Овладение техниками успешного взаимодействия с родителями.
материал

Богданович Людмила Петровна

В данной статье рассматриваются психологические особенности взаимодействия с родителями. Описываются техники успешного взаимодействия с родителями. Материал будет полезен педагогам ДОУ , так и педагогам средней школы. Дополнение к статье - презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности взаимодействия с родителями. 

Овладение техниками успешного взаимодействия с родителями.

Для выявления проблемы и нахождения путей ее решения необходимо

 провести оценку уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями  (методика оценки уровня общительности педагога по В. Ф. Ряховскому).

На вопросы  отвечать надо быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

Вопросы

1.Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

З.Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5.Вам предлагают подготовить общее собрание для родителей всех воспитанников дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

  1. Любите ли Вы делиться своими переживаниями об общении с родителями
    с коллегами, руководством?
  2. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с
    детьми?

8.Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9.Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они разговаривают на разных языках.

10.Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11.Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12.Услышав   высказывание  явно   ошибочной   точки   зрения   по   вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13.Боитесь ли  Вы участвовать  в разборе  конфликтных  ситуаций  между педагогами и родителями?

14.У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15.Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?

16.Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов. Да - 2 очка. Иногда -1 очко. Нет - 0 очков.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще некоммуникабельны. Это Ваша беда, так как от этого больше страдаете Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не себя. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями.

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации выбираете тактику -«присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти общий язык. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою

точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное, и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вы стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершено не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличает необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Есть формулировка психолога В. Ромека  "Уверенность в себе — свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей"

 Педагогу необходимо быть уверенным в себе, уметь отличать уверенного человека, от неуверенного или самоуверенного.

Вот несколько внешних проявлений уверенного человека:

1.Речь:

 - Ровная, с одной скоростью.
- Отсутствие пауз и букв заминок (ааа, эээ, иии, ммм, и т.д.).
- Присутствие местоимения «Я», (мне, мое, по-моему).
- Умение говорить Нет и Да.
- Умение первым идти на контакт (начинать и заканчивать общение).
- Завершение фраз глаголами повелительного наклонения: иди, неси, давай и т.д.
- При увеличении громкости речи сохраняется ее скорость.
- Когда смеется грудная клетка ровная или раскрывается.
2. Положение тела в пространстве:
- Умение занимать устойчивую, удобную (комфортную позу).
- Поворачивается к собеседнику всем корпусом.
- Неосознанно занимают центр свободного пространства.
- Жесты соответствуют речи.

Данные техники помогут вам развить в себе уверенность.
Техника «Ощущения уверенности». 

Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Возникает чувство, что координация движений у него просто великолепно и он легко сможет выполнить самый сложный акробатический пируэт.

Техника «Накачка уверенностью». 

Подберите цвет, который ассоциируется у вас с уверенностью. И мысленно «прокачайте» им все свое тело: каждую клеточку, каждую мышцу, каждый нерв. У каждого из нас есть и своя «музыка уверенности»: для кого-то подойдет военный марш, кому-то больше по душе классика или рок-музыка.

Следует прокрутить эту мелодию в голове во время «накачки». Стоит припомнить и свой личный «запах уверенности». Для каждого из нас уверенность пахнет по-разному: это может быть аромат особых духов, запах ружейной смазки или же – боксерских перчаток.

Техника «Корона уверенности». Представить себя посередине стадиона, где все зрители встали, чтобы громко вам поаплодировать. Вы широко улыбаетесь этому шквалу аплодисментов, а на голове у вас красуется великолепная корона.

Техника «Надпись уверенности». Представьте себе чудесную радугу, широкую как небо. На ней огромными буквами написано: «Я уверен в себе». Одновременно с небес раздается громовой голос: «Я верю в себя!».

Техника «Символ уверенности». Какой предмет, дерево или животное вы бы захотели сделать символом своей уверенности? Это может быть что угодно: огромная, мощная сосна, свирепый медведь, покрытый броней танк, суровая скала, о которую разбиваются морские волны… Постарайтесь во всех подробностях увидеть этот символ своим мысленным взором. А затем – слейтесь с ним! Станьте таким же сильным, гибким, мощным и насладитесь этим ощущением.

Рассмотрим внутренние признаки неуверенности и уверенности.

Симптомы неуверенности

Признаки уверенности

Общее внутреннее состояние

  • иллюзия уменьшения в размерах;
  • желание провалиться сквозь землю, стать незаметным для окружающих;
  • отсутствие внутреннего стержня (кажется, будто превратился в амебу);
  • отсутствие энергии;
  • нарушение координации движений (непонятно, куда девать руки-ноги, язык заплетается);
  • обилие в речи слов-паразитов, неясностей, потеря смысла сказанного;
  • ощущение, словно чем-то придавили сверху.
  • иллюзия увеличения в размерах («нас - много!»);
  • появление стержня внутри, спина и плечи распрямляются;
  • появление внутренней силы, прилив энергии;
  • отсутствие страха перед другими, желания быть в центре внимания;
  • легкость во всем теле, «крылья за спиной»;
  • отличная координация движений

В душе:

  • тревога;
  • ощущение своей слабости, беззащитности;
  • стыд за себя, беспричинное чувство вины;
  • сниженное настроение.
     
  • повышение самооценки («Я – герой своей жизни!»);
  • уверенный взгляд в будущее;
  • повышенное настроение

В голове:

  • постоянные сомнения;
  • повышенное внимание к мнению окружающих;
  • боязнь ответственности; страх за будущее.
  • отсутствие страха перед выбором, принятием решений;
  • отсутствие страха перед ответственностью;
  • уважение к чужому мнению сочетается с готовностью самостоятельно выбирать свою дорогу.

Взаимодействуя с родителями), работа педагога заключается в том чтобы за короткий период времени (несколько минут) дать информацию родителям. Бывают отрицательные моменты, которые необходимо сообщить родителю, оставаясь при этом позитивно настроенным. Речь идёт о том разговоре между педагогом  и родителем, который    в психологии называется беседой.

Эффективной такая кратковременная беседа будет:

1) родитель должен увидеть в воспитателе дружелюбно настроенного делового человека. Мелочей не бывает. Даже от того, как педагог поздоровался, зависит результат общения с родителем.

Для развития умения анализировать речевые особенности своего голоса и осознания значения техники речи в профессиональной деятельности педагогу помогут практические занятия с решением  ситуаций и выполнением игровых заданий, например игровые упражнения и задания на умение использовать различные интонации.

«Здравствуйте». Произнесите слово «здравствуйте» с разными интонациями. Попросите друга «оценить» подтекст, который Вы вкладываете в приветствие.

«Да». Произнесите слово «да» с оттенками: грусти, жалости, раздражения, скуки, радости, горя, тоски, безразличия и т.д.

Эти упражнения способствуют развитию умения осознанно и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации и грамотно использовать речевые роли в ситуации общения.

2) от правильного, грамотного построения  и подбора фраз, используемых в беседе.

Фразы, которые  можно использовать для начала беседы с родителем.

Неудачные фразы: «Извините, если я помешала», «Я бы хотела еще раз услышать», «Давайте с Вами быстренько обсудим», «Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать», «А у меня на этот счет другое мнение».

Нежелательные фразы и замена их на более удачные: Я бы хотела - Вы хотите; Вероятно, Вы об этом еще не слышали - Вы, наверное, уже об этом слышали; Мне представляется интересным то, что - Вам будет интересно узнать; Я пришла к такому выводу, что - Думается, Ваша проблема заключается в том, что; Хоть Вам это и неизвестно - Конечно, Вам уже известно; Вы, конечно, об этом еще не знаете - Как Вы знаете.

Техники активного слушания.

 Для того чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу   желательно овладеть некоторыми техниками слушания. К эффективным техникам слушания относят рефлексивное (активное) слушание, которое включает в себя следующие приемы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.

 Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.

Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы поняли партнера.

Резюмирование представляет собой подведение итогов, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости — подвести беседу к заключительному этапу.

Все три техники являются действенными в процессе общения. Так, дословное повторение можно использовать в беседе с не слишком разговорчивыми родителями. Эта техника будет возвращать их к сказанному и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали. Перефразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверены в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными родителями, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами.

Таким образом, активное слушание способствует улучшению общения.

Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на определенных стадиях беседы так же может помочь достичь желаемых результатов.

Нерефлексивное (пассивное) слушание — это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да», «Угу», «Понимаю», «Приятно слышать». Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда родитель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно.

Для того чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться рекомендациями М. Беркли-Ален.

  1. Не перебивать собеседника.
  2. Не переводить обсуждение на другую тему (если для этого нет особой причины).
  3. Не позволять себе отвлекаться.
  4. Не задавать лишних вопросов («не допрашивать»).
  5. Не пререкаться с собеседником (если вы не согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы).
  6. Не навязывать свои советы.
  7. Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.

Однако на практике очень часто общение может быть затруднено как  из-за  личностных особенностей, так и из-за неконструктивных стратегий и позиций, выбранных в процессе слушания участниками общения.

Мадэлин Беркли-Ален выделяет следующие негативные роли слушателей:

  1. Симулянт — делает вид, что слушает, но думает о «своем».
  2. Зависимый слушатель — старается произвести впечатление внимательного слушателя; поглощен своими ощущениями от слушания, теряя при этом нить повествования.
  3. Перебивала — перебивает, так как думает, что забудет то, что хотел
    сказать.
  4. Слушатель, погруженный в себя, - теряет нить разговора, не обращая внимания, интересно ли собеседнику, насколько хорошо идет обсуждение.
  5. Слушатель-интеллектуал, или слушатель-логик, - слушает только то, что хочет, не обращая внимания на эмоциональную сторону.

Наряду с данной классификацией существуют и другие. Так, например, Н.В. Казаринова предлагает иную типологию «плохих слушателей».

1.«Псевдослушатель» - делает вид, что слушает, кивает головой, говорит «Угу», но думает о своем.

2.«Самовлюбленный» слушатель -  хочет, Чтобы слушали только его.

3.Слушатель «сочинитель» - не дослушивает до конца, а составляет свою версию окончания рассказа.

4.Слушатель - «пчела» - слушает только то, что интересно, все остальное пропускает.

5.Слушатель - «жало» - ждет, когда собеседник допустит ошибку, чтобы затем говорить только об этом.

   Педагог, владея  информацией о ролях слушателей, общаясь с родителями, может, определив роль, которой  придерживается папа или мама, подстроиться под его манеру и выбрать для себя наиболее успешную стратегию. Так, имея дело  со слушателем -«интеллектуалом», желательно оперировать цифрами, фактами, попытаться отстраниться от эмоциональной стороны случившегося.

Общаясь с «псевдо» - слушателем, придется время от времени задавать ему открытые (требующие ответа) вопросы.

     С «самовлюбленным» слушателем поможет техника резюмирования, показывающая партнеру, что его слышат.

   Зная, что перед ним слушатель - «сочинитель», педагогу лучше уже в самом начале встречи регламентировать ситуацию.

  Если же в аудитории появится слушатель – «жало», педагогу в случае, если он действительно оказался не прав, лучше признать свою ошибку. Если же он не согласен с претензиями собеседника, желательно не вступать в спор с ним тут же, а пригласить его для продолжения беседы в другое время.

Вывод однозначный: педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы

•Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.Задачи:Создание оптимальных условий функционирован...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Как организовать успешное взаимодействие с родителями

В докладе опубликован опыт работы с родителями....

Статья"Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы"

В данной статье раскрыты все аспекты воспитательной работы проводимой в МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Дерягина" городского округа Судак. Статья будет полезна классны...

Презентация "Овладение техниками успешного взаимодействия с родителями"

Данная презентация является дополнение к статье. Материал презентации изложен в более краткой форме....