. И им это удалось.
В своей работе я использую следующие типы проектов: творческие, ролевые, игровые, информационные, исследовательские, социальные
Цели и задачи проектной деятельности: - вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности; - развивать умение проектировать свою деятельность; развивать устойчивый интерес к книге – источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию; развивать фантазию, воображение; - воспитывать способность к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы, умение предъявлять свою работу другим; - привлечь к участию в школьной жизни членов семьи.
Творческие проекты позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности.
Например, проекты «Дом, в котором я хочу жить», «Сочинение волшебной сказки , «Математические сказки».
Ролевые, игровые проекты позволяют младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем (например, проекты «Авторская экологическая сказка «Как помочь планете?» .
Информационные проекты. Работая над сообщением, дети обращаются к различным источникам информации: словари, энциклопедии, ресурсы интернет. Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета.
Исследовательские проекты направлены на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.(проекты « Из истории исчезнувших сел: село Алюнино» ) , « Память, которая побеждает время», «Моя родословная», « Букет вежливых слов».
С проектами они участвовали в районной научно-практической конференции учащихся начальных классов «Совята – 2018» с исследовательской работой «Из истории исчезнувших сел: село Алюнино» май 2018. Заняли первое место (2 кл.).
Май 2020 года - Конкурс «Совята» - дистанционное участие -исследовательская работа « Память, которая побеждает время»
(4кл.) - грамота за участие. (Приложение 3)
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль учителя — помочь детям в этом.
« В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский.
2.5. Игровые технологии
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.
Методика разработки и проведения игр предусматривает выделение четырёх этапов:
1.Подготовительный этап: ознакомление с правилами игры, с темой, проблемой.
2. Игровой этап: «включение» в проблему, осознание проблемной ситуации.3. Заключительный этап: выработка решения проблемы.
4. Анализ результатов игры: степень активности, уровень знаний и умений, рекомендации по совершенствованию игры.
2.6. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход
прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье?
Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий:
1 Проведение утренней зарядки
2. Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.
- Использование приемов рефлексии.
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что получилось лучше всего?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем хочется поразмышлять?
- Какой совет дали бы себе?
- Кому захотелось сделать комплимент?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
4. Проведение физкультминуток.
5 .На родительских собраниях обсуждаю темы « Телевизо и компьютер в
жизни ребенка»,
«Как предупредить переутомление? Режим дня»
6. Учащиеся всегда принимают участие в Днях здоровья
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших
школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению
их здоровья
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо
2.7 Технология оценивания учебных достижений.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология оценивания учебных достижений.
Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих достижениях.
Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
1 часть. Учебная деятельность.
Включает в себя:
- результаты обучения ученика по четвертям и за год;
- отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских конкурсах.
- самооценку школьника своей учебной деятельности.
2 часть. Участие в делах класса и школы.
Включает в себя:
- результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;
- отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
- спортивные достижения учащихся;
- оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.
- Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников) «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т.п.
Портфолио». Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.
Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важнейшие педагогические задачи:
Наиболее оптимальной формой организации, при которой учитель, ученик и его родители могут следить за продвижением обучающегося в усвоении программ. В стандартах второго поколения предложена модель системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ начального образования и её основные компоненты. Каждый педагог на её основе создаёт свою систему оценки.
Как отслеживалась результативность? Задания оценивались количеством баллов, суммировались, вносились в таблицу. А для наглядности составляю диаграммы.
III. Заключение
Педагогическая технология – это такое построение
деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.
Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
- Стабильное качество знаний по предметам (65-75%), которые я преподаю и стопроцентную успеваемость в классе
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать
свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Список литературы:
- Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. - Журнал «Начальная школа» №11, 2019.
- Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2018.
- Иванов В.В., Зайцева С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2019.
- Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2020.
- Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 7,
- Лутцева Е.А Технология: Ступеньки к мастерству: Программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2018 г.
- Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя.
- Папшева Л.В. Технологическая культура учителя начальных классов. -
Журнал «Начальная школа» №10, 2019.
- Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. – Журнал «Начальная школа» №11, 2019.
10.Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. -
Журнал «Начальная школа» №5, 2018.
11.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., и доп.- М.: АРКТИ, 2017.
12. Стадник М.В. Использование медиа уроков для развития мышления
младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных
классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2019.
- Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него н...
«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.
«Достоинство преподавания каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...
Использование современных педагогических технологий в начальной школе
В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся: личностно - ориентированная технология, здоровьесберегающая технолог...
Использование современных педагогических технологий в начальной школе
Современные технологии в начальной школе....
Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)
МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-СИСТЕМА РАБОТЫ СО ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ: ФИШКАМИ, «МАШИНАМИ», ГРАФАМИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ МОДЕЛЯМИ, ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенны...
Использование современных педагогических технологий в начальной школе
С каждым годом наука об образовании вводит все более и более высокие требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одной из основных педагогических задач является раз...