Выступление на МО "Технология продуктивного чтения."
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Трутнева Ольга Андреевна

 

Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Технологии продуктивного чтения

как ресурс достижения метапредметного результата"

Читать – это еще ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чем главное.

К.Д.Ушинский

Введение

Проблема

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них

становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы

целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Актуальность. Кем бы ни был современный человек, какую бы профессию он не избрал, он всегда должен быть читателем, не только понимающим содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать её.

Мы живём в изобилии информации, поэтому извлечь нужную информацию из текста и её преобразование становится важнейшим умением, без которого невозможно жить в обществе и достичь успехов в любой деятельности.

Образовательные стандарты заставляют по-новому взглянуть на определение значения слова «чтение». В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС) подчеркивается важность обучения продуктивному чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер и умения чтения относятся к УУД

Новизна.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет

осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Решением заявленной проблемы является технология продуктивного чтения,

разработанная профессором Н.Н. Светловской. Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения

извлекать информацию из текста.

 Технология является инструментом для достижения

метапредметного результата.

Данную технологию можно реализовывать при использовании любого из

рекомендованных учебно – методических комплексов. В своей практике использую

средства УМК "Школа России"

1. Теоретические аспекты технологии продуктивного чтения

Основой технологии продуктивного чтения является природосообразная теория формирования читательской самостоятельности

В качестве обязательного компонента в разряд метапредметных результатов

освоения основной образовательной программы входит «овладение навыками

смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и

задачами».

В представлении о ребёнке - читателе на любой ступени образования значимы

читательская самостоятельность, инициативность, способность к активному

слушанию, пониманию, готовность и умение задавать вопросы, высказывать свои

суждения, мнения по возникающим вопросам и проблемам, строить умозаключения, поскольку от сформированности этих умений и качеств зависит продуктивный характер чтения.

В результате использования технологии продуктивного чтения решается задача

непрерывного литературного образования школьников.

Каждое читаемое произведение важно представить ученикам как произведение

искусства. Чтобы это сделать, надо построить восприятие произведения учащимися в

деятельности, в которой синтезируются процессы мышления, памяти, воображения и

эмоциональной сферы ребёнка.

Восприятие – активный процесс, предполагающий внутреннее содействие,

сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя

событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного

присутствия.

Понимание текста – это качество читателя, с одной стороны, несущее на

себе возрастную специфику, с другой стороны, развивающееся только в условиях

специально организованной читательской деятельности.

Вывод: полноценное восприятие и понимание текста - это и есть основной

«продукт» чтения средствами _технологии продуктивного чтения.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя,

у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их

самостоятельно выбирать.

Задачи:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

2. Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности

читать;

3. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-

этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

4. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной

культурой; развитие творческих способностей детей;

5. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с

теоретико-литературными понятиями.

2. Методика технологии продуктивного чтения

Этапы работы по технологии  (Дополнить заданиями из плана урока)

Продуктивная технология предполагает три этапа работы с текстом.

I. Работа с текстом до чтения (антиципация).

Цель: развитие антиципации - смысловой догадки, т.е. умение предполагать,

прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Задача учителя: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1.В начальной школе читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают

иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения

о героях, теме, содержании.

2. Ученики читают текст самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работа в

классе начинается с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до

чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» .

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.

1. Учащиеся могут самостоятельно читать текст про себя с установкой провести

диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

2.Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Объём текста,

требующего подобного «медленного» чтения, определяет взрослый с учётом

художественной задачи текста и читательских возможностей детей.

3. По ходу чтения может вестись словарная работа (объяснение и уточнение значений

слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в

процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само

слово толкуется в контексте, а не вне его.

4.Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение

читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским

смыслом.

Задача учителя: обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

1. Педагог ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы

детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского

смысла.

2.Рассказ учителя о писателе, беседа о его личности рекомендуются после чтения

произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет

на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о

личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно

построенный рассказ о писателе углубил понимание прочитанного произведения.

3.Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле

заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. Вопросы по иллюстрации:

«Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это

иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли

его видение с вашим?».

4. Выполнение творческих заданий. Творческое задание предполагает

самостоятельность ребёнка при его выполнении. В этом случае творческий характер

будут носить не только задания типа: «Проиллюстрируй…», «Сочини…»,

«Придумай…», но и такие, как «Самостоятельно составь план», «Докажи, что…» и

т.п.

Педагог выбирает творческие задания на третьем этапе работы с текстом,

учитывая:

художественные задачи текста

помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что

творческое задание связано со сферой воображения:

иллюстрирование, пересказ от лица одного из героев, устное словесное

рисование и др.);

особенности класса в целом и возможности отдельного ребёнка

можно дать творческие задания по группам,

дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными

наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» подобрать

музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное

словесное рисовании.

Однако главный критерий для выбора заданий на данном этапе – это ориентир на

наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения текста сферу

читательской деятельности.

Приёмы анализа текста

Я воспользовалась двумя основными приёмами  анализа текста по технологии продуктивного чтения, которые обеспечивают наиболее короткий и доступный «путь к автору» - это диалог с автором через текст и комментированное чтение.

Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы

диалог был содержательным и полноценным, ученики находили в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавали свои вопросы, обдумывали предположения о дальнейшем содержании текста, проверяли, совпадают ли они с замыслом автора.

Способность, читая, вести диалог с автором через текст формировалась в процессе совместного чтения текста учителем с детьми. Это происходило и во время первичного чтения, и во время перечитывания.

При обучении диалогу с автором я соблюдала  последовательность действий: учила  ребят видеть в тексте авторские вопросы,

прямые и скрытые; включала  творческое воображение учащихся; учила ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения; помола учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.

В рамках технологии рекомендуется при таком переходе от совместного

обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце

предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос),

П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З

– зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).

Комментированное чтение используется преимущественно во время

перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором,

обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.

Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное

чтение? Озвучивают текст учащиеся, а комментирует его учитель, который выступает

в роли квалифицированного читателя. Однако, если в ходе комментария учителя

учащиеся высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно

вплетать в общий разговор, не оставлять их без внимания. Комментарий ни в коем

случае не должен превращаться в беседу! Комментарий должен быть кратким и

динамичным, усиливающим эмоциональную реакцию детей («Догадались почему?»,

«Почему именно…»). Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми,

можно им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Комментируется текст в

том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как

предложение или фрагмент дочитаны до конца.

Диалоговый характер чтения и задания

Важным является диалоговый характер чтения текста. Первичное чтение,

обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в

текст, – вот задача, которую я  решала  на втором этапе работы с текстом.

Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматриваются как

ведущие приёмы, обеспечивающие полноценное восприятие и понимание основных

смыслов любого текста, «погружение» в текст читателя. Не случайно именно на них в

технологии продуктивного чтения делается особый акцент.

Из четырёх сфер читательской деятельности (эмоциональная, воображения,

осмысление содержания, реакция на художественную форму) самая развитая у

младших школьников – это сфера осмысления содержания. Поэтому методика

предлагает педагогу большой выбор заданий, связанных с этой сферой: рассказ о

герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной

модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на вопросы и др.

В младшем школьном возрасте эмоциональная сфера у детей работает активно,

но эмоции читателей в этом возрасте, как правило, не носят эстетического характера,

они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта. Задания,

направленные на развитие этой сферы, могут быть следующими: выразительное

чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства,

оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.

Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребёнка - читателя.

Развитию творческого воображения способствуют следующие задания: составление

диафильма, киносценария, творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт,

схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование.

Конечно, подобное деление условно: ведь чтение по ролям, например, работает

и на осмысление содержания, и на эмоциональную сферу, усиливает реакцию на

художественную форму и т.д.

Система специальных упражнений, обеспечивающих технологию

Работа со словом без внимательной работы со словами не может быть понимания

текста.

Словарную работу можно разделить на 3 вида:

работа с незнакомыми словами;

работа со словами-ключиками;

работа со словами - образами.

Работа с незнакомыми словами: начинающий читатель зачастую отчетливо не

осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в

контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим

явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были

непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда

слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом

понимания. Не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать

установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение

их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы

каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора,

препятствующий дальнейшему движению.

На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтения для

выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения

подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли

понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.

Работа с ключевыми словами: серьезно страдает понимание и от невнимания к

ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл

всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и

концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать

внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

Работа со словами-образами: получать удовольствие от чтения художественного

текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным

средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в

которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении.

Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным.

Вывод: Технология продуктивного чтения, представленная в данном семинаре, -

это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе,

построенная на конкретной идее формирования читательской компетенции школьника

в соответствии определенными принципами организации и взаимосвязи целей —

содержания методов.

3. Собственный педагогический опыт:

использование технологии продуктивного чтения на практике

Схема проектирования урока

При __________подготовке к уроку я использую следующую схему проектирования урока:

1. Чтение текста самим учителем в момент подготовки к уроку «свежим

взглядом» с вычитыванием трех уровней текстовой информации.

2. Определение художественной задачи текста (мотива, который побудил автора к написанию произведения, замысла, жанра текста)

3. Формулирование конкретных учебных целей именно этого урока (для учителя и

для учеников).

4. Формулирование темы урока (а не название того, что читаем), исходя из

художественной задачи текста и целей урока.

5. Обдумывание этапа антиципации.

6. Выбор вида первичного чтения.

7. Выстраивание этапа перечитывания (сколько раз, зачем, какие приемы анализа

используем на каждом этапе).

8. Продумывание обобщающей беседы с постановкой главного смыслового

вопроса.

9. Продумывание этапа работы с текстом после чтения.

10.Выбор домашнего задания.

Педагогические приёмы технологии продуктивного чтения, используемые мной в

собственной педагогической практике

Отсроченная отгадка: в начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает

удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на

уроке при работе над новым материалом.

Задай вопрос: с чего начинается осмысление учеником учебного материала? -

Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?»

и т.п.

Составь задание: данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с

учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль

учителя”, конструируя учебные задания.

Кубик Блума: На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни»,

«Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает

кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на

которую выпадет кубик.

Аналитик: более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с

другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание,

чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

Пометки на полях: вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот

эффективный приём является ключевым в известной технологии критического

мышления.

А также работа с пословицами - один из приёмов работы, позволяющих

обобщить прочитанное. Например, после изучения сказки С.Я.Маршака «Двенадцать

месяцев» предлагаю на выбор несколько высказываний, связанных с содержанием

текста и отражающих различные подходы к интерпретации пословицы. Пословицы

подбираю по одной теме и, казалось бы, каждая из них подходит. Например: «Красив

тот, кто красиво поступает», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Живи

добрее – будешь милее».

Детям нужно выбрать одну из пословиц, которая, на их взгляд, больше подходит по

смыслу к сказке, обосновав свой выбор.

Вывод: используя технологию продуктивного чтения на всех уроках, во всех

классах, учитель формирует метапредметный результат.

Заключение:

1.Технология продуктивного чтения является основой для решения задач ФГОС в

собственной профессиональной практике

2. Технология продуктивного чтения формирует метапредметные универсальные

учебные действия, которые открывают возможность широкой ориентации

обучающихся в различных предметных областях, которые формируют "умение учиться".

3.Устойчивые метапредметные результаты могут быть сформированы только при системном применении приёмов технологии продуктивного чтения.

4. Технология продуктивного чтения - развивающая технология, повышает качество обученности, мотивирует учащихся на обучение, является здоровьесберегающей.

5. Технология продуктивного чтения эффективна в работе с учащимися с

ограниченными возможностями в здоровье.

Список литературы:

1. Метапредметный результат. Пособие для учителя. Г.С. Ковалёва. Просвещение.

2014 г.

2. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя.

Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме: "Технология продуктивного чтения"

На уроках литературного чтения использую технологию продуктивного чтения, хочу поделиться на примере одного произведения....

Выступление на заседании РМО учителей начальных классов "Технология продуктивного чтения"

Выступление на заседании РМО учителей начальных классов "Технология продуктивного чтения"...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

Выступление по теме: "Технология продуктивного чтения"

Материал МО учителей начальных классов...

Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".

Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....

Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".

Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....

Выступление на тему " технология продуктивного чтения в начальных классах"

Выступление на тему " Технология продуктивного чтения в начальной школе"...