Развитие познавательной сферы у учащихся начальной школы с особыми образовательными потребностями
методическая разработка (2 класс) по теме

Надежда Александровна Муханова

Авторская коррекционно-развивающая программа предназначена для учащихся с трудностями в обучении, дефицитом внимания, легкими задержками психического развития. Преимущественно для 2-3 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа

«Развитие познавательной сферы

у учащихся начальной школы

с особыми образовательными потребностями»

(для детей 8-10 лет)

Автор:

к. псх.н. Муханова Н. А.

Санкт-Петербург

2015

Актуальность. В соответствии новой редакцией ФЗ «Об образовании» современная школа обеспечивает реализацию образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же более разнообразной  и сложной группы детей, относящихся к учащимся с особыми образовательными потребностями.

Большую часть этой группы (за исключением одаренных детей) составляют учащиеся с отклонениями в состоянии соматического и нервно-психического здоровья разной степени выраженности и сложности.

При этом многие из них обладают уровнем развития познавательной сферы близким к возрастной норме, имея несущественные отклонения, не требующие специального (коррекционного) обучения. Зачастую, для обеспечения успешности обучения в начальной школе, адаптации к школьному обучению необходимо развитие познавательных функций, доведение их сформированности до уровня близкого к возрастной норме. Работа с такими учащимися требует индивидуального подхода и психологического сопровождения.

Теоретическое обоснование. Теоретической основой реализации программы является учение о «зоне ближайшего развития», концепция формирования умственных действий Гальперина П. Я., концептуальные положения физиологии активности Бернштейна Н. А. теоретические концепции психологии развития, касающиеся возрастного периода начальной школы (в части познавательного развития ребенка).

Известный физиолог  Сеченов утверждал, что любая деятельность мозга в конечном итоге заканчивается движением. Бернштейн Н. А. сформулировал концепцию управления движением на разных уровнях (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Уровни регуляции движений и действий.

Если развитие ребенка отклоняется от принятых норм, то педагоги, родители, психологи часто замечают это только на уровнях D и Е и коррекция происходит на тех же уровнях, в то время как повреждение, являющееся причиной отклонений в развитии, может   находиться на нижележащих уровнях. Следовательно, коррекция должна проводиться на них же. Это концептуальное положение легло в основу построения программы в целом и каждого занятия в отдельности. Поэтому каждое занятие начинается с двигательных упражнений, которые в свою очередь обеспечивают работу внимания, регуляторных функций, управляющей программы («диспетчерской») мозга, которая отвечает за выбор того или иного действия в каждый момент и, в итоге, поведения в целом. В связи с этим двигательные и кинезиологические упражнения являются обязательной частью занятий, которой не следует пренебрегать. Кроме того, коррекционная работа проводится чаще всего во второй половине дня, после уроков. Для того, чтобы снять усталость и восстановить работоспособность, двигательные игры и кинезиологические упражнения  оказываются чрезвычайно полезными.

Второй основной принцип построения программы – от простого к сложному. Это обеспечивает постепенное формирование интеллектуальных умений, которые, включаясь в учебный процесс, закрепляются и превращаются в навыки, т.е. автоматизируются.

В каждом занятии есть простые упражнения и задания, доступные почти любому ребенку. Это обеспечивает успешность учащихся, сохраняет и развивает их познавательную мотивацию.

Цель и задачи  

Цель.   Формирование и коррекция дисгармонии в развитии высших психических функций (ВПФ), развитие регуляторных навыков.

Задачи.

  • развитие ВПФ в диапазоне «зоны ближайшего развития»,
  • развитие саморегуляции.

Адресат программы

Программа предназначена для учащихся начальной школы 2-4 классов, имеющих трудности в обучении, не связанные с органическим повреждением головного мозга и грубыми дефектами интеллектуального развития.

Количество детей в группе может быть до 10 человек. При наличии недостаточности в развитии внимания или диагноза СДВГ программу рекомендуется реализовывать в малых группах (3-5 человек) или индивидуально.

Условия организация занятий

Программа предполагает 12 занятий продолжительностью 1 час каждое. Занятия могут проводиться 1-2 раза в неделю.

Методическое оснащение

  1. Стулья по количеству участников, поставленные в круг.
  2. Парты по количеству участников (по 2 человека за партой).
  3. Скотч малярный.
  4. Наборы цветных карандашей, простые карандаши, ручки шариковые.
  5. Распечатанные рабочие тетради к каждому занятию для всех детей.

Предполагаемый результат

  1. Улучшение навыков саморегуляции.
  2. Улучшение уровней развития характеристик внимания, памяти, восприятия, мышления.

Формы анализа результатов.

Анализ результатов проводится на основании сравнения диагностических показателей входящей (отборочной) диагностики и заключительной после прохождения всей программы. Ожидаемый результат может  быть достигнут в случае, если ребенок посещал и работал не менее, чем на 80% (9-10) занятий.

Способы анализа результативности.

Критериями отбора в группу являются результаты методик:

  • Тест Тулуз-Пьерона,
  • Методика ТИП,
  • Методика диагностики вербального интеллекта Ф. Замбацавичене.

