Главные вкладки

    Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов"
    статья

    Никитина Наталья Сергеевна

    https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   В технологии РКМЧП урок строится по схеме: “Вызов” – “Осмысление” – “Рефлексия” и предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.

    Первая фаза технологии развития критического мышления – “Вызов” или “Пробуждение”.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов"

    В технологии РКМЧП урок строится по схеме: “Вызов” – “Осмысление” – “Рефлексия” и предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.

    Первая фаза технологии развития критического мышления – “Вызов” или “Пробуждение”.

    Задачи данной фазы:

    1. Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.
    2. Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме.
    3. Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.
    4. Побуждение ученика к активной деятельности.

    Функции стадии “Вызова”:

    • мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);
    • информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);
    • коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

    Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы.

    На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:

    1. “Кластер”.
    2. Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.
    3. Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.
    4. “Дерево предсказаний”.
    5. “Ромашка Блума”.
    6. “Верные и неверные утверждения”.
    7. “Верите ли вы?”.
    8. “Корзина идей”.
    9. Рассказ-предположение по “ключевым” словам.
    10. “Синквейн”.

    Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. 

    Тема урока: «Пустыня». 4 класс.

    мало воды      много песка           верблюды

                          Пустыня

    нет растений          жарко               нет зимы

    По ходу урока дописывается материал, с которым познакомились на уроке.

    Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.

    Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

    Тонкие вопросы

    ?

    Толстые вопросы

    ?

    • кто...
    • что...
    • когда...
    • может...
    • будет...
    • мог ли...
    • как звали...
    • было ли...
    • согласны ли вы...
    • верно...
    • дайте объяснение, почему...
    • почему вы думаете...
    • почему вы считаете...
    • в чем разница...
    • предположите, что будет, если...
    • что, если.

    Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.

    Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.

    На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.

    Тема урока: «Пустыня». 4 класс

    Знаю

    З

    Хочу знать

    Х

    Узнал

    У

    пески

    животные

    Заполняется в

    течение урока

    жарко

    растения

    мало воды

    климат

    нет растений

    люди

    верблюды

    Прием “Дерево предсказаний”.

    Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

    Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения

    Тема урока: «Здоровье человека». 4 класс.

    Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку).

    Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.

    "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

    1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

    2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

    3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

    4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

    5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

    6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

    На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

    Прием “Верные и неверные высказывания”.

    Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию.

    Тема урока: «Глаз – орган зрения». 4 класс.

    Высказывание

    До чтения

    После чтения

    1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным

    2. Форма глаза напоминает яблоко

    3. Глаза в сильные морозы мерзнут

    4. Зрачок – это отверстие в глазу

    5. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым

    6. Полезно смотреть на солнце без защитных очков

    Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.

    Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы.

    Тема урока «Пустыня». 4 класс.

    Прием – игра «Верите ли вы?», «Данетка» (учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет»).

    1.Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? - да – нет

    2.Верите ли вы, что в пустыне нет растений? - да – нет

    3.Верите ли вы, что в пустыне жарко? - да – нет

    4.Верите ли вы, что в пустыне идет снег? - да – нет и т. д.

    Прием “Корзина идей”

    Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

    Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

    1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

    2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

    3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

    4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

    5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

    6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

    Тема урока: «Почва», 3 класс

    -Мы говорим почва. А что же такое почва?

    Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

    Почва – это …

    - … земля

    - … растительная земля

    - … вещество

    - … суша, а не вода

    - … место обитания, дом животных

    Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

    Постановка целей урока.

    - Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

    - Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

    Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть?

    Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.

    По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

    Прием “Написание синквейна”.

    В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы.

    Правила написания синквейна:

    На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

    На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

    На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

    На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

    Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной. 

    В случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

    Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...

    М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

    Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.  На каждом этапе урока использованы приемы по...

    Л.Н. Толстой. Зайцы. Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

    Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контроли...

    Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления обучающихся. Тема: В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква» 2 класс (УМК «Гармония»)

    P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цель: Развитие читательских умений.Задачи урока:Познакомить обучающихся с произведением В. Ю. Драгунского ...

    Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».

    Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...

    Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

    Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...