Обобщение педагогического опыта
статья

Уханова Ольга Владимировна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_uhanova_o.v_.docx60.89 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

учителя начальных классов Ухановой Ольги Владимировны

МОУ «Ялгинская СОШ»

Я, Уханова Ольга Владимировна, закончила в 1995 году МГПИ им. М. Е. Евсевьева по специальности учитель начальных классов

В МОУ «Ялгинская СОШ» работаю с 2008 года, учителем начальных классов с 2015г., имею высшую квалификационную категорию с 2014 года. Стаж работы  учителем – 26 лет.

Проблема, над которой я работаю, «Формирование положительной учебной мотивации младших школьников через урочную и внеурочную деятельность».

I часть

Информация об опыте

Тема опыта «Формирование познавательных интересов младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности».

Условия возникновения опыта

Работа над опытом по данной теме происходила с 2015 по 2019 год в муниципальном общеобразовательном учреждении «Ялгинская средняя общеобразовательная школа». Данное учебное учреждение расположено в Октябрьском районе городского округа Саранск.

В классе, на базе которого проводилось исследование, 22 человека: 14 мальчиков, 8 девочек. Обучение велось по предметной линии учебно-методического комплекса «Школа России». Ребята с разными способностями, разным уровнем подготовки и разными личностными характеристиками. Не все могут одинаково освоить учебный материал, не у всех достаточно сформирована учебная мотивация, поэтому возникла необходимость введения в образовательный процесс методов, способствующих формированию и развитию познавательного интереса, у младших школьников, их интеллектуальному и личностному развитию; расширению кругозора; формированию умений работать с информацией; выстраивать целеполагание; планировать свою деятельность. Так появилась идея становления опыта «Формирование познавательных интересов младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности».

Актуальность опыта

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), основной целью обучения становится не вооружение школьника знаниями и умениями по конкретным предметам, а формирование у него общеучебных универсальных действий. среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС НОО, указано "освоение способов решения проблем творческого и поискового характера". [6]

Современная школа нацелена на формирование у обучающихся научного кругозора, общекультурных интересов, общечеловеческих ценностей. В связи с этим возникает необходимость поиска новых форм и методов обучения.

В арсенале педагогических средств и методов в последнее время все более востребованной стала исследовательская творческая деятельность, направленная на решение задач поискового характера. [2]

Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию познавательного интереса, творчества, формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Она приучает младших школьников работать с книгой, газетой, журналом, энциклопедиями, находить информацию в Интернете. Выполняя исследования в группах, учащиеся имеют возможность проявить свои лучшие качества. Участие в исследовательской деятельности повышает у слабых учащихся уверенность в себе, позволяет им достичь определенного успеха в посильной для них работе, внести свой вклад в общее дело.

Доказано на практике, что проектная и исследовательская деятельность делают процесс обучения более продуктивным. Формирование исследовательских умений и навыков школьников помогает достичь следующих целей: повысить познавательный интерес обучающихся к учёбе, мотивировать их на достижение более высоких результатов, учиться самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь применять свои знания на практике, быть востребованным и успешным. [10]

Поэтому считаю моя роль, как учителя не в том, чтобы сообщить детям готовую информацию, а в том, чтобы так организовать познавательную деятельность, где в роли главного действующего лица будет выступать ученик. Это стимулирует меня к поиску педагогических технологий, направленных на формирование логического мышления и использование их в своей практике.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании благоприятных условий для развития познавательного интереса, высокого уровня творческой самостоятельной активности, потенциальных возможностей обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО посредством использования исследовательской и проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.[8]

Этапы работы над опытом: 

1 этап – с сентября 2015 года по май 2016 года. Выявление познавательного интереса обучающихся, изучение проблемы, подбор методов, помогающих развить познавательный интерес у обучающихся.

2 этап - с сентября 2016 года по май 2018 года. Проведение опробации подобранных методов в условиях МОУ "Ялгинская СОШ".

 3 этап - заключительный – с сентября 2018 года по май 2019 года

На заключительном этапе была доказана эффективность использования исследовательских работ на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности в начальной школе для решения выдвинутой проблемы.

Диапазон опыта: единая система «урок – внеурочная деятельность».

Теоретическая база опыта

В современном обществе меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы обучения. Особую значимость приобретают исследования, помогающие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.

Теоретическую основу опыта составляют:

  1. Идеи Г.И. Щукиной, которая отмечает, что идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру;
  2. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
  3. Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
  4. «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно-воспитательный процесс и составляет его стержневую основу. [11]

Новизна опыта  

Новизна опыта заключается в выборе методик, направленных на активизацию познавательных интересов младших школьников в условиях МОУ "Ялгинская СОШ", посредством вовлечения обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности. [8]

II часть.

Технология опыта

Цель опыта – развитие у младших школьников познавательных интересов к окружающему миру, обеспечение положительной динамики познавательного интереса обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- Развитие познавательной деятельности младших школьников;

- формирование навыков самостоятельной работы;

- умение находить и анализировать информацию;

- применение на уроках разных методов: работу в группах, парах и индивидуальные задания с целью формирования и развития познавательного интереса;

- создание условия для приобретения учащимися исследовательских и проектных умений, которые помогают в дальнейшем в образовании;

- умение строить свою работу, с использованием различных приемов рефлексии, направленных на становление активной позиции школьника. [8, 10]

Организация учебно-воспитательной деятельности

Урочная деятельность

Для успешного образования и развития ребенка надо с первых дней школьного обучения пробудить интерес к получению знаний, привлечь внимание, активизировать их деятельность. Вкус к исследованию у здорового ребенка заложен с рождения. Но без должного поощрения и поддержки со стороны взрослых этот интерес постепенно затухает. Поэтому исследовательскую деятельность я начала организовывать на уроках с 1 класса. Разделы предмета «Окружающий мир» автора А. А. Плешакова (УМК «Школа России») подходят для этого («Кто и что?», «Почему и зачем?», «Где и когда?», «Как, откуда и куда»).

На начальном этапе совместно с первоклассниками формулировали проблему, вовлекая ребят в поисковую деятельность по ее решению. На данном этапе использовала игры и задания, направленные на активизацию исследовательской деятельности.

В структуре урока-исследования выделяют несколько этапов:

-актуализация знаний,

-мотивация,

-создание проблемной ситуации,

-постановка проблемы исследования,

-определение темы исследования,

-формулирование цели исследования,

-выдвижение гипотезы,

-проверка гипотезы (проведение эксперимента, чтение литературы, просмотр фрагментов учебных фильмов),

-выводы по результатам исследовательской работы,

-применение новых знаний в учебной деятельности,

-подведение итогов урока,

-домашнее задание.

Для успешной организация урока-исследования учителю необходимо знать методику проведения учебного исследования. Эта последовательность этапов и лежит в основе проблемно-исследовательского метода. (9)

По основной дидактической цели уроки-исследования делятся на типы:

- изучение нового материала,

- повторение,

- закрепление,

- обобщение и систематизация знаний,

- контроль и коррекция.

Провожу комбинированные уроки и уроки с элементами исследования, на которых учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность

На разных этапах занятия-исследования, включающего как индивидуальную, так и групповую форму работы, учу детей:

- ставить исследовательские вопросы;

- формулировать проблемы;

- выдвигать гипотезы;

- составлять план работы;

- вести наблюдения;

- планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;

- выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т. п.);

- организовывать (систематизировать) информацию;

- представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и г. п.).

Необходимым условием на этапе мотивации является создание проблемной ситуации.

Можно выделить несколько способов их создания. Я использую три основных способа, каждый из которых имеет разновидности:

- приём ключевых слов;

- приём загадки-интерпретации;

- выполнимое/невыполнимое действие.

Первый способ — приём ключевых слов — универсален. Он часто применяется тогда, когда все другие способы создания проблемных ситуаций являются трудными. Этот способ основан на повторении учащимися того, что ими уже изучено по данной теме или проблеме и им известно, затем ставятся вопросы о том, что им ещё об этом неизвестно. Для рефлексии известного и вычленения неизвестного применяю лобовой приём: сначала спрашиваю детей о том, что они знают поданной теме, а затем, выслушав их, спрашиваю о том, что им ещё неизвестно или что им хотелось бы узнать по обсуждаемому вопросу. Такой прием не вызывает у ребят трудностей. Его применяю на начальных этапах проведения исследования.

Второй способ —этап поиска неизвестного. Предлагаю ребятам воспользоваться специальными ключами, подобрав которые можно открыть волшебную шкатулку. Этими ключами являются вопросы, но вопросы не простые, а такие, которые основаны на тех или иных словах, с помощью которых можно многое узнать о неизвестном предмете. Целесообразно начать обучение постановке вопросов с таких ключей, как «свойства» и «функции». Познакомив детей с «волшебными» ключами, предлагаю воспользоваться одним из них, для того чтобы задать вопрос о том, что спрятано в шкатулке.

Например, на уроке «Кто такие птицы?» исследуем общую характеристику птиц н, поэтому на доске располагались такие ключи, как «строение», «питание», «окраска». На уроке «Вода» исследование направлено на изучение особенностей и свойств воды, поэтому использую такие «волшебные» ключи, как «свойства», «особенности». Если предстоящее занятие связано с выявлением причин чего-то, например, по теме "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?" в 1 классе, важен ключ "причина". На уроке с выявлением значения, например, по теме "Зачем нужны автомобили?" или "Зачем строят самолеты?" — ключ «значение» и т. п.

Приём ключей хорош, для создания мотивации к индуктивному исследованию.

Третий способ создания мотивации на уроке -«выполнимое/невыполнимое действие». Особенность этого способа в том, что обучающимся предлагаю выполнить такое задание, которое кажется можно выполнить без затруднений. В процессе же его выполнения появляется сомнение или обнаруживается невозможность его осуществления. Проблемная ситуация в этом случае создаётся с помощью задания с «ловушкой». Например, этап мотивации к уроку индуктивного типа по теме «Дикорастущие и культурные растения» во втором классе. На доске расположены карточки с изображениями разных растений, среди которых есть дикорастