Моя педагогическая философия
материал (1 класс) по теме

Панасенко Светлана Николаевна
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc359.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Моя педагогическая философия»

“Творить - жить дважды”.

А. Камю

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни. Ещё древнеримский философ Сенека сказал, что когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Всё верно. Главное - суметь правильно определить свою цель, а способы её достижения  найдёшь обязательно.

Останавливаясь на той или иной ступени лестницы жизни, человек задаёт себе разные вопросы. В юности мы спрашиваем себя – кем я буду? В бурном вихре молодости,  в обилии дел – надо получить образование, создать семью, подрастить детей - годы летят незаметно, но наступает время, когда хочется спросить у себя не только  - кем я стала, но и какой я стала? И. Гёте был, безусловно, прав, когда говорил: «Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом».

Итак, я стала учителем. Решение это я приняла самостоятельно и не жалею о нём. 8 лет посвятив работе педагога, я, конечно, определила для себя её основополагающие принципы – свою педагогическую философию.

Большинству людей присуще созидательное начало, стремление творить.  Настоящий учитель не может не быть творцом. Он обязательно наделён жаждой созидания. Наша созидательная деятельность может приносить материальные плоды – уютный кабинет, яркая наглядность, зелёный уголок. Но не менее важен и другой созидательный процесс, оказывающий и на нас большое влияние, - процесс воспитания новой личности. Хочу привести слова  Л. Н. Толстого: ”Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем”. Таким образом, практически в руках учителя оказываются детские души. И мы несём ответственность перед будущим за то, какими они будут - ведь результатом воспитания и является личность. Под личностью понимается  совокупность социально значимых особенностей конкретного человека. Смысл воспитания, таким образом - это воспитание такой личности, которая гармонично влилась бы в общество.

Вопрос заключается в том, какую именно личность мы хотим создать? В каких личностях нуждается наше измученное реформами общество? Я думаю, что основные нравственные ценности незыблемы во все времена. Из всех хороших качеств, которые я ценю в людях, самые главные – это надёжность,  доброта и умение быть независимым. Чтобы обладать ими - нужна внутренняя сила, умение совершить поступок и взять на себя ответственность за его последствия.

На мой взгляд, существует два различных понятия – воспитание как процесс и воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил такое или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования). Но, по моему мнению, в воспитании решающее значение имеет не только достигаемая цель, но и способ ее достижения. Нельзя воспитать свободную, а значит – сильную личность, если в процессе воспитания нет свободы.

Настоящим педагогом  не может стать  человек, способный тем или иным способом утвердить превосходство своей,  и только своей,  точки зрения. Ребенок безотчетно доверяет взрослым, он следит за их реакцией, ждёт одобрения. Для учеников младших  классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его  указания, делать  именно так,  как надо. Но важно научить его формулировать и отстаивать собственную точку зрения, принимать на её основе ответственные решения и соотносить свои поступки с интересами других.

В этой ситуации учителю отводится роль помощника, который должен поддержать маленького человека на этом пути. Тут возникает противоречие. Для того чтобы у воспитуемого сформировалась какая-либо цель, необходимо как минимум сформировать ему пространство выбора цели. Вальтер Скотт говорил: «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». Любому человеку чтобы совершить выбор, следует представлять все то, из чего приходится выбирать и осознать последствия сделанного шага. Мастерство педагога в том и состоит, чтобы при возникновении проблемы создать для воспитуемого поле выбора, но право сделать его  оставить за ним. Я считаю, что любое  воздействие на личность должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Взаимодействие между двумя личностями должно строиться на принципе равноправия, уважения к другой личности (даже если одна из них личность в процессе становления, например ребенок).

Мне часто приходят на ум мудрые слова К. Д. Ушинского: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Задумываясь о том, какой след останется после меня в этом мире, я надеюсь, что в  характере моих воспитанников - сила, судьба и карьера нового поколения российских граждан. Судьба, которую они смогут делать своими руками, выбирать своей волей. В философском отношении будущее - это, в конечном счете, уязвимое и развивающееся настоящее.

В моей профессии нет готовых рецептов, отработанных шаблонов. Пожалуй, это её самое большое достоинство. Учитель постоянно находится в творческом поиске. Быть творцом – это возможность, которую жизнь даёт не каждому. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, но по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству.

Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Чем дольше я работаю в школе, тем явственней ощущаю, что процесс воспитания взаимообратен. То, что усвоит человек, в огромной степени зависит от тех людей, от тех личностей, которые окружают его в первые годы жизни. Это обстоятельство заставляет меня вновь и вновь оглядываться на себя, критически оценивать свои личностные качества. Одно из таких качеств – умение признать, что все победы и неудачи в жизни – следствие нашего действия или бездействия.

Нет смысла сокрушаться о том, что из-за текучки нам вечно не хватает времени на великие дела. Просто надо их начинать и доводить до конца.  Хорошо сказал по этому поводу Г. Лихтенберг: «Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают». И прав был Рабиндранат Тагор: «Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым».

Мы должны уважать, любить и ценить окружающий нас мир, и он ответит нам тем же. Чтобы вас считали человеком с цельным, гармоничным характером, нужно держать свои обещания перед другими людьми и перед собой. Меня поразила своей точностью фраза, прочитанная у Ф. Добриджа: «Если вас никто не любит, будьте уверены – это ваша вина».

Каждый человек в своей жизни руководствуется своими собственными представлениями о ней. Конечно, данная работа носит субъективный характер, но её недостатком это я не считаю. В философии нет необходимости избегать субъективности, поскольку субъективность отражает личный характер поиска истины. Каждый человек в своих характерных, глубоко-индивидуальных чертах несёт принцип истины. Жизненное предназначение каждого человека заключается в раскрытии этого принципа, а его жизненной задачей является - научиться воспринимать других как различные аспекты единой истинной реальности.

Бесконечный поиск не знает остановки, но на его пути часто приходиться возвращаться к пройденным этапам для их переосмысления. И тогда осознается, что начинать надо с начала.

Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя вырастить два одинаковых класса. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом коллективе. Сейчас, вновь приняв в первый класс учеников, я с волнением вглядываюсь в их лица: какими вы вырастите? Чему научите меня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....

Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»

   Февраль  2010  год. Год,  объявленный  годом  Учителя. Год,  в  котором  моя  дочь   пойдет  в  1  класс. Она...