Методические рекомендации по развитию познавательного интереса у учащихся начальной школы
учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 класс)

Хазиева Ольга Николаевна

Данная работа является методической рекомендацией учителям начальных классов (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrekom_po_razv-konvertirovan.docx44.39 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление.

1. Введение. 1

2. Индивидуализация особенностей развития учащихся. 3

3. Организация групповой (коллективной) работы 4

4. Создание проблемной ситуации. 6

5. Организация исследовательской деятельности учащихся. 10

  1. Привитие интереса к чтению научно-популярной литературы. 11
  2. Использование интерактивных методов. 15
  3.  Роль игры в учебном процессе. 18
  4. Оценка деятельности. учащихся. 19
  1. Эмоциональная атмосфера. 20

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как: избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн); активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер); активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова); специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении пооникать в его многообразие, отражать в сознании сушностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отнощений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала}.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания.

Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Для развития познавательного интереса учащихся используются различные методики и формы работы с учащимися. Среди них, на мой взгляд, важно учитывать следующие:

  • Индивидуальные особенности развития учащихся.
  • Организация групповой(коллективной} работы учащихся -Создание проблемной ситуации
  • Организация исследовательской деятельности учащихся.
  • Привитие интереса учащихся к чтению научно-популярной и художественной литературы.
  • Использование интерактивных методов обучения. -Использование игр в процессе обучения.
  • Оценивание деятельности учащихся.
  • Эмоциональный настрой учащихся на учебный процесс.

Индивидуализация особенностей развития учащихся.

Педагогическая практика свидетельствует о том, что длительное игнорирование индивидуальных особенностей развития учащихся (физическое, психологическое‚ социальное) привело к самым отрицательным последствиям в развитии ребёнка (дети испытывают дискомфорт, неудовлетворённость в учебно-познавательной деятельности, падает их познавательный интерес и мотивация учения}

В работе с детьми учитель должен учитывать:

  • Общий уровень знаний учащихся класса.
  • Уровень каждого учащегося
  • Уровень подготовленности к изучению нового материала как класса в целом, так и каждого ребёнка в отдельности.
  • Индивидуальные познавательные стили учащихся( визуальный, аудиальный, кинестетический)
  • Физическое состояние учащихся,

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, учитель подбирает задания и строит свою работу так, чтобы каждый ученик активно включился в работу и извлёк из урока максимальное количество знаний. Для этого нужно:

  • Организовать дифференцированную групповую работу учащихся на уроке.
  • Подобрать индивидуальные задания для сильных и слабых учеников.
  • Разнообразить методы и формы подачи нового материала (рассказ, беседа, использование наглядностей и ТСО, практическая работа, проведение опытов, самостоятельное чтение ит. д.)
  • Индивидуальные домашние задания,
  • Разработка учащимися индивидуальных внеучебных программ познавательной деятельности, исследовательских проектов и т.п
  • Индивидуальное консультирование учащихся.

Организация групповой работы.

Существующая на сегодняшний день система обучения слабо влияет на формирование и развитие познавательного интереса у младших школьников. Она приспособлена к передаче знаний в готовом виде. Такое обучение не интересно детям. Учитель учит, а ученики пассивно воспринимают и усваивают чужие мысли. Знания даются им с большим трудом. Заботы о развитии каждого при традиционной системе нет - есть стремление всех каким — то образом подравнять в темпах, всем нужно изучить одну и ту же программу и в одни ите же сроки. При обшеклассной работе общение на уроке запрещается и строго пресекается; все видят в одном помещении, часто сидят рядом, но деятельность идет обособленно, каждый работает только для себя и отвечает за свою работу; принципы обособления, изоляции распространяются не только на всех учащихся на уроках, но и на работу классов: каждый класс работает изолированно друг от друга; все учащиеся одновременно переходят из класса в класс, не считаясь с тем, насколько качественно усвоен материал каждым из учащихся. Из вышеизложенного видно, что при таких условиях обучения не может идти речи с формировании, развитии и дальнейшем укреплении познавательного интереса у младших школьников.

Традиционный процесс обучения организован так, что учащиеся работают самостоятельно только после объяснения учителя или после выборочной работы с учебником под руководством педагога.

Если детей обучать по коллективной форме обучения, то познавательный интерес у младших школьников повысится; процесс обучения станет более интересным, так как эта форма обучения расширяет рамки общения, коренным образом изменяет характер участия учащихся в добывании знаний.

Одной из форм коллективной работы является групповая работа. Формирование групп:

Группа может состоять из: - двух учащихся (работа в парах) -трёх-четырёх учащихся.

-пяти — шести учащихся.

Принципы деления учащихся на группы: - По интересам (дети сами выбирают состав и количество участников группы)

  • По принципу «сильный-слабый» ученик. (Учитель формирует группу так, чтобы в её состав входили как сильные, так и слабые ученики.)
  • Произвольное образование групп. Такие группы образуются, как правило, при создании условий, в которых точки зрения учащихся по тем или иным вопросом расходятся. Каждый ученик выбирает группу, в которой будут отстаиваться его взгляды в сложившейся ситуации {Метод «Уголки» в интерактивных методах обучения}

Организация групповой работы:

-Задания для работы в группах могут носить Как практический, так и теоретический характер.

  • Перед началом работы вспоминаются( или устанавливаются} правила работы в группе.

-Учитель следит за деятельностью учащихся, давая нужные рекомендации, но не вмешивается в процесс обсуждения проблемы, не навязывает свою точку зрения, давая детям самим принять решения.

  • После окончания работы провести презентацию каждой группы, обсудить правильность выбранного решения. Созда ние проблемной ситуации.

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы: не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивизацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Эти задачи должны носить проблемный характер.

Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные элементы? В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации. Поэтому, чтобы создать проблемную ситуацию, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного,

Уже факт столкновения с трудностью невозможностью предложенного задания при помоши имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании.

Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов..

Таким образом, в психологическую структуру проблемной ситуации входят следующие три компонента: неизвестное достигаемое значение или способ действия, познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности и интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Психологи установили, что ядром проблемных ситуаций должно быть какое-то значимое для человека рассогласование, противоречие. Противоречие -

основное звено проблемных ситуаций.

Исследования показывают, что сама проблемная ситуация создает

определённый эмоциональный (подъем) настрой учащихся. Создавая проблемные ситуации, учитель должен находить и приемы усвоения мотивов учения, познавательного интереса учащихся к проблеме. При возбуждении познавательного интереса он может быть предварительным или одновременным с созданием ситуации, или же указанные два способа сами могут служить и способами созданий проблемных ситуаций.

Активность мышления и интерес учащихся к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации, даже если проблему ставит и решает учитель. Но высшей уровень активности достигается, когда ученик в возникшей ситуации сам формирует проблему, выдвигает предположение, обосновывает гипотезу, доказывает ее и проверяет правильность решения проблемы.

Никакие проблемы и способы преподавания не могут служить эффективным средством активизации процесса учения без осознания природы управления в системе «ученик-учитель». Для того чтобы ученик осознанно и глубоко усваивал материал, и при этом у него формировались необходимые приёмы познавательной деятельности, должна быть определенная последовательность умственных действий ученика. А для этого деятельность ученика должна быть организуемой учителем на всех этапах учения. Процесс учения может быть управляемым только в том случае, если ученик владеет способами и приемами: А) анализом проблемной ситуации; Б) формулировки проблем; В) анализа проблемы и выдвижения предположений; Г) обоснование гипотезы; Е) проверки решения проблем; . Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Проблемная ситуация —> проблема —> поиск способов решения —> решение проблемы. В ходе теоретического осмысления новых педагогических фактов была выявлена основная идея проблемного обучения: знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации..

Как появляется «проблемная ситуация» в обучении? Возникает ли она непроизвольно или создается учителем? Подобные вопросы касаются самой «технологии» организации проблемного обучения, и правильные ответы на них имеют болышое практическое значение. Одни проблемные ситуации возникают в ходе усвоения учебного материала (по логике учебного предмета) тогда, когда для ученика в этом материале есть что-то новое, еще не познанное. Иначе говоря, проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные) и новые (неизвестные) элементы. Примером такого возникновения проблемной ситуации на уроке, помимо плана, можно назвать ситуацию затруднения учеников 2 класса при попытке объяснить значение слова «частокол». «Стихийно» возникшую проблемную ситуацию учительница использовала для активизации познавательной деятельности учащихся. Возникновение проблемной ситуации независимо от учителя есть вполне естественное явление процесса обучения. Такого рода ситуации, без сомнения, активизируют мыслительную деятельность, но эта активизация несистематическая, она как бы случайно порождается в процессе усвоения учебного предмета. Другие проблемные ситуации, возникающие при непроблемной ситуации и общении - это ситуации, обусловленные особенностями процесса общения. Как правило, такие - следствие постановки учителем проблемного вопроса или проблемной задачи. При этом учитель может даже не осознавать психологической сути этого явления. Вопросы и задачи могут быть поставлены с иной целью {привлечь внимание ученика, узнать, усвоил ли он изложенный ранее материал ИТ. д.)}, но, тем не менее, вызывают проблемную ситуацию.

Всегда ли ученик выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:

Я А) учитель сам ставит и решает проблему;

5} учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;

В) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной} помощью учителя;

Г) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но, как правило, под его руководством) .

Чтобы создать проблемную ситуацию учитель должен владеть специальными методическими приемами. В каждом учебном процессе они имеют свою специфику. Отметим некоторые приемы обобщенного характера: А) предварительное домашнее задание;

  1. постановка предварительных заданий на уроке;

В) использование экспериментов и жизненных наблюдении учащихся;

Г) решение экспериментальных и познавательных задач;

Л) задания с элементами исследования; Е) создание ситуации выбора;

Ж) предложение выполнить практические задания; 3} постановка проблемных вопросов и организация

дискуссий;

И) использование меж предметных связей; Проблемное преподавание, по мнению М.И.Пахмутова -то деятельность учителя, по созданию проблемных ситуа-,ий, изложению учебного материала с его {полным или частичным) объяснением по управлению деятельностью уч -ся, направленной на усвоение новых знаний,

как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.

Упражнения повышенной трудности, их

выполнение ??? уже проблемная ситуация. Проблема создается также пстановкой вопросов типа «как применять изученное правило»? «Правилен ли полученный вывод?» Проблема, встаю-.я перед учащимися, оказывается необходимой в том случае:

  1. Если учащиеся ховошо ее понимают;
  2. Если они убеждаются в необходимости ее решения;
  3. Если проблема соизмерима с силами, возможностями учащихся;
  4. Если поставленная проблема обусловлена и подготовлена всем ходом учебного процесса, логикой работы над материалом..

Какие дидактические цели преследует создание проблемных ситуаций в учебном процессе? Можно указать на следующие дидактические цели:

А) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него подсознательный интерес и другие мотивы деятельности; 5} поставить его перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;

В) обнажить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения посредствам намеченного запаса знаний, умений, навыков; Г) помочь ученику определить границы актуализируемых ранее усвоенных знаний и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Д) помочь ученику определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;

8 Существует несколько способов создания проблемных ситуаций, например: 1. При столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения; 2. При организации практической работы учащимися; 3. При побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводя их в столкновение с прежними житейскими представлениями; 4. При формировании гипотез; 5, При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению; 6. При побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов; 7. При исследовательских заданиях. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация прелставляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления требуют новых знаний, новых способов действий.

Проблемное обучение используют как движущую силу учебного познания. В проблемной ситуации ученик ставиться перед противоречиями, вызывающими состояние познавательного затруднения и потребностью в самостоятельном поиска выхода из этих противоречий. ОРГАНИЗАЦИЯ = ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Любопытство - любознательность - познавательная потребность.

Этими понятиями обозначается известная каждому педагогу "лесенка", ведущая к вершинам познания. Любопытство, жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемые в педагогике как потребность в умственных впечатлениях, характерны для каждого здорового ребенка. Постепенно они трансформируется в любознательность или умственную (интеллектуальную} активность. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что интеллектуально одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок. Очень важно, чтобы любознательность переросла со временем в устойчивое психическое образование - познавательную потребность.

Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.

Методическая сторона исследования учащихся может быть поделена на несколько относительно самостоятельных этапов:

-выбор темы исследования;

-сбор материала;

-обобщение;

-подготовка к защите, оформление реферата;

-стимулирование деятельности преподавателей и учащихся, включенных в творческо-поисковую деятельность;

-выступление с докладом на конференции (защита проекта}.

Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена.

Кроме этого метода для развития познавательного интереса учащихся можно использовать:

  • Проведение опытов, практических работ. -Составление различного рода диаграмм и графиков
  • Составление сравнительных таблиц и характеристик.

Формирование познавательного интереса при чтении научно-популярной литературы. На каждом этапе обучения полученные школьником знания не могут быть :

завершенными. Они нуждаются в дальнейшем развитии. Это развитие идет по

вертикали от класса к классу в рамках обязательной программы. Здесь

важнейшим источником информации являются учебники. Но учебники не всегда

могут полностью обеспечить учебный процесс. В этих случаях

немалую роль играет горизонтальная линия, линия самообразования, где

видное место принадлежит дополнительному чтению научно-художественной и

научно-популярной литературу.

Читая такие книги, ребенок следит за ходом мысли автора, рассуждает

вместе с ним, усваивает его способы исследовать проблему, доказывать и

объяснять ее. Поэтому ученик, читающий научно-популярную литературу,

отличается более высоким уровнем мышления. При чтении научно-популярной литературы

приобретенные учащимися новые знания возбуждают пытливость, интерес к

дальнейшему чтению, а значит, выступают как инструмент (метод} для

получения новых знаний. Учащиеся приходят к самостоятельным выводам, что

важно для выработки мировоззренческих убеждений. Таким образом, работа с

научно-популярной литературой отличается большой вариативностью способов

умственных действий, а это, в свою очередь, является двигателем не

просто мышления, а мышления творческого.

Вот некоторые приёмы и методы, направленные на формирование у детей интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы:

  • Приемы привлечения внимания ребёнка к книге:

-прямое задание читать ту или иную книгу, рекомендательные списки книг, в том числе и книг о природе, выставки книг, читательские конференции, беседы о книгах, выступления старшеклассников перед младшими школьниками, встречи с авторами книг, викторины и олимпиады, вечера занимательной науки и техники, сочетание рекомендации читать ту или иную книгу с дополнительным заданием: составить план, выписать цитаты о том-то, выписать непонятные слова, пояснить текст рисунком ит.д. использование на уроках занимательных материалов - загадок, кроссвордов, игр, пословиц, поговорок, как условие ознакомления детей с этим тилом научно-популярных произведений написание сочинений подготовка к урокам чтения, природоведения докладов, сообщений.

  • Создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся читать книги.

Приемы: работа с названием книги, выявление в ней загадочности,

проблемы, чтение эпиграфа и попытка через него определить основное

содержание книги с последующим сравнением того, о чем прочитали, стем, 31 что предложили по эпиграфу, сообщение интересных сведений об авторе, в связи с изучением обязательного учебного материала при работе с

учебником, ведение наблюдений в природе, постановке опытов побуждение детей к постановке вопросов, которые учитель сознательно оставляет без ответа, а предлагает обратиться к поиску ответа в той или иной ь научно-популярной книге, чтение отрывков из научно-популярных и научно-художественных книг, при этом чтение отрывка заканчивается на кульминационном моменте, организация такой практической деятельности детей, для успешного осуществления которой необходимо обращение к научно-популярной литературе, применение различных форм занимательности. - Использование научно-художественной и научно-популярной и литературы

о природе на уроках чтения, природы, внеклассного чтения, ИЗО.

  • беседы о содержании научно-художественных, научно-популярных книг применительно к темам уроков; рекомендация отдельных книг для обязательного и добровольного чтения.
  • чтение учителем на уроке научно-художественной сказки, стихи, отрывков из научно-популарных книг,
  • рассказы детей, что они прочитали в той или иной книге,
  • сочинения о природе, основанные на материале научно-популярной, научно-художественной литературы или как подведение итога по какой-либо теме,
  • коллективное чтение научно-популярной и научно-художественной литературы в классе учащимися,
  • коллективное составление рассказа учащимися по материалам научно-популярной литературы, доклады , рассуждения, внеклассное чтение,
  • классный час, посвященный ответам и вопросам учащихся по научно-популярной литературе,
  • игровые приемы в виде викторин, загадок, кроссвордов, конкурсов,

-обсуждение, оценка отдельных произведений и фрагментов из научно-художественной и научно-популярной, научно-фантастической литературы, сточки зрения их научной достоверности,

12 - включение чтения научно-популярных и научно-художественных книг, как обязательного чтения в домашнее задание,

  • ведение дневников или альбомов вырезок из периодики - фрагмент из научно-популярной литературы,
  • игра- экускурсовод по выставке книг, собранных в классе, предполагает знание книг, прочтение их, главных г роев, умение рассказать, пересказать, содержание, пояснить непонятное, задать вопросы по содержанию,
  • подготовка мини -спектаклей по научно-художественным книгам,
  • составление библиотечки из научно-художественных и научно-популярных книг
  • пригласить в гости писателей, журналистов, представителей науки,
  • посещение зоопарка, цирка, выставки,
  • факультатив по природоведению для начальных классов:

лекарственные растения и их применение в жизни человека, природа нашей области, растения и животные, занесенные в Красную книгу, проживающие на территории нашей области, наши любимые цветы и легенды о цветах.

  • Работа учителя с родителями по формированию интереса детей к работе с научно- художественной и научно-популярной литературой о природе. Домашнее чтение.
  • организация чтения в семейном кругу (объяснить родителям важность формирования интереса у детей к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы), на родительское собрание, совместная экскурсия с родителями, чаепитие, посвященное осени, весне, зиме ит.д.
  • задания на дом по темам уроков,
  • задания по внеклассному чтению,
  • задания к экскурсиям,
  • самому написать отзыв 9 прочитанной книге, сказке и в отдельную папку,
  • самим рекомендовать книги своим подругам и товарищам, 13 - альбом рисунков о природе собирать,
  • дописать сказки по-своему,
  • анкетирование родителей с целью выяснения интересов детей, их

интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы. - Иллюстрированное рисование,

  • Взаимное рассказывание друг другу прочитанного,
  • Мини-сочинения,
  • Ш класс - работа с физической картой,
  • Стенная газета: сезонные наблюдения детей, информация по темам учебника, отрывки из книг, стихи и тут же, где можно прочитать

продолжение, рассказы детей, игры, загадки.

  • использование народных примет в Формировании интереса к чтению книго природе.

Использование интерактивных методов обучения.

Как известно в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель - усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.

Особенностями пассивной модели является та, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно-таки часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе ученик-учитель, наличие творческих (часто домашние} заданий как обязательное. Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Понятно что структура интерактивного урока будет отличатся от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения — интерактивные технологии, то есть зключаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и интересным, Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Давайте рассмотрим эти технологии, которые позволяют осваивать учебный материал (порой очень скучный}, и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, проше говоря, детям на уроках становится просто интересно. Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоёния материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.

-« Мозговой штурм» - хорошо известный, широко используемый метод решения проблем. Он стимулирует участников использовать своё воображение и творчество, помогает найти большое число к любой заданной проблеме. « Мозговой штурм» помогает в выборе ценностей и выяснении альтернатив.

“Таблица «Инсерт» нацелена на то, чтобы учащиеся отслеживали собственное понимание читаемой информации, используя при этом интерактивную систему на полях. Развивает навык эффективной работы стекстом; активное, вдумчивое чтение; способность увязывать раннее известный материал с новым; стимулирует дальнейшее изучения темы.

-«Концептуальная таблица» -это графический организатор, который используется когда необходимо сравнить несколько теорий, законов или явлений, событий, фактов. Развивает навык работы с учебной литературой; навык исследовательской деятельности; аналитические способности.

-«Уголки» - этс совместная обучающая деятельность. Используется как способ организации дебатов, дискуссий на темы, вызывающие разноречивые мнения. «Уголки» чаще всего используются после прослушивания или чтения текста, но так же на предложенную тему.

-«Кубическая демонстрация» - позволяет рассмотреть тему ‚, закон, явление или проблемную ситуацию с разных сторон. «Кубическая демонстрация» основана на шести различных подсказках для активизации мышления:

  1. Опишите это. 2} Сравните это. 3)Дайте ассоциации к этому 4} Проанализируйте это. 5} Примените это. 5} Дайте аргументы «за» или «против»
  • « Категориальный обзор» позволяет учащимся ооганизовать идеи, которые возникли во время «мозгового штурма» и создаёт основу для глубокого понимания. Категория - группа предметов, явлений, фактов, объединенных общностью каких- либо признаков.
  • «Т- схема» - универсальный графический организатор сравнительных двойных данных(да нет, за против}, особенно удобный для представления контрастных, противоречащих и отличающихся по определённым критериям сведений.

Роль игры в учебном процессе.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные} более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия} или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций пои урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям; дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и лсихологические,

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  1. познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

Г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др,

Спектр целевых ориентаций:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще- учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и

17 мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные реше- ния; развитие мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия,

18 Оценка деятельности учащихся.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно — познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно — познавательной деятельности учащихся. `

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. Определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Основная задача контроля — выявление уровня правильности, объема, глубины усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.

Выполняя функцию руководства учебно — познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки} создает определенный эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Умение правильно применить "педагогику оценки" — важное педагогическое искусство. Оно состоит не только в объективности оценки. Всесторонний учет психологического эффекта оценки, умение использовать этот эффект в целях желательного для учителя воздействия на учащегося с учетом его индивидуальности является другой, не менее важной стороной этого искусства.

Для того, чтобы принять правильное решение при выставлении отметки, нужно заранее продумать ряд моментов, которые следует при этом учитывать. Оценка должна быть объективной, но ее объективность должна вытекать из единства и взаимообусловленности педагогической, психологической и социологической функции. Чтобы оценка была наиболее действенной и способствовала успеху учеников, учитель должен действовать дифференцированно.

Эмоциональная атмосфера обучения.

Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — важное условие.

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика.

Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие — опосредованно.

Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.

Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реал ьной действительности.

Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму стношений, опосредованное влияние которых очень велико.

Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и вто же время способствовать укреплению познавательного интереса.

Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приёмы развития познавательного интереса у учащихся младших классов

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – развитие познавательного интереса у школьников.     Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен...

Эссе «Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ"

Предлагаю Вашему вниманию эссе (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему«Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»...

Статья с методическими рекомендациями по педагогике "Формирование экологической культуры учащихся начальной школы"

Острота    современных   экологических   проблем    выдвинула   перед   школой задачу воспитания молодого поколения в...

Развитие познавательной сферы у учащихся начальной школы с особыми образовательными потребностями

Авторская коррекционно-развивающая программа предназначена для учащихся с трудностями в обучении, дефицитом внимания, легкими задержками психического развития. Преимущественно для 2-3 классов....

Методические рекомендации по формированию познавательного интереса у детей с нарушением зрения

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступн...

Статья:«Активизация познавательного интереса у учащихся начальной школы в условиях санаторного лечения»

Интерес является одним из основных мотивов, которые побуждают человека к деятельности. Интерес можно определить, как оценочное эмоционально-положительное отношение субъекта к объекту его деятельности....

Методические рекомендации к курсу функциональной грамотности для учащихся начальной школы с ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДAЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСA ЗAНЯТИЙ «Тренaжёр функционaльной грaмотности слепых и слaбовидящих учaщихся нaчaльной школы обучaющихся по AООП НОО вaриaнт 4.2 и 3.2»...