ПК 4.3
методическая разработка

Андрейко Виктория Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология оценивания учебных достижений

Слайд 2

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты: предметные, метапредметные , личностные.

Слайд 3

Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи , в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

Слайд 4

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Слайд 5

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.

Слайд 6

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик) 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче )? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чем)? Со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований к этому алгоритму может быть добавлен новый шаг . 5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности к этому алгоритму могут добавляться новые шаги для оценивания учеником своих успехов и определения своей отметки в баллах. 6-й шаг. Каков был уровень задачи, задания? – Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.) – В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? ( Программный уровень .) – Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? ( Максимальный уровень .) 8-й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь . 7-й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу .

Слайд 7

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания ), что она завышена или занижена. Учитель имеет право изменить эту отметку, если докажет , что она завышена или занижена.

Слайд 8

Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок? 1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение. Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

Слайд 9

2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся. сравнивать цель и результат Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы: – Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.) – Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка  обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)

Слайд 10

3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы. К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель, например, может предложить ученику в тетради или в дневнике/еженедельнике нарисовать кружок и закрасить его любым цветом.

Слайд 11

4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки . Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике/еженедельнике («награда» за решение задачи) закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.

Слайд 12

5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу. Учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия ученика) обозначаться не закрашенным кружком. 6-й шаг. Используем умение самооценки. Когда все (почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему).

Слайд 13

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка.

Слайд 14

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Слайд 15

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя . В них выставляются отметки (баллы) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки заносятся в таблицы результатов. Обязательно (минимум): за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно), за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

Слайд 16

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Слайд 17

Портфель личных достижений - средство мониторинга процесса формирования личностных результатов

Слайд 18

Приёмы самооценивания Спидометр Кувшин Светофор Градусник Сигнальные карточки Смайлы Оценивание по алгоритму …

Слайд 19

Приёмы самодиагностики

Слайд 20

Приём самодиагностики

Слайд 21

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика , так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

Слайд 22

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам , так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз. Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий материал до контрольного срока (например, до конца четверти).

Слайд 23

6-е правило . ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

Слайд 24

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем . Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Слайд 25

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи , где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: « отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Слайд 26

Максимальный уровень ( НЕобязательный )  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» , для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».

Слайд 27

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ/ОТМЕТКИ? Предметные четвертные отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов .

Слайд 28

Обучение «Алгоритму самооценивания » потребует выделять около 5 минут учебного времени на большинстве уроков. Однако, когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками (примерно через 2  3 недели), его использование значительно повысит эффективность работы учеников.



Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение  (УМК «Школа России»)

Класс: 2

Тема урока: И.Такмакова «Знакомый», «Путешественник», «Кисточка»

 «Технология оценивания»

C:\Users\User\Desktop\сайт2\оценивание.PNG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Слайд 2

Мышление начинается с проблемной ситуации. С.Л . Рубинштейн

Слайд 3

Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. (Педагогический словарь)

Слайд 4

Проблемное обучение целесообразно применять: - когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий - когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу

Слайд 5

М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения: 1. Проблемное изложение знаний. 2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. 3. Исследовательский метод обучения. (1900 - 1991)

Слайд 6

( 1917-1996) И.Я. Лернер - активный исследователь в области проблемного обучения

Слайд 7

Цель применения технологии проблемного обучения : научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Задачи : 1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования. 2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями. 3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Слайд 8

Приемы создания проблемных ситуаций. Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения; Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос; Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций; Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения. Определить проблемные теоретические и практические задания; Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Слайд 9

Применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе

Слайд 10

Русский язык. 2 класс. Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»

Слайд 12

Корень растения Корень слова Где находится? Для чего нужен? Как найти?

Слайд 13

Итак с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи: Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Слайд 14

Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества • Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; • Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; • Нацелена на формирование универсальных учебных действий; • Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.



Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык  (УМК «Школа России»)

Класс: 2

Тема урока: «Предлоги»

 «Технология проблемного обучения»

C:\Users\User\Desktop\сайт2\проблемное обучение.PNG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе

Слайд 2

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Слайд 3

Сущность здоровьесберегающего урока - обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, - позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни . - позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Слайд 4

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО УРОКА Принцип двигательной активности Принцип оздоровительного режима Принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания Принцип реализации эффективного закаливания Принцип психологической комфортности Принцип опоры на индивидуальные особенности ребёнка.

Слайд 9

При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока : Гигиенические условия в классе (кабинете); Число видов учебной деятельности, используемых учителем; Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности ; Число использованных учителем видов преподавания; Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Чередование видов преподавания ; Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов; Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; Физкультминутки и физкультпаузы ; Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке; Благоприятный психологический климат на уроке; Преобладающее выражение лица учителя ; Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности; Темп и особенности окончания урока ; Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Слайд 10

Гигиенические условия в классе (кабинете): - чистота, - температура и свежесть воздуха , - рациональность освещения класса и доски, - наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Слайд 11

Число видов учебной деятельности, используемых учителем : опрос учащихся, письмо, чтение, слушание , рассказ , рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач , практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Слайд 12

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности Ориентировочная норма: 7-10 минут.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\сайт2\физмин-ка2.PNG

C:\Users\User\Desktop\сайт2\img12-1-700x525.jpg

Пальчиковая гимнастика

C:\Users\User\Desktop\сайт2\веселые плясуньи 3.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать – вот в чем главное дело. К.Д.Ушинский

Слайд 2

3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста До чтения текста: – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения Технология формирования правильного типа читательской деятельности Цель – понимание текстов. Три этапа работы с любым текстом.

Слайд 4

I этап - работа с текстом до чтения 2.Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия. 1.Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.

Слайд 5

3.Озаглавливание частей . II этап-работа с текстом во время чтения 1.Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений. 2.Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание. 4.Перечитывание текста медленное, вдумчивое 5. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов 6.Диалог с автором

Слайд 6

ДИАЛОГ С АВТОРОМ- ЭТО ЕСТЕСТВЕННАЯ БЕСЕДА ЧЕРЕЗ ТЕКСТ Например, прием комментированного чтения. 1.Озвучивают текст дети, а комментирует учитель. 2.Приветствуются также и детские суждения. 3.Комментарий должен быть кратким и динамичным. 4.Комментарий не должен превращаться в беседу. 5.Комментируем в том месте, где это действительно нужно.

Слайд 7

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.

Слайд 8

1.Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. 2.Беседа. Понимание авторского замысла. 3.Рассказ о писателе (беседа о писателе углубит понимание прочитанного). 4.Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. 5.Выполнение творческих заданий. III этап-работа с текстом после чтения

Слайд 9

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА 1.Составь план (самостоятельно, в парах, в группе) 2.« Проиллюстрируй…» 3.« Сочини…» 4.« Придумай…» 5.Структурная модель текста.

Слайд 10

УУД До чтения Во время чтения После чтения Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Слайд 11

ДОСТОИНСТВА ТЕХНОЛОГИИ применима самостоятельно вне урока; возрастносообразна и доступна; ориентирована на развитие личности читателя; развивает умение прогнозировать результаты чтения; способствует достижению понимания на уровне смысла.



Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное  чтение  (УМК «Школа России»)

Класс: 2

Тема урока: «Знакомство с новым разделом»

 «Технология  продуктивного чтения»

C:\Users\User\Desktop\сайт2\технология продуктивного чтения.PNG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Слайд 2

«…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.» А.С. Макаренко

Слайд 3

Цель игровых технологий: Побудить интерес у познанию, науке, книге, учению.

Слайд 4

«Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.» К.Д. Ушинский

Слайд 5

РЕЗУЛЬТАТ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; способствует преодолению пассивности учеников; способствует усилению работоспособности учащихся.

Слайд 6

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ математики

Слайд 7

Расставьте карточки, начиная с самой большой. Постройте пирамидку.

Слайд 8

Игра «Домино»

Слайд 9

Игровое упражнение «Реши правильно и прочти» 6 – 1 5 + 2 10 – 8 5 + 2 7 – 4 6 + 3 5 + 5 М О Л О Д Е Ц 1 И 2 Л 3 Д 4 А 5 М 6 К 7 О 8 Р 9 Е 10 Ц

Слайд 11

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ р усского языка

Слайд 15

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ окружающего мира

Слайд 18

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ л итературного чтения

Слайд 20

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗА ПРОТИВ является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни; способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления; несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; идет передача опыта старших поколений младшим; способствует использованию знаний в новой ситуации; -способствует объединению коллектива и формированию ответственности -сложность в организации и проблемы с дисциплиной; - подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; -увлекаясь игровой оболочкой, можно потерять образовательное содержание - невозможность использования на любом материале; -сложность в оценке учащихся



Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир  (УМК «Школа России»)

Класс: 2

Тема урока: «Экономика и экология»

 «Игровые технологии»