Программа творческого объединения "Экология для малышей"
рабочая программа (2 класс)

Тулинова Анастасия Валерьевна

Программа  творческого объединения «Экология для малышей» имеет социальную направленность и является составной частью образования обучающихся начальных классов.

Идея создания программы творческого объединения «Экология для малышей» возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга детей. Данная программа поможет сформировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_dlya_malyshey.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

 «Белгородский педагогический колледж»




Программа творческого объединения

 «Экология для малышей»

Выполнила:

студентка 311 НК группы

Макеева А.В.

Белгород  2018

Пояснительная записка

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

  • систему экологических знаний (естественно - научных, ценностно-нормативных, практических);
  • экологическое мышление;
  • культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);
  • культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств, в повседневную норму поступка.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат  общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.

Развитие технического мира и общества приводит к возникновению многих экологических проблем. Необходимым условием их эффективного решения является экологическое образование обучающихся. Человечество радуют стремительные открытия в науке, технике, современных технологиях. На фоне этих положительных изменений, увеличивается нагрузка на окружающую среду. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы воспитать то поколение, которое будет знать, что каждое неосторожное движение тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Программа  творческого объединения «Экология для малышей» имеет социальную направленность и является составной частью образования обучающихся начальных классов.

Опыт работы с учениками начальной школы показывает, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

Идея создания программы творческого объединения «Экология для малышей» возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга детей. Данная программа поможет сформировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.

         Цель программы: создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.

Задачи программы:

         Образовательные задачи:

  • Способствовать формированию у обучающихся системы экологических знаний, экологической культуры.
  • Содействовать формированию представлений  у обучающихся об окружающем мире.

         Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
  • Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.
  • Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

        Воспитательные задачи:

  • Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
  • Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.
  • Воспитывать потребность в общении с природой.
  • Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.

Программа творческого объединения «Экология для малышей» разработана для обучающихся 2 класса. Срок реализации: 1 год.

Режим занятий:

         Общее количество занятий в году составляет  34 ч. Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 40 мин.

Основные виды деятельности детей:

  1. Учебное занятие.
  2. Практическая  работа.
  3. Игра.
  4. Творческая работа.
  5. Выставки.
  6. Проекты.
  7. Экскурсия.

Педагогическая идея состоит в выработке мотивации у обучающихся:

  • к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
  • к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
  • к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания:

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
  6. Принцип ориентации на успех.
  7. Принцип взаимоуважения.
  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
  9. Принцип связи обучения с жизнью.
  10. Принцип связи обучения с жизнью.
  11. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся.
  12. Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
  13. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
  14. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Ожидаемые результаты:

Воспитанники должны знать: 

  • Основы экологической культуры.
  • Некоторые особенности природы своего края.
  • Основные признаки времен года.
  • Значение природы для человека.
  • Группы растений и животных.
  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
  • Правила поведения в природе.
  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь: 

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Выполнять правила личной гигиены.
  • Различать изученные растения, животных.
  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.
  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

Способы отслеживания и контроля результатов обучения

         Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка обучающимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
  • контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
  • табло достижений;
  • открытые занятия в игровой форме;
  • разработка памятки «Юный эколог».

Тематическое  планирование разделов

п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1.

Введение в экологию

7

5

2

2.

Молчаливые соседи

4

3

1

3.

Пернатые друзья

4

1

3

4.

О чем шепчут деревья

4

1

3

5 .

Загадки животного мира

2

2

-

6.

Секреты неживой природы

3

2

1

7.

Оранжерея на окне

2

-

2

8.

Человек – часть живой природы

5

1

4

9.

Охрана природы

2

1

1

10.

Итоговое занятие

1

-

1

 

ИТОГО:

34

16

18


Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Тема

Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

1

Введение в

экологию

7

1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим  слово «Экология»?          

Беседа «Экологическая ситуация в городе». Игра «Почемучки».

1

2.Веселое путешествие в природу.

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

1

3.Практическое занятие. Творческая мастерская.                                

Изготовление поделок из природного материала.

1

4.Я и мир вокруг. С любовью природе.

Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа». Ресурсный круг «Я люблю природу за…».

1

5.Наша планета.

Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе.

1

6.Отношение человека к природе.            

Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним город чистым!»

1

7.Экологическая безопасность.

Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа».

1

2

Молчаливые соседи

4

1.Наблюдения за домашними животными.

Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

1

2.Породы собак. Породы кошек.

Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой. Знакомство с разными породами кошек. Познавательно – развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

1

3.Чем питаются домашние животные?