На основании результатов методик учащийся зачисляется в группу. По окончании занятий (на 12-м занятии), повторно проводится диагностика с использованием тех же методик (в случае с методикой ТИП рекомендуется использовать разные формы) и осуществляется анализ динамики показателей в начале и в конце программы.


Учебно-тематический план

№ занятия

Название тематического блока

Кол-во часов

Теория

Практика

1-2

Саморегуляция

2

0,25 час.

1,75 час.

3-4

Развитие восприятия, внимания.

2

0,25 час.

1,75 час.

5-8

Развитие памяти

4

0,5 час.

3,5 час.

9-11

Развитие мышления

3

0,25 час.

2,75 час.

12

Заключительная диагностика.

1

1 час.

ИТОГО:

12

1,25 час.

10,75 час.

 При работе в малой группе или индивидуально продолжительность занятия может быть сокращена до 45 мин.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятие  1.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, саморегуляции, внимания, восприятия.

  1. Игра «Метеоры-черепахи». Цель игры: развивает работу диспетчерской программы, саморегуляцию, самоконтроль, внимание.

Ход игры. Один водящий (психолог), остальные играющие. На полу отмечается место старта (мелом, скотчем). Начиная от места старта, дети двигаются как будто в густом киселе. При этом работают все мышцы тела, ноги, руки. Когда до истечения минуты остается 15 секунд, психолог начинает обратный отсчет. По истечении времени, дети должны оказаться у места старта. Это скорость «черепахи». Вторая скорость – «люди», более быстрая. Также работают все мышцы тела. По истечении 1 минуты, дети должны оказаться у места старта. Третья скорость – «метеоры». Дети двигаются интенсивно, быстро, бегают.  Когда дети освоят разные скорости, игра усложняется. Хлопая в ладоши, психолог называет, кто они в данный момент (метеоры, черепахи, люди), дети должны, независимо от того, где они находятся, быстро переключиться с одной скорости на другую. В конце игры (примерно через 5 мин.) начинается обратный отсчет 15, 10, 5 секунд. По окончании времени все дети должны стоять на месте старта, замерев. Усложнение игры: можно говорить громко, тихо, путать детей, давая одну и ту же команду несколько раз. Игра, в какой-то мере, может быть заменена на любую типа «Замри – отомри!, например: всем известную «Море волнуется раз…»»).

  1. Игра «Хлопки по коленям». Цель игры: развивает самоорганизацию, внимание, пространственную ориентацию, тренирует кинестетический канал восприятия, диспетчерскую программу, левополушарные функции (если играть со счетом).

Ход игры. Для игры нужно от 3-х до 7-и участников. Все, включая психолога, садятся в круг, кладут руки к себе на колени. Правая ладонь лежит на правой коленке, левая – на левой. Психолог говорит: «Я буду хлопать по коленке правой рукой и говорить: «один», а игрок справа от меня должен сначала хлопнуть себя по левой коленке, сказать: «два» за тем по правой – «три», дальше тоже самое, продолжая считать, делает его сосед справа. Если я хлопаю себя по левой коленке, то движение идет в левом направлении. Таким образом, по кругу идет «волна хлопков», сопровождаемая счетом». Когда группа пройдет 2-3 круга, можно направить движение в другую сторону. Когда группа научится выполнять это упражнение без ошибок,  можно усложнять упражнение, повышая темп, чаще меняя направления движения. Можно, например: четные числа называть громким голосом, нечетные - тихим.

  1. Кинезиологические упражнения. Цель упражнений: улучшают работу мозолистого тела,  межполушарное взаимодействие, повышают стрессоустойчивость, улучшают функционирование высших психических функций.

Упражнения можно использовать в качестве домашнего задания.

«Колечки». Поочередно подушками указательного – мизинца обеих рук касаться подушечки большого пальца. Повторять движение 7-10 раз в обе стороны, обеими руками.  Усложнять можно, повышая темп и зажимая кончик языка между зубами.

«Змейка». Инструкция: «Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться четко и точно, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать пальцы обеих рук».

«Кулак-ребро-ладонь».  Необходимо показать три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на ребре на плоскости стола. Упражнение выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем обеими руками вместе. Повторять 8-10 раз. (Если упражнение не получается сразу, можно помогать себе речью вслух или про себя, затем выполнять упражнение молча). Усложнять упражнение можно,  наращивая темп выполнения и зажимая кончик языка между зубами, выполняя с закрытыми глазами.

  1. Стояние на одной ноге на время. Цель упражнения: помогает развивать саморегуляцию, психическое равновесие, умение не поддаться чужому влиянию, умение постоять за себя.

Выполнение упражнения. Принять позу: руки в стороны, левая нога ступней прикасается к внутренней поверхности правого колена. Затем сменить ногу. В таком положении удерживать равновесие максимально долго. В норме учащийся начальной школы должен удерживать равновесие не менее 1 мин. Если сначала это не получается, то продолжать выполнять упражнение, постепенно наращивая время. Можно давать в качестве домашнего задания.

  1. Задержанное дыхание. Цель упражнения: позволяет тренировать концентрацию внимания, умение наблюдать за собой, вхождение в состояние работоспособности, самоконтроль,  умение длительно не прерываясь заниматься одним делом.

Выполнение упражнения. Набрать воздуха с опорой на диафрагму и задержать дыхание на как можно большее время. Затем выдохнуть полностью и задержать дыхание как можно дольше до следующего вдоха. Хорошим результатом можно считать, когда задержка дыхания на вдохе 1 мин., на выдохе 30 сек.

  1.  «Солнце – забор -  камушки». Цель упражнения: тренирует работу аудиального, визуального и кинестетического каналов восприятия, способствует их скоординированной работе.  Психолог показывает три различные позиции пальцев и просит детей воспроизвести их вместе с ним.

- «солнышко» - пальцы обеих рук растопырены, ладони обращены к зрителям,

- «заборчик» - ладони обращены к зрителям пальцы обеих рук сведены вместе,

- «камушки» - пальцы обеих рук сжаты в кулаки, которые постукивают друг о друга. Кулаки находятся на уровне груди на небольшом расстоянии друг от друга.

Психолог обращается к детям: «Делайте то, что ты видите, а не то, что ты слышите». Прежде, чем начать упражнение нужно убедиться, что инструкция понята детьми. Для этого попросите их повторить, что нужно будет делать. Если кто-то из детей не может правильно воспроизвести инструкцию, нужно медленно повторить ее еще раз и попросить повторить от первого лица.  Начинается игра. Сначала психолог несколько раз показывает позиции и называет их правильно, затем начинает «путать» детей. Показывает одну позицию, а называет другую. Он может также включать другие позиции руки, которых не показывал. Когда дети освоят первый вариант игры, ее можно усложнять, меняя инструкцию. Психолог просит закрыть глаза и делать то, что дети слышат.  Можно давать разные инструкции для правой и левой руки. Если игра трудно дается детям с закрытыми глазами, то можно играть, прося их найти и дотронуться до разных частей тела с закрытыми глазами.  Игра позволяет развивать внимание, помехоустойчивость, тренировать каналы восприятия, диспетчерскую программу.

  1. Лабиринт (зайцы и морковка). Выполняется без помощи руки, только зрительно. Цель: тренировка визуальной пространственной ориентации, концентрации внимания (см. рабочую тетрадь).

Задание. На картинке нарисованы 4 зайца и 3 морковки. Пройди по лабиринту без помощи руки, следя глазами, и найди зайца, которому не достанется морковки.

  1. Найди такой же предмет (см. рабочую тетрадь). Цель упражнения развивает внимание, зрительное восприятие, операцию сравнения и анализа. Инструкция:  «В верхней табличке нарисованы фигуры. В нижней – фигуры с номерами. Найди в нижней таблице такие же фигуры,  как в верхней и соедини их стрелками».
  2. Наложенные изображения предметов (посуда). Цель упражнения: тренирует зрительное восприятие. В выполнение упражнения в группе вносится элемент соревнования. Учащимся предлагается как можно быстрее обнаружить и надписать нарисованные предметы (см. рабочую тетрадь).
  3. Задача 1. Автобус. Задача на развитие логического мышления, улучшение концентрации внимания. Учащимся предлагают изображение автобуса (см. рабочую тетрадь) и просят ответить на вопрос: «В какую сторону он едет»? Когда ответы получены, предлагается объяснить, почему.
  4. Задача 2 (вода в сите). (Какой объем воды ты сможешь принести в сите, размер которого: ширина 5 см, высота – 7 см, длинна – 14 см.). Упражнение проводится аналогично предыдущему. Задача позволяет развивать логическое мышление, внимание.
  5. Раскрашивание медведя левой и правой рукой. Цель: тренировка право-левополушарного взаимодействия. Рисунок медведя. Если времени на это задание не остается, то можно его предложить как домашнее задание (см. рабочую тетрадь).

  Занятие  2

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, саморегуляции, внимания, восприятия.

  1. Игра «Метеоры-черепахи». См. занятие 1.
  2. Игра «Хлопки по коленям». См. занятие  1.
  3. Кинезиологические упражнения. См. Занятие 1. На этом занятии добавляется упражнение «Ухо-нос».  Инструкция: «Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук на противоположное». Упражнение можно усложнять путем увеличения темпа выполнения.
  4. Стояние на одной ноге на время. См. занятие  1.
  5. Задержанное дыхание. См. занятие  1.
  6.  «Солнце – забор -  камушки». См. занятие 1.
  7. Найди отличные фигуры. (см. рабочую тетрадь). Цель упражнения: позволяет развивать концентрацию и переключение внимания, визуальное сравнение. Оно состоит из трех заданий. Инструкция: «Найди отличающиеся от трех (а), четырех (б) и пяти (в) остальных рисунков и отметь их Х».
  8. Перепутанные линии (рыбаки). Цель: тренировка визуальной пространственной ориентации, концентрации внимания.  Упражнение выполняется без помощи руки, аналогично заданию 7 из занятия № 1. Инструкция: «На картинке нарисованы рыбаки. Двое из них поймали рыбу, а один – старый башмак. Проследи глазами лески от удочек и отметь Х того, что поймал башмак». (см. рабочую тетрадь).
  9. Наложенные изображения предметов (овощи). Цель: развитие зрительного восприятия. Упражнение проводится аналогично заданию 9 из занятия № 1. (см. рабочую тетрадь).
  10. Задача 1 (У пуговицы 4 дырочки, а у свистка - 2 . Во сколько раз громче свистит пуговица? Цель задачи: развитие внимания, умения выделять необходимые и достаточные условия для ее решения.
  11. Задача 2. Сколько тракторов можно собрать, если есть 102 маленьких колеса, 114 больших и 132 руля? Аналогично заданию 10.
  12. Раскрашивание левой и правой рукой (цветок/ ракета). Аналогично заданию 12 из занятия № 1. 

  Занятие № 3

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, внимания, восприятия.

  1. Игра «Море волнуется…». См. занятие № 1.
  2. Игра «Хлопки по коленям». См. занятие № 1.
  3. Кинезиологические упражнения. Колечко. Змейка. Ухо-нос. Лезгинка. (см. занятия № 1-2).

На этом этапе добавляется упражнение «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Его можно закрепить скотчем, чтобы он не двигался. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки. Можно начинать с букв или цифр, затем переходить к более сложным рисункам. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, помимо синхронизации работы полушарий. Его можно выполнять и в середине-конце занятия, если Вы почувствуете, что дети устали.

  1. Стояние на одной ноге на время. См. занятие № 1.
  2. «Солнце – забор -  камушки». См. занятие № 2.
  3. Склеенные слова. Цель упражнения: тренировка концентрации и переключения внимания. Учащимся предлагают бланки с написанными на них без пробелов предложениями или словами. Задание: разделить вертикальной чертой слова. Задание можно проводить с элементом соревновательности. Целесообразно помещать на бланк несколько слов (предложений) разной длины. Начиная от 3-х и заканчивая 7-10 словами (см. рабочую тетрадь).
  4. Лабиринты («что в подарочной коробке»?), выполняется без помощи руки. Цель упражнения: тренировка визуальной пространственной ориентации, концентрации внимания. Инструкция: «Посмотрите на картинку, проследите линии лабиринта глазами и поставьте Х рядом с тем, что лежит у мальчика в подарочной коробке»? (см. рабочую тетрадь).
  5. Ребусы. Цель: тренировка мышления, восприятия, звукобуквенного анализа слова (см. рабочую тетрадь). Психолог объясняет правила решения ребусов и предлагает разобрать первый ребус вместе, затем дети выполняют задание  самостоятельно. Необходимое условие: дети решают ребусы «в уме», без использования черновика. Это позволяет, помимо основной цели упражнения,  развивать действия во внутреннем плане, тренировать оперативную память.  Задания, которые вызывают сложности можно разбирать в группе и использовать черновик.
  6. Задача 1.  (У фермера было 17 овец. Все, кроме 9 умерли. Сколько осталось?) Цель задачи: развитие внимания, умения выделять необходимые и достаточные условия для ее решения.
  7. Задача 2. У матери Андреаса всего 3 сыновей-близнецов. Она их очень любит и старается, чтобы детям все доставалось поровну. Поэтому даже тарелочка для каши у каждого своя. Тарелочки подписаны именами детей – Пим, Пам, и….. Как подписана третья тарелочка? Цель задачи: развитие внимания, умения выделять необходимые и достаточные условия для ее решения.
  8. Раскрашивание левой и правой рукой (паровоз). Можно раскрашивать одновременно левой и правой рукой. Для этого прикрепите лист с раскраской скотчем к столешнице. Если задание не успеваете закончить на занятии, можно предложить его для домашней работы (см. рабочую тетрадь).

  Занятие № 4

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, саморегуляции, внимания, восприятия, операций мышления.

  1. Игра «Море волнуется…». См. занятие № 1.
  2. Игра «Хлопки по коленям». См. занятие № 1.
  3. Кинезиологические упражнения. Колечко. Змейка. Ухо-нос. Лезгинка. Кулак-ребро-ладонь. Зеркальное рисование.

На этом занятии добавляется «Горизонтальная восьмерка».  Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге знак бесконечности, теперь другой рукой. Теперь обеими руками вместе. Для разнообразия можно рисовать в воздухе, а не на бумаге.

  1. Стояние на одной ноге на время. См. занятие № 1.
  2. «Солнце – забор -  камушки». См. занятие 2. 
  3. Шаги «над пропастью». Цель упражнения: развивает чувство равновесия и саморегуляцию. Выполнение упражнения: на пол (заранее) наклеиваются полоски из скотча шириной в 2 детские ступни. Это «мост над пропастью». Задача детей пройти через мост, не заступив за край скотча. Тот, кто заступил, считается проигравшим. Можно давать инструкцию: «Вы в джунглях и за вами гонится лев. Лев не может перейти через мост. Чтобы спастись, нужно перебраться на другой конец моста, не «упав» в пропасть». Упражнение можно усложнять, увеличивая темп, прыгая по мосту на одной и второй ноге, приставными шагами (боком), на носочках, на пятках, переходя «мост» спиной вперед, выполняя упражнение с завязанными глазами. Вместо ленты из скотча на полу лучше использовать спортивную скамейку, т.к. добавляется эффект раскачивания и ребенок приподнимается над полом, что усложняет упражнение. Во всех случаях ребенка необходимо страховать, чтобы он не упал.
  4. Перепутанные пословицы №1.  Цель упражнения: развитие концентрации и переключения внимания, логического мышления, развитие речи. Выполнение упражнения: «Ребята, перед вами пословицы, в которых перепутались начало и окончание. Найдите подходящие окончания (справа) и соедините их линией с началом пословицы (слева)» (см. рабочую тетрадь).
  5. Перепутанные линии. Цель упражнения: позволяет  тренировать визуальную пространственную ориентацию, концентрацию внимания (см. рабочую тетрадь). Проведение упражнения: «Ребята, перед вами нитки, которые запутал котенок. Не помогая себе рукой или карандашом, следя только глазами, распутайте нитки, соединив каждую цифру по порядку с буквой. Впишите ответы в таблицу внизу». Если дети не успевают выполнить упражнение, можно часть его перенести в следующее занятие.
  6. Ребусы № 2. Цель упражнения аналогична цели задания 8 из занятия № 3 (см. рабочую тетрадь).
  7. «Несусватный диктонт №1». Цель упражнения: развитие внимания, орфографической зоркости (см. рабочую тетрадь). Инструкция: «Ребята! Незнайка писал в школе диктант и наделал ошибок. Возьмите красный карандаш, помогите ему найти их и исправить».

  Занятие № 5

Цель:  развитие саморегуляции, памяти, мышления.

  1. Игра «Метеоры, черепахи…». См. занятие № 1
  2. Игра «Хлопки по коленям». См. занятие № 1.
  3. Кинезиологические упражнения. Колечки. Змейка. Ухо-нос. Лезгинка. Горизонтальне восьмерки.

На этом занятии добавляется «Поза скручивания». Инструкция: «Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть тела так, чтобы грудь оказалась напротив спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполните то же самое в другую сторону». Упражнение повторить 5-7 раз.

  1. Стояние на одной ноге на время. Тренировка саморегуляции, психического равновесия, умения не поддаться чужому влиянию, умению постоять за себя (См. занятие № 1).
  2. «Солнце – забор -  камушки». Делать то, что ты слышишь, а не то, что видишь. Тренировка кинестетического канала восприятия (См. занятие № 2).
  3. Шаги «над пропастью». (См. занятие 4).
  4. «Склеенные слова № 2».  Цель упражнения: тренировка концентрации и переключения внимания, орфографической зоркости (см. рабочую тетрадь). Выполнение упражнения аналогично заданию 6 из занятия № 3.
  5. Ребусы № 3 Цель: тренировка мышления, восприятия, звукобуквенного анализа слова (см. рабочую тетрадь). Упражнение выполняется аналогично всем упражнениям этого типа (см. предыдущие занятия).
  6. «Найди ошибку в пословицах». Цель упражнения: развитие орфографической зоркости, концентрации внимания, анализа. Инструкция: «Ребята! Незнайка писал пословицы и сделал в каждой из них только одну ошибку. Возьмите красный карандаш и помогите ему их найти и исправить» (см. рабочую тетрадь).
  7. «Найди девятый». Цель: развитие мышления (операции анализа, сравнения). Инструкция: «На картинке слева нарисованы кувшины. Одно место осталось пустым. Рассмотри внимательно картинку справа и найди кувшин, который можно поставить на пустое место. Букву, которая его обозначает,  впишите в свободную клетку на картинке справа».
  8. «Найди пирамиду и кресло». Цель: развитие мышления (визуально-пространственный анализ, сравнение, выделение существенных признаков).

Найди пирамиду. Инструкция: «Посмотрите на картинку слева. Из камней сложена пирамида так, как мы ее видим. Рассмотрите ее. На картинках справа нарисованы пирамиды так, как их видит птица с высоты. Найди ту же самую пирамиду, которая нарисована на картинке слева и обведи кружком» (см. рабочую тетрадь).

Найди кресло. Цель: развитие мышления (визуально пространственный анализ, сравнение, выделение существенных признаков). Инструкция: «На картинке слева нарисовано 4 кресла. Рассмотри их внимательно. На картинке справа нарисован контур одного из кресел. Попробуй определить какого именно. Нужное кресло обведи кружочком» (см. рабочую тетрадь).

  1. Задачи с подвохом. Цель упражнения:  развитие внимания, мышления (умения выделять данные, необходимые и достаточные для решения задачи).  Первая задача предъявляется визуально (см. рабочую тетрадь), остальные на слух. Инструкция: «Реши задачу».

А) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Можеш найти здесь ошибку?

Б) Как разделить 5 яблок, лежащих в корзине между 5-ю людьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? Ответ: одно яблоко отдать вместе с корзиной.

В) Сколько месяцев в году имеют 28 дней? Ответ: все.

Г) Что можно приготовить, но нельзя съесть? Ответ: уроки.

Д) У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? Ответ: пять.

  Занятие № 6

Цель:  развитие саморегуляции, памяти, мышления.

  1. Игра «Рисуем цифры частями тела…». Цель игры: развитие саморегуляция, самоконтроля, внимания, двигательной координации. Ход игры. Психолог становится напротив детей, которые стоят лицом к нему на таком расстоянии, чтобы свободно двигаться, не мешая друг другу. Психолог говорит: «Сейчас мы с вами будем рисовать цифры от 0 до 9 разными частями тела». Далее он вместе с детьми начинает выполнять движения, одновременно командуя: 0 – указательным пальцем левой руки, затем 1, 2, и т.д. до 9. Теперь мочкой правого уха…, теперь левой коленкой, теперь правым локтем…, глазами и т. д. Упражнение можно выполнять и с буквами. Основная задача: двигаться должна только названная часть тела.
  2. Игра «Хлопки по коленям». Цель: развитие внимания, пространственной ориентации, тренировка кинестетического канала, диспетчерской программы, левополушарных функций (если со счетом). Можно выполнять с закрытыми глазами (см. занятие 1).
  3. Кинезиологические упражнения. Колечки. Змейка. Ухо-нос. Лезгинка. Поза скручивания.
  4. Игра «Шляпа». Правила игры. Выбирается ведущий. Он вытягивает  из шляпы карточку, на которой написано слово. Не называя этого слова он должен назвать 3-4 его существенных признака так, чтобы остальные игроки догадались, что это за слово. Затем ведущий меняется по кругу. Цель игры: развитие мышления (выделение существенных признаков понятий, обобщение). Дидактический материал к игре представлен в приложении.
  5. «Расставь цифры».  Цель игры: развитие концентрации внимания, оперативной памяти, визуального канала восприятия. Дидактический материал представлен в приложении. Для игры потребуется: квадрат 5х5 с написанными в случайном порядке числами (если психолог самостоятельно будет изготавливать дидактический материал, следует размещать числа так, чтобы соседние, например 12 и 13, не оказались рядом). Для выполнения работы потребуются пустые шаблоны такого же размера (5х5), как и квадрат с числами. На пустом шаблоне вырезаются «окошки» (в приложении они отмечены серым цветом).  В рабочих тетрадях представлено несколько пустых шаблонов, в которые ребенок будет вписывать ответы. Правила игры.  Детям предлагаются квадраты с числами (каждому ребенку предлагается свой, отличный от других) и шаблоны с вырезанными окошками, которые накладываются на квадрат с числами. Ребенок рассматривает и старается запомнить числа, появившиеся в окошках в течение 10 сек., затем квадрат переворачивается лицевой стороной вниз. Ему предлагают в рабочих тетрадках написать числа, которые он запомнил в тех клеточках, в которых они были в квадрате.  Упражнение повторяется 3-5 раз с разным стимульным материалом. Отличный результат, если правильно воспроизводятся 5 из 5 чисел. В этом случае количество воспроизводимых чисел можно увеличивать, самостоятельно создав новый шаблон.
  6. Запомни и нарисуй. Инструкция: «Посмотри на картинку внимательно и постарайся запомнить все, что нарисовано (детям дается 15 сек.). В конце тетради в разделе ответ к упражнению «Запомни и нарисуй»,  нарисуй все, что ты запомнил» (см. рабочую тетрадь).
  7. Ребусы № 4. Цель: тренировка мышления восприятия, звукобуквенного анализа слова. Упражнение выполняется аналогично всем упражнениям такого типа на предыдущих занятиях (см. рабочую тетрадь).
  8. Найди тень Санта-Клауса. Цель: развитие визуального анализа-синтеза. Инструкция: «Рассмотрите внимательно картинку вверху. Это Санта-Клаус. Внизу нарисована его тень, но только один из рисунков правильный. Какой? Почему?». Обсуждение упражнения проводится в группе, после того, как кто-то из участников дал правильный ответ.
  9. Раскрашивание правой и левой рукой. (Собака). Упражнение выполняется так же, как аналогичные на предыдущих занятиях.

  Занятие № 7

Цель:  развитие саморегуляции, памяти, мышления.

  1. Игра «Хлопки по коленям». См. занятие 1.
  2. Кинезиологические упражнения. Колечко. Змейка. Ухо-нос. Лезгинка. Поза скручивания.
  3. «Рисование на спине». Ход игры. Участники становятся в колонну один за другим. Последний стоящий – психолог. С него начинается игра. По очереди они рисуют пальцем на спине друг друга буквы. Задача стоящего впереди – узнать букву и нарисовать ее на спине стоящего перед ним.

Упражнение можно усложнять, рисуя короткие, затем длинные слова.

  1. «Расставь цифры».  См. занятие 6.
  2. «Письмо инопланетянина». Цель упражнения: развитие смысловой памяти. Порядок выполнения. Ученикам говорится, что они будут запоминать трудные слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков (нужно предложить образец знака для того,  чтобы убедиться, что дети понимают задание). Для этого они должны по порядку в соответствующей клеточке «зашифровать» заданное слово или словосочетание, т.е. обозначить эти слова каким-либо знаком или небольшим рисунком, чтобы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова (см. рабочую тетрадь).

