Комплексное психолого – педагогическое сопровождение детей с ЗПР
презентация к уроку

Юлия Владимировна Шорохова учитель-логопед
•В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. Нормально развивающийся ребенок очень многое успевает в процессе повседневного общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с задержанным психическим развитием необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступеням развития», раскрывая потенциал возможности маленького человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_soprovozhdenie_detey.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексное психолого – педагогическое сопровождение детей с ЗПР Подготовила : учитель-дефектолог Шорохова Юлия Владимировна

Слайд 2

Необходимость психолого – педагогического сопровождения детей с ЗПР В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. Нормально развивающийся ребенок очень многое успевает в процессе повседневного общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с задержанным психическим развитием необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступеням развития», раскрывая потенциал возможности маленького человека. Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребенка, препятствуют его психологической адаптации.

Слайд 3

Психолого-педагогическое сопровождение Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. Сопровождение (психолого-педагогическое, дефектологическое) - специализированная деятельность (психологическая, педагогическая, дефектологическая) в системе образования, обеспечивающая действенную помощь детям, с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребенка; деятельность, призванная гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.

Слайд 4

Психолого-педагогическое сопровождение Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

Слайд 5

Кто осуществляет психолого –педагогическое сопровождение детей с ЗПР Большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии оказывает психолого-медико-педагогический консилиум ( ПМПк ОУ), который призван решать многоплановые задачи, в т.ч . и задачи по психолого – педагогическому сопровождению ребёнка.

Слайд 6

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координирован о .

Слайд 7

Участники комплексного психолого – педагогического сопровождения Учителя, педагоги; Специалисты ПМПк ОУ; Родители; Администрация.

Слайд 8

Работа всех специалистов в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка должна определяться не правилом простого суммирования действий специалистов, а по определенной схеме и в определенной последовательности. Тем более что сама работа с ребенком в рамках сопровождения должна иметь определенную схему, последовательность и направленность, а также точно согласоваться с деятельностью других специалистов.

Слайд 9

Принципы комплексного психолого – педагогического сопровождения Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка. Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка. Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Слайд 10

Основные направления психолого-педагогического сопровождения: Предупреждение возникновения проблем развития ребенка. Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания. Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ. Развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов.

Слайд 11

З адачи психолого-педагогического сопровождения : Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в классе, при общении с детьми, родителями и педагогами. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых коррекционных программах, специальных формах организации их деятельности. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии. Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Слайд 12

Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР представляет из себя следующую деятельность: Организация работы ПМПк . Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения. Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности (через технологические карты и тетради психолого- педагогического сопровождения). Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Слайд 13

Последовательность работы по сопровождению ребенка с ЗПР Постановка проблем . Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования. Анализ полученной информации . Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений. Разработка плана комплексной помощи . Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка. Реализация плана по решению проблемы . Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению . Предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка. Ответ на вопрос: Что мы делаем дальше?

Слайд 14

Мероприятия по ППС детей с ЗПР Виды деятельности ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 15

Содержание деятельности участников сопровождения Педагог – психолог 1. Проведение диагностической работы с группами «проблемных» учащихся (диагностический минимум, различные схемы углубленной диагностики). 2. Предоставление на школьный консилиум необходимой информации по психолого-педагогическому статусу конкретных учеников, ученических групп (класс КРО). 3. Участие в разработке стратегии сопровождения ребёнка с ЗПР. 4. Проведение психокоррекционных , развивающих и консультативных мероприятий с ребёнком, с классом. 5. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями . 6. Планирование совместной работы с классными руководителями. 7. Психологическое просвещение. 8. Консультирование администрации.

Слайд 16

Содержание деятельности участников сопровождения Учитель - логопед 1 . Выявление детей, имеющих речевые нарушения различного генеза. 2. Проведение углубленного логопедического обследования детей и подростков для определения уровня речевого развития, выявления речевых нарушений и структуры дефекта. 3. Оформление документации школьного консилиума по определению образовательного маршрута и форм индивидуальной работы для конкретного ребенка с ЗПР. 4. Оформление документации на городскую ПМПК.

Слайд 17

Содержание деятельности участников сопровождения Социальный педагог Изучение социальной среды ребенка, находящегося в кризисной или экстремальной ситуации. Посредничество между семьей, учреждением, в котором воспитывается ребенок с ЗПР, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов с целью предупреждения различных конфликтов, оказания социальной защиты и помощи. 3. Выявление и учет детей, нуждающихся в социальной помощи.

Слайд 18

Содержание деятельности участников сопровождения Классный руководитель: 1 . Сбор педагогической информации о педагогических аспектах статуса школьников (собственные наблюдения, беседы или анкетирование педагогов-предметников). Заполнение диагностической карты учащегося. 2 . Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума. 3. Предоставление необходимой педагогической информации на школьный консилиум. 4. Участие в разработке стратегии сопровождения. 5. Планирование и проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках сопровождения отдельных школьников и класса в целом. 6. Консультирование родителей и педагогов-предметников по вопросам сопровождения школьников и ученических групп. 7. Участие в групповых и индивидуальных консультациях, проводимых психологом, завучем, медицинским работником.

Слайд 19

Содержание деятельности участников сопровождения Учитель - предметник 1 . Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума. 2. Предоставление необходимой информации классному руководителю и психологу в рамках их подготовки к школьному консилиуму. 3. Работа с содержательными и методическими аспектами учебных программ . 4. Консультирование родителей. 5. Участие в методических семинарах, посвященных содержанию сопровождающей деятельности в различных школьных параллелях.

Слайд 20

Содержание деятельности участников сопровождения Медицинский работник: 1. Сбор и предоставление информации о состоянии здоровья и физических особенностях школьников на школьный консилиум . Направление ребёнка на консультацию к специалистам (неврологу, д/психиатру, эпилептологу и т.д.).

Слайд 21

Содержание деятельности участников сопровождения Зам. директора по УР: Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий. 2 . Организация работы школьного консилиума. 3. Помощь педагогам в разработке стратегии сопровождения. 4. Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам . 5. Оформление обязательной школьной документации (учебные планы СКК , программно-методический комплекс, план контрольно-инспекционной деятельности , отчеты о работе СКК). 6. Контрольно-инспекционная деятельность.

Слайд 22

Вывод Таким образом, комплексное психолого – педагогического сопровождение детей с ЗПР и их родителей, является эффективным средством в системе коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе

               Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе представляет собой целостную, системно о...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью данной программы являются:1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Новониколаев...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

       Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...