Познавательные пятиминутки как повышение качества образовательной деятельности на уроках в начальной школе.
материал

Особый интерес педагогического сообщества к познавательным пятиминуткам в последнее десятилетие обусловлен внедрением ФГОС общего образования второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательные пятиминутки как повышение качества образовательной деятельности  на уроках в начальной школе.

                             

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступает порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности – одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

 Притча «Урок бабочки» 

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Также и в воспитании детей. Ребенок вовремя должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным и успешным.

 Очень приятно каждому из нас, когда к тебе приходят ученики с высоким интеллектуальным уровнем, хорошим вниманием, хорошей реакцией, с желанием  и интересом работать. Ты вкладываешь в них все, что знаешь и умеешь ,  и получаешь большое удовлетворение от работы с ними.          

Но по горькой закономерности природы, не всегда нам понятным,   не все дети таковы. Рядом с умными детьми есть учащиеся с реально низкими  учебными возможностями, с нежеланием учиться, получать от тебя знания. Порой это плохо или совсем не обучаемые дети. И у них в жизни все происходит наоборот.

О таких детях не пишут в газетах ,  порой с гордостью не говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, когда о них заходит речь. А им наверное тоже хочется достичь каких – либо успехов , что бы ними гордились, похвалы, уверенности.    

Отставание учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам.

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
  • отсутствие познавательного интереса;
  • не сформированы элементарные организационные навыки;
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.

Хорошие результаты дает активное использование таких форм и методов обучения как, творческие работы, экскурсии, ролевые игры. При этом важная задача учителя – научить работать детей с информацией, получать ее из различных источников: от интересных людей, из книг, справочных пособий, энциклопедий, интернета -перерабатывать ее, анализировать, находить главное, систематизировать.                                                                        Начальная школа - самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована  опорная система знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивает возможность продолжения образования в основной, старшей школе, желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.

       Особый интерес педагогического сообщества к пятиминуткам в последнее десятилетие обусловлен внедрением ФГОС общего образования второго поколения. Они провозглашают в качестве одной из важнейших задач современной системы образования формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

      Под «познавательной пятиминуткой» будем понимать малую форму организации процесса обучения, средство целенаправленного формирования познавательных универсальных учебных действий. Атрибутом «познавательной пятиминутки» является ее связь с перечнем действий, относящихся, согласно ФГОС и «Фундаментального ядра общего образования», к группе познавательных УУД.

          Перечень понятий, отражающих содержание познавательных УУД

  • Признаки предметов общие и отличительные
  • Признаки предметов существенные и несущественные
  • Основание деления и классификация
  • Анализ и синтез
  • Операции мышления: сравнение

          Операции мышления: обобщение

     В традиционных методических публикациях, а также на многочисленных педагогических сайтах в Интернет можно встретить значительное количество методических разработок, отражающих многообразие «пятиминуток». Это многообразие выражается в использовании уточняющих прилагательных: «логопедические», «логические», «речевые», «экологические\» и т.п. Попытаемся (весьма условно) разделить «пятиминутки» на две основные группы:

  1. «Пятиминутки», имеющие универсальный характер, которые могут использоваться в рамках любой учебной дисциплины: логические, психологические, правовые, пятиминутки безопасности (по правилам дорожного движения), пятиминутки о здоровом образе жизни, физкультурные, экологические, эстетические и др.;
  2. Тематические пятиминутки в рамках конкретного учебного предмета, например, на уроках чтения – литературные, на уроках литературы – поэтические, на уроках географии – картографические, на уроках русского языка – ортологические, посвященные языковым нормам и породившие, соответственно, орфоэпические, орфографические, грамматические и т.п. пятиминутки; на уроках информатики – информационные пятиминутки.

Условность такого деления очевидна. Например, эстетические «пятиминутки» вполне могут использоваться в рамках таких учебных дисциплин, как «Литература» и «Мировая художественная культура», а правовые – в рамках учебного предмета «Обществознания». И наоборот, как будет показано ниже, появившись на уроках информатики, информационные пятиминутки могут быть использованы в рамках любой учебной дисциплины.

В составе пятиминуток могут использоваться игры, загадки, шарады, упражнения, занимательные задания.

Пятиминутки применяются на разных ступенях образования, от дошкольного до вузовского, однако наибольшее количество методических разработок нацелено на работу с дошкольниками и младшими школьниками. В системе общего образования пятиминутки используются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Учитывая перспективность «пятиминуток» как формы организации обучения и педагогического приема, учёными были разработать модели пятиминуток, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий. При этом, обязательными требованиями к любой пятиминутке, проводимой в пределах урока по любой учебной дисциплине:

  • краткосрочность (не более 5 минут);
  • учет возрастных особенностей учащихся;
  • неразрывная связь с целями урока – «встроенность» пятиминутки в структуру урока по определенной теме;
  • реализация принципа «обучение для жизни»;
  • прегнантность (от лат. praegnaus точность) – содержательная лаконичность излагаемого материала. Прегнантный учебный материал – это краткий, но очень содержательный, информационно насыщенный, полный смысла учебный текст, который сообщается обучаемым в ходе «пятиминутки».

Состав триады «познавательных пятиминуток»:

  • Блок 1 «Познавай»,
  • Блок 2 «Делай»
  • Блок 3 «Размышляй».

Каждую тему, в качестве которой выступили ключевые слова или словосочетания, отражающие познавательные универсальные учебные действия, составлялись три взаимосвязанных пятиминутки, включающие, соответственно, три блока: Блок 1 «Познавай», блок 2 «Делай», блок 3 «Размышляй». Это позволило, во-первых, доводить до школьников необходимые новые знания, во-вторых, применять их школьникам на практике, в действии; в-третьих, давать школьнику возможность осмыслить и самостоятельно оценить полученные знания и практические умения.

           Согласно ФГОС метапредметные результаты включают универсальные учебные действия, среди которых особое значение имеют познавательные универсальные учебные действия. Они неразрывно связаны с процессом познания – одним из ведущих видов деятельности человека, сознательно направленного на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. Познавательные универсальные учебные действия предполагают обязательное овладение учащимися знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.

  В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...

«Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках в начальной школе»

Для подготовки учащихся педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе. Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенц...

Активизация познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Публичное представление педагогического опыта...

Управление познавательной деятельностью на уроках в начальной школе(из опыта работы)

Материал выступления на педагогическом совете школы из опыта работы по теме "Управление познавательной деятельностью на уроках в начальной школе". В нём отражены способы активизации познавательной дея...

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Развитие исследовательской и познавательной деятельности...

Использование электронных средств обучения и дистанционных технологий для повышения качества образовательной деятельности в рамках внедрения ФГОС НОО

Рассмотрен вопрос о том, как можно использовать ЭОС и ДТ на уроках в начальной школе для повышения качества образовательной деятельности....