Слова для запоминания:

грузовик,

умная кошка,

темный лес,

день,

веселая  игра,

мороз,

капризный ребенок,

хорошая погода,

сильный человек,

наказание,

интересная сказка,

сильный ветер.

Слова читаются с интервалом  15-20 сек., чтобы все ученики успели сделать зарисовку.

После окончания чтения слов (вначале сразу, а потом - минут через 10-15) учеников просят вспомнить эти слова и записать их в нижней части каждой клеточки. Необходимо следить за точностью воспроизведения слов и словосочетаний.

  1. Запомни и нарисуй. См. занятие 6.
  2. Ребусы № 5 Цель: тренировка мышления восприятия, звуко-буквенного анализа слова. Упражнение выполняется аналогично всем упражнениям такого типа на предыдущих занятиях (см. рабочую тетрадь).
  3. «Шифровальщики». Расшифруй строки. (Приведен отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане….».  Детям можно предложить определить, откуда эти строки. Это дополнительный повод для похвалы или задания прочитать сказку» (см. рабочую тетрадь). Цель игры: развитие гибкости мышления, оперативной памяти, внимания.
  4. Раскрашивание правой и левой рукой (стрекоза). Упражнение выполняется также, как аналогичные в предыдущих занятиях (см. рабочую тетрадь).

  Занятие № 8

Цель:  развитие памяти, мышления.

  1. Игра «Рисование на спине». См. занятие 7.
  2. Кинезиологические упражнения. Колечко. Змейка. Ухо-нос. Лезгинка.
  3. «Расставь числа».  См. занятие 6.
  4. Ребусы № 6.  Цель: тренировка мышления восприятия, звукобуквенного анализа слова. Упражнение выполняется аналогично всем упражнениям такого типа на предыдущих занятиях (см. рабочую тетрадь).
  5. Запомни фигуры. Цель упражнения: развитие зрительной ассоциативной памяти. Выполнение упражнения: детям предлагается внимательно рассмотреть пары фигур (см. таблицу в рабочей тетради) в течение 30 секунд, затем перейти к таблице на следующей странице рабочей тетради и постараться вспомнить и нарисовать парные фигуры к тем, что уже представлены в таблице.
  6. «Пиратский шифр» № 2. Цель упражнения: развитие внимания, гибкости мышления, оперативной памяти.  Инструкция: «Ребята! Перед вами древний шифр пиратов. С помощью него они обменивались тайными посланиями. Попробуйте написать с помощью шифра: На улице тепло. Моросит дождь» (см. рабочую тетрадь).
  7. Найди правило и запомни. Цель упражнения: развитие мышления и смысловой памяти. Выполнение упражнения. Учащимся предлагают рассмотреть в течение 20 секунд рисунок, определить правило, по которому изменяются нарисованные фигуры и запомнить их. Затем просят нарисовать такие же в ответном листе рабочей тетради.
  8. Найди четвертый лишний. Цель упражнения: развитие мышление (операция обобщения, классификации). Инструкция: «Дети! Перед вами таблица, в каждой строчке – 4 слова, одно из которых лишнее, не подходит к остальным. Найдите его и зачеркните. В свободной клеточке рядом напишите слово, которым можно назвать оставшиеся три слова».
  9. Раскрашивание правой и левой рукой (воздушный шар)

Занятие № 9

Цель:  интеграция высших психических функций, развитие памяти, мышления.

  1. Игра «Рисование на спине». Цель игры развитие внимания, пространственной ориентации, тренировка кинестетического канала, диспетчерской программы.
  2. Кинезиологические упражнения. Колечко. Змейка. Ухо-нос. Лезгинка. Поза скручивания.
  3. «Расставь числа».  См. занятие 6. 
  4. Игра «Шляпа». Цель игры: развитие операций обобщения, выделения существенных признаков.
  5. Математический лабиринт (12). Цель: развитие визуально-пространственного мышления,  концентрации и переключения внимания, навыков устного счета.
  6. «Пиратский шифр» № 2. Цель: развитие внимания, гибкости мышления, оперативной памяти. Задание. Написать с помощью шифра: Пришла весна. Поют птицы.
  7. «Составь слова из перепутанных букв». Цель упражнения: развитие гибкости мышления, операции анализа-синтеза. Выполнение упражнения: детям предлагается составить слова из перепутанных букв и написать их на свободных строчках (см. рабочую тетрадь).
  8. Найди недостающий квадрат. Цель упражнения: развитие мышления (операций анализа, сравнения, комбинаторного мышления). Инструкция: «Посмотрите на эти квадраты, они изменяются по определенному правилу. Нужно понять это правило и нарисовать рядом со знаком вопроса недостающий квадрат» (см. рабочую тетрадь).
  9. Лабиринт (Лыжник). Цель упражнения: развитие пространственного мышления, операции анализа, зрительно-моторной координации. Инструкция: «Помогите лыжнику выйти из лабиринта». (см. рабочую тетрадь).

Занятие № 10

Цель:  интеграция высших психических функций, развитие памяти, мышления.

  1. Игра «Солнце-забор-камушки». См. занятие 1.
  2. Кинезиологические упражнения. Колечко. Змейка. Ухо-нос. Лезгинка.  
  3. «Расставь цифры». См. занятие 6 (см. рабочую тетрадь).
  4. Найди девятый. Упражнение выполняется аналогично такому же в занятии 5 (см. рабочую тетрадь).
  5. «Догадайся, что написано». Цель упражнения: развитие зрительного восприятия, аналитико-синтетических операций мышления. Учащимся предлагаются фразы, с буквами, закрытыми наполовину. Необходимо прочитать их и написать на свободных строчках (см. рабочую тетрадь).
  6. Математический лабиринт (15). Выполняется так же, как аналогичное задание в  занятии 9, упражнение 5 (см. рабочую тетрадь).
  7.  «Составь слова из перепутанных букв». См. занятие 9 (см. рабочую тетрадь).
  8. Найди одинаковые кубики. Цель упражнения: развитие мышления (визуально-пространственная ориентация, операции анализа, сравнения). Выполнение упражнения: детей просят сравнить кубики и соединить линией одинаковые (см. рабочую тетрадь).
  9. Запомни комбинацию фигур. Цель упражнения: развитие смысловой зрительной памяти. Выполнение упражнения: детям предъявляются фигуры, которые они должны рассмотреть и постараться запомнить в течение 20 сек. После этого выполняется упражнение «Ленточки», затем на листе для ответов к этому упражнению детей просят нарисовать фигуры, которые они запомнили (см. рабочую тетрадь).
  10. Ленточки. Цель упражнения: развитие мышления (операции анализа и сравнения). Инструкция: «Посмотрите на ленточки на верхнем рисунке. Из них вырезали кусочки. Нужно найти подходящие кусочки на рисунке внизу так, чтобы восстановить ленточки. Напишите цифру подходящего кусочка ленточки над разрывом» (см. рабочую тетрадь).

Занятие № 11

Цель:  интеграция высших психических функций, развитие памяти, мышления.

  1. Игра «Рисование на спине». Цель игры: развитие внимания, пространственной ориентации, тренировка кинестетического канала восприятия, диспетчерской программы.
  2. Кинезиологические упражнения. Колечко. Змейка. Ухо-нос. Лезгинка.
  3. «Составь слова из перепутанных букв».  См. занятие 9.
  4. Раскрась кубик. Цель:  развитие пространственного мышления. Выполнение упражнения: детей просят раскрасить кубик так же, как тот, который нарисован рядом (см. рабочую тетрадь).
  5. Математический лабиринт (19). Выполняется так же, как аналогичные задания в других занятиях (см. рабочую тетрадь).
  6. Найди четвертый лишний. См. занятие 8 (см. рабочую тетрадь).
  7. «Муха». Цель упражнения:  развитие произвольного зрительного внимания, умения действовать по инструкции, действий во внутреннем плане. Выполнение упражнения: ученикам объясняется, что муха может совершать движения по квадрату вверх или вниз, влево или вправо. Начало всегда в центре(где нарисована муха). Психолог называет направления перемещения мухи, а ученики должны, глядя на квадрат, мысленно следить за ее перемещениями и ответить, в каком квадрате оказалась муха в результате нескольких перемещений.

Например, психолог говорит: «Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где муха?». Ученики должны показать этот квадрат. Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижений (см. рабочую тетрадь).

  1. Задачи Зака. Цель упражнения: развитие мышления (см. рабочую тетрадь).

Литература

  1. Детская патопсихология. Хрестоматия. Под ред. Белопольской Н. Л., Москва, Когито-центр, 2000.
  2. Валявский А. С., Яковис А. С. Оздоравливающие учебные игры. СПб, 2012.
  3. Ефимов О. И., Ефимова В. Д. Педагогика, изменяющая мозг. М-СПб, Диля, 2013.
  4. Игры. Обучение, тренинг, досуг. кн. 1. Под ред. Петрусинского В. В., М, Новая школа, 1994.
  5. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. СПб, Питер, 2009.
  6. http://psylist.net
  7. http://www.smekalka.pp.ru/obman.html

Литература для родителей

  1. Ефимов О. И., Ефимова В. Д. Педагогика, изменяющая мозг. М-СПб, Диля, 2013.
  2. Игры. Обучение, тренинг, досуг. кн. 1. Под ред. Петрусинского В. В., М, Новая школа, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие познавательных способностей"для учащихся начальных классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Развитие познавательных процессов (ощущений, вос­приятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать обра...

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

Методические рекомендации по развитию познавательного интереса у учащихся начальной школы

Данная работа является методической рекомендацией учителям начальных классов (из опыта работы)....

Коррекционно-развивающий курс дефектологических занятий по развитию познавательной сферы для учащихся с нарушением интеллекта и опорно-двигательного аппарата.

Данная программа – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности воспитанников с интеллектуальными нарушениями и НОДА....

"Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с особыми образовательными потребностями через пальчиковые игры и упражнения"

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи...