Выступление "Моя педагогическая философия"
статья

Файл содержит выступление по теме "Моя педагогическая философия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Моя педагогическая философия

 

           Когда я размышляю о смысле и значении великой профессии - Учитель, я вспоминаю притчу.

 Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о  том, что он делает.

Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.

Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.

А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.

 Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

          Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу  и  от  «влюбленности в свое дело». У  каждого  работающего  в  школе  должна  быть  душа Учителя.  

(Слайд 4)

  Главные задачи современной школы - «Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Д.А. Медведев

Воспитание – составная часть образовательного процесса.

Соответственно воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития.

Как представить нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника?

Для этого достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится примерно следующее.

(Слайд  5 )

Добрый, не причиняющий зла живому

Честный и справедливый

Любящий и заботливый

Трудолюбивый и настойчивый

Творящий и оберегающий красоту мира

Стремящийся к знаниям и критично мыслящий

Смелый и решительный

Свободолюбивый и ответственный

Самостоятельный и законопослушный

Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой

Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам

Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» -  класса, школы, города/села, России)

Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

 

Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый  результат, к которому, однако, надо стремиться.

  Именно   учитель  открывает   ребенку    дверь  в   мир,   и   от  того,  как  он  это  сделает,   зависит,  на  мой   взгляд,  многое.

(Слайд 6)

Не случайно моим педагогическим кредо являются слова 

И.В. Гете  «Учатся у того, кого любят»  - Это означает , что не только дети, любящие учителя, черпают силы для долгой и трудной дороги, но и учитель, любящий детей, учится у них добру, искренности, бескорыстной любви.

Мои педагогические аксиомы просты:

- Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю.

- Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве.

- Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь.

А вообще, мастерство учителя не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

Победа ребенка становится и моей победой. Именно в такие минуты я говорю сама себе: “Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое - нести любовь и радость”

(Слайд 7)

 и ,  как говорил (Аристотель),

Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет.                      

                                       (Слайд 8)

Исходя из ведущей содержательной идеи педагогического процесса, я наметила для своей работы проблему:

Проблема: Формирование сплоченного детского коллектива. В первый класс дети приходят  из разного социального окружения.(кто-то воспитывался в детском саду и уже пришел с багажом, иногда тяжелым, кого -то пестовала бабушка, а некоторых мамы  отпускали на волю судьбы..)

Ведь реализовать любые задачи можно только при наличии сплоченного детского коллектива, а коллектив формируется из личностей, которые должны обладать определенными качествами

В Программе воспитательной работы же используется систематизация ценностей – по условным «направлениям воспитательной работы», которые образно отражают цели развития духовного мира школьников. 

                    (Слайд 9)

Основные направления воспитательной деятельности:

ЗДОРОВЬЕ,  СЕМЬЯ,  НАША РОДИНА,  КУЛЬТУРА, ПРИРОДА,

ТРУД,  ЧЕЛОВЕК

(  слайды 10 и 11)

Я не буду заострять внимание на методах и формах воспитательной деятельности . Вы увидите их на слайдах.  

Методы активного обучения и воспитания:

  • метод сотрудничества (работа в малых группах)
  • обучение через деятельность (кружковые занятия, работа  секций, студий.)
  • метод проектов.
  • ролевая игра и игра-экспромт в условиях ситуаций на усвоение общественного опыта, самоуправление поведением

формы воспитательной деятельности, развивающие ключевые компетенции:

  • КТД – коллективное творческое дело в рамках внеклассной работы.
  • школьные внеклассные мероприятия (соревнования, выставки, концерты)
  • тематические классные часы
  • участие в творческих конкурсах, олимпиадах, смотрах

Все эти направления и методы являются  важной составляющей в духовно-нравственном развитии школьника. Но чтобы ребенок развивался, он должен быть счастлив, а чтобы он был счастлив - его должны понимать. Мне посчастливилось работать с психологом Лидией Тавицкой, благодаря которой , я познакомилась с материалами  семинаров Гуманной педагогики Шалвы Амонашвили, многие из которых мне близки по духу.

Говоря о духовно-нравственном развитии, мы подразумеваем трехмерный или плоскостной педагогический процесс. В педагогике отсутствует формулировка души ребенка.

(Слайд 12) Духовная суть

Ребенок это не просто материальное существо, а явление духа и он приходит с конкретными задачами. И уж если мы верим в духовно-нравственное образование , то и должны принимать эту философию.

Есть энергия духа для проявления миссии . Если не давать энергии проявляться, то она взрывается.. Нужно создавать среду, прощупывать свойства ребенка, в  соответствующей среде в ребенке просыпается  будильник и он начинает бурно проявлять себя. . Это проявляется через три другие точки.

