Главные вкладки

    Методическая копилка на тему «Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»
    учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

    В методической копилке продемонстрированы некоторые методы и приёмы, которые может использовать  в своей работе учитель начальных классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_kopilka.docx288.68 КБ

    Предварительный просмотр:

                                              https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/09b0/000512bf-a441fcf5/hello_html_71b2ae36.png

    учителя филиала

    МБОУ «СОШ с. Святославка»

     в поселке Передовой

    Шивыревой Елены Геннадиевны

    на тему:

    «Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»

      2017 год

    Слайд 1

    Сегодня школа должна готовить своих учеников к той жизни,  о которой сама ещё не знает. Поэтому важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить умением учиться.

    Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

    У каждого педагога есть своя «Методическая копилка», в которой хранятся различные разработки, конспекты, карточки и другие педагогические находки, раскрывающие конкретные идеи, приемы, методы, технологии, средства обучения и воспитания, созданные или усовершенствованные тем или иным автором и способствующие эффективности учебно-воспитательного процесса.

    Наверное, в кабинете каждого учителя есть такая область под названием «Методическая копилка». Обычно это совокупность полок, шкафов, стендов и папок, где хранятся различные разработки, бланки, карточки и другие учительские драгоценности.

    Слайд 2

    «Все мы найдем новый образ жизни, ощутим смысл самореализации тогда, когда сможем передать часть наших знаний, нашего опыта молодым людям, которые сделают наши знания и опыт своими и смогут на них опираться»

                      Юджин Лэнг

    Слайд 3

    В настоящее время учителя уже привыкли создавать всю свою документацию на компьютере — это быстро, красиво, мобильно и удобно для обмена.  Если методическая копилка электронная,  значит она мобильная. А это позволяет своевременно обновлять существующие материалы, размещать новинки, систематизировать их и быстро обмениваться опытом, ближе знакомиться с творчеством друг друга. Удобно в этих целях использовать свой собственный сайт. 

    Слайд 4

    Всем известно, что работа учителя — это нелегкий труд. Чтобы заинтересовать детей, педагог должен не просто передавать новые знания, но и привносить в образовательный процесс определенную долю креатива. Поэтому учителя стремятся овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.   Переход  к новой модели обучения на основе деятельностного подхода требует от нас, учителей, освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий,  таких,  как

    • технология  проблемного  обучения,
    • развитие  критического  мышления,
    • проектная  деятельность,
    • информационно-коммуникативные технологии

    Я не являюсь исключением и тоже пытаюсь идти в ногу со временем. Хотелось бы продемонстрировать некоторые методы и приёмы, собранные в моей методической копилке, которые использую в своей работе.

    Слайд 5

    Технология  проблемного  обучения

    Как известно, одной из возможностей развития личности в педагогике является технология проблемного обучения. Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

    Чаще всего использую в работе следующие приёмы (показ карточек с заданиями).

    Также тему урока формулирую в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

    Слайд 6

    Развитие  критического мышления

    Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. 
    В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. 
    Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.

    Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые успешно применяю на своих уроках.

    Прием «Инсерт». Использую данный прием для индивидуальной работы, самостоятельного чтения статьи. Можно обратиться с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки: V- эту информацию знал, знаю, вспомнил; + - это новая для меня информация; ? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

    Слайд 7

    Прием «Кластер». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Предлагаю детям не бояться записывать все, что приходит на ум, давать волю воображению и интуиции.

    Слайд 8

    Прием – игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.

    Задаю детям вопросы, на которые они должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. После прочтения вопросов ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. Чтобы проверить верны ли предположения, они должны прочитать текст по изучаемой теме и на стадии осмысления вернуться к этим предположениям.)

    Тема урока «Пустыня».

    1.Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? - да – нет

    2.Верите ли вы, что в пустыне нет растений? - да – нет

    3.Верите ли вы, что в пустыне жарко? - да – нет

    4.Верите ли вы, что в пустыне идет снег? - да – нет и т. д.

    Слайд 9

    Сорбонка является одним из технологических приемов. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Использование сорбонки позволяет заучивать определения, понятия, падежи, формулы, значения слов и т.д. Очень удобно оказалось использовать сорбонки  для запоминания знаков дорожного движения.

    Слайд 10

     Проектная деятельность

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователиИх влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.    

    Проектная деятельность обучающихся начальных классов — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

    Этот вид  деятельности, по моему мнению, является  достаточно сложным видом деятельности для овладения младшими школьниками, поэтому стараюсь учитывать возрастные особенности младших школьников.  

    Слайд 11

    Информационно-коммуникативные технологии  можно использовать в следующих направлениях:

    1. Создание мультимедийных презентаций.

    Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, В методической копилке мною собран большой объём мультимедийных материалов по изучаемым предметам. На своих уроках я использую презентации, найденные в Интернете, а также созданные самой. Использование на уроках фильмов позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон. Их основой является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д.

    В процессе подготовки к урокам учу детей находить нужную информацию. Например, к сообщению по окружающему миру ребята ищут материал в различных энциклопедиях: «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» «Энциклопедия животных», «Природа России», учатся работать с толковыми и орфографическими словарями, с помощью родителей ищут материал на других сайтах. Найденный материал содержит не только текстовую информацию, но и фотографии, видео, анимацию, карты, схемы, викторины. На наших уроках, кроме сведений из статей учебника, открывается новое, неизвестное, добытое из электронных источников и Интернета.

    Слайд 12

    2. Использование Интернет-ресурсов. Дистанционное обучение учащихся, интернет-олимпиады, интернет-марафоны.

    Интернет является огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. В последнее время в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые ресурсы по различным предметам, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы. Интернет можно считать способом самообразования и саморазвития. Дети становятся ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими.

    Мои обучающиеся принимают активное участие в интернет-марафонах, интернет-олимпиадах, конкурсах.

    Слайд 13

     Я, как педагог, имею возможность участвовать в вебинарах, конкурсах, интернет-форумах. 

    3. Выступления с опорой на презентацию.

    Без использования ИКТ уже сложно представить выступления на педагогических советах, родительских собраниях, когда наглядно можно преподнести материал, сопроводив его диаграммами, схемами, таблицами.

    Слайд 14

    На своих уроках стараюсь решать ещё одну задачу: усиление внимания к творческой деятельности.  Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо вносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер

    Задания творческого характера можно использовать на уроках математики, русского языка, литературного чтения. Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности.

    Развитию творчества способствует работа с такими заданиями, как например:  «Закрась рисунок», «Составь диафильм к сказке, рассказу», «Преобрази текст», «Рисуем с таблицей умножения»

    Слайд 15

       Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать.

    Слайд 16

    В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

    Рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". 

    Слайд 17

    Формирование самооценки относится к регулятивным УУД. Работа над ее формированием ведется на каждом уроке.

    Самооценка должна предшествовать оценке учителя.

    Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые я использую на уроках.

    1. На уроках письма, математики с первых дней спрашиваю «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» Дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.

    2. При самопроверке выполнения задания дети простым карандашом ставят «+» в случае правильного выполнения, «-» в случае ошибочного выполнения и исправляют ошибку (в случае взаимопроверки - синим карандашом)

    Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого использую «Лист самооценки индивидуальных достижений».  

    Слайд 18

    Уважаемые, коллеги!

    Я признательна вам за внимание,

    Что сегодня оказали мне вы.

    Пусть сбудутся заветные ваши желания

    И радужными окажутся мечты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в ГПД

    1.Особенности развития младших школьников2. Методика развития познавательных и творческих способностейВ основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познание идёт от простого к сло...

    Инновационный опыт учителя начальных классов Монгуш Б.К. на тему Проектная деятельность как фактор развития познавательной активности и творческих способностей младших школьников

    Педaгoгическaя прoблемa нaд кoтoрoй я рaбoтaю с 2012 гoдa: Прoектнaя деятельнocть кaк фaктoр рaзвития пoзнaвaтельнoй aктивнocти и  твoрчеcких cпocoбнocтей млaдших шкoльникoв..Мacштaб иннoвaции: м...

    Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

    В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....

    Протокол №4 от 20.04.2016 методического объединения на тему "Профессиональная компетентность учителя- главный ресурс формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников"

    Открытый урок в 3А классе литературное чтение "Г.Х. Андерсен "Ромашка" Проанализировала учитель МБОУ СШ № 1 А.В. Горлачева. Она отметила: содержанипе, структура урока соответствовало по...