Беседа «Чем питаются домашние животные?». Рассказ детей на основе наблюдений.

1

4.Как ухаживать за своим питомцем?

Рассказ – описание «Мой любимец».

1

3

Пернатые друзья

4

1.Перелетные птицы.

Беседа «Почему птицы улетают?»  Экологическая игра «Найди зимующих птиц»

1

2. Прогулка в парк. Экологическая акция «Поможем птицам!»

Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»

1

3.Художественное слово о птицах.

Разучивание стихов, загадок о птицах.

1

4.Праздник «Птицы - наши друзья».

Праздник проводится в рамках недели природоведения.

1

4

О чем шепчут деревья

4

1. Этажи леса.

Беседа. Знакомство с разными видами растений.

1

2.Экскурсия «По тропинке в лес пойдем». Сезонные изменения у растений.

Наблюдение за деревьями. Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов.

1

3.Мы – художники.

Рисование дерева в разные времена года.

1

4.Загадки леса.

Викторина о лесе.

1

5

Загадки животного мира

2

1. Зимовье зверей.

Беседа «Как звери проводят зиму?»; «Санитары леса». Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе.

1

2.Любопытные факты о живой природе.

Интересные сведения о жизни муравьев.

1

6

Секреты неживой природы

3

1.Природа – наш общий дом.

Беседа. Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить».

1

2.Времена года.

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки – малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы».

1

3.Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом?

Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед».

1

7

Оранжерея на окне

2

1.Любители света и тени, влаги и тепла. Аптека на окне.

Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа. Беседа. Знакомство с растениями - целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства».

1

2.Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения».

Консультация. Подбор литературы.

1

8

Человек – часть живой природы

5

1.Люди разные нужны, люди всякие важны.

Знакомство с профессиями людей.

1

2.Выращивание лука в домашних условиях. Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука».

Посадка лука в классе. Уход за ним. Знакомство с условиями проведения исследования. Правила оформления своих исследований.

1

3. Человек! Будь природе другом!

Брейн – ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини – плакатов об охране природы.

1

4. Вредные привычки.

Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма. Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе». Акция «Нет - вредным привычкам!»

1

5.Выпуск тематических газет: «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки».

Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения».

1

9

Охрана природы.

2

1.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в музей.

1

1

10

Итоговое занятие

1

1.Что мы узнали?

Беседа. Оформление памятки «Юный эколог».

1

ИТОГО

34

16

18

Содержание программы

Курс программы состоит из 10 разделов.

1 раздел – «Введение в экологию»

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – «Молчаливые соседи»

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

3 раздел – «Пернатые друзья»

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел «Пернатые друзья».  На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия «птичьей столовой».

4 раздел – «О чем шепчут деревья»

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.  Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

5 раздел – «Загадки животного мира»

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

Каждый год в нашем городе работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран.

6 раздел – «Секреты неживой природы»

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: «Ей же больно». Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

7 раздел – «Оранжерея на окне»

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

8 раздел – «Человек – часть живой природы»

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

9 раздел – «Охрана природы»

В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира.

10 раздел – «Итоговое занятие»

Поведение итогов изучения программы творческого объединения «Экология для малышей». Разработка памятки «Юный эколог».

Рекомендуемая литература:

  1. Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец «Естествознание» Пробный учеб.- М.: Просвещение, 2015.
  2. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин «100 вопросов и ответов» .- М.: ЗАО «Росмэн», 2016.
  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко «АСТ», 2005.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко «АСТ», 2004.
  5. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010.
  6.  Новолодская, Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.Г.Новолодская; Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012.
  7. Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  8.  Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения / О.В.Петунин. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.
  9.  Экологическое образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010.
  10.  Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. Клемяшова Е.М. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения "Соленое тесто"

Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, ...

программа творческого объединения "Бумажные кружева"

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«средняя общеобразовательная школа №3 им. А.С. Пушкина» Принято на ШМО «__»__________20__год.    Протокол №...

Программа творческой мастерской "Фантазия"

Программа по которой я работаю. Расчитана на два года обучения....

Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс

Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....

Учебная программа субботней школы для малышей "Филиппок"

Школа для малышей "Филиппок"создана с целью подготовки и адаптации детей к обучению в школе. Учебная программа создана на основе программы по дошкольной подготовке «Школы – 2100». ...

Рабочая программа курса "Экономика для малышей"

Программа дополнительного образования “Экономика для малышей ” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет и рассчитана на 2 года обучения.Программа направлена на обучен...

Программа курса "Будь здоров, малыш"

Программа навыков сохранения здоровья для учащихся 1,2 классов...