(Слайд 13) Природа в ребенке

Страсть к свободе. Вспомните тугое пеленание- заматывали как в кокон. Физиолог Павлов отметил что тугое пеленание провоцирует развитие подчинения- не хочется , но куда денешься. Страсть к развитию- это учеба,   желание узнавать, пробовать, экспериментировать .Страсть к взрослению- спросите себя сейчас: Вы хотите повзрослеть? Что бы одеть каблуки, начать краситься, водить машину, покупать себе все что хочется. (Слайд 14)

Мы не должны забывать о том, что в наших руках  дети нового сознания, и поэтому просто навязать им духовные ценности невозможно.

Говоря  словами Ш. Амонашвили: мы должны «…Наполнять духовный мир ребенка образами прекрасного…»Книга «Письменное слово-светоч души» В. Ниорадзе предлагает замечательные тексты для работы по формированию мировоззрения младших школьников.

(Слайд15)

 Она учит осторожно прикасаться к слову .В нем сила и энергия, слово не только носитель знаний, слова пробуждают чувства и образы в человеке.

Я взяла себе за правило, при возникновении конфликтной ситуации использовать притчи и обсуждать их содержание и поведение с детьми, а также при встрече  с родителями . Ведь никто и никогда  не станет добровольно обсуждать свои недостатки, а вот из чужих ошибок можно извлечь урок.

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.  

(Я обращаюсь к детям и спрашиваю, а какого волка им хочется сегодня покормить?  В нашем классе слова этой притчи уже стали афоризмом )

Обиды и Радости

   Как-то, два друга много дней шли в пустыне.

   Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

   Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".

   Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.

   Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".

   Первый спросил его:

   - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

   И друг ответил:

   - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Ш.А. Амонашвили

ПРО ИГРУ:

В чудетство откроешь окошки –

Цветёт васелютик у речки,

И звонко поют соловечки,

И где – то по дальним дорогам

Бредут носомот с бегерогом …

      Мы с ними в чудетство скорее войдём …

Спешит тропинка под самым окном,

Зовёт нас   глядеть – заглядеться:

Что там за окошком?

Чу! … Детство!

(Слайд 16)

Учитель: Уж если мы следуем принципу природосообразности, говоря о детях младшего школьного возраста, ни в кое мере нельзя умалять  роль игры в их  воспитании .

 (обращается к детям)

Перед вами календарик настроения. Отметьте, какое у вас настроение сейчас.

Дети говорят.

Учитель: давайте с вами поиграем.

Как живешь? – Вот так! (Дети показывают соответствующие движения на слова “Вот так!”)

 А плывешь? – Вот так!

 Вдаль глядишь? – Вот так!

 А бежишь? – Вот так!

 Ждешь обед? – Вот так!

 Машешь вслед? – Вот так!

 Утром спишь? – Вот так!

 А шалишь? – Вот так!

Как грозишь?-Вот так!

Как берешь?-Вот так!

А даешь?-Вот так!

Учитель: поднялось настроение? Почему?

Дети рассуждают и приходят к выводу, что настроение может подниматься от того, с кем ты, в какой находишься обстановке.

Учитель: А что можно делать вместе? Какие коллективные дела вы делаете вместе, всем классом?( Всероссийская акция  «Покормите птиц зимой»-дети совместно с родителями изготавливали кормушки и ходили  друг к  другу в гости .чтобы поделиться опытом.(Это ли не сплочение?)Так же  в участие в проектах)

   И конечно играть..   (   Слайд 17)

Учитель: Встаньте, дети, встаньте в круг, ты мой друг и я твой друг .

Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам, долго мячик не держи, нам про друга расскажи!

(У кого окажется мячик, рассказывает, каким бы он хотел видеть своего друга)

 Слайд 17

Коллаж «Дерево дружбы

Ведущий показывает на ватмане нарисованный ствол дерева и предлагает ребятам сделать из этого ствола сильное, могучее, вечнозеленое «Дерево дружбы». Детям раздается цветная бумага, ножницы и клей. Ребята вырезают листочки из бумаги и приклеивают их к стволу.

После выполнения этой работы ведущий вместе с детьми рассматривают дерево, указывая на то какое оно сильное, могучее, все листочки так дружно прижаты к друг другу, также как и ребята в классе стали дружными.

(Слайд 18)

 «ТРОПИНКА» Я ЯГА…

Эту игру можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Все участники встают и становятся в затылок за ведущим. Участники идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. Ведущий может меняться (он может стать в конец змейки), тогда у каждого появляется возможность побывать в этой роли. Кто был самым оригинальным ведущим?

Интересен вариант игры, когда все участники с закрытыми глазами цепочкой (держась за руки) следуют за ведущим. Препятствия в этом случае должны быть настоящими - поваленные деревья, ямы, деревья и т.д. Перед играющими ставится задача - не разорвать цепочку, не потерять соседа. В ходе игры у участников вырабатывается доверие друг к другу, появляется желание помочь идущему за тобой товарищу.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований.

На всех стадия развития коллектива возникают, крепнут и сплачиваются традиции .. У нас такие традиции есть –Это музыкальные игры на переменах, флэшмоб на общешкольных  концертах , притча на всякий случай и КТД на все случаи жизни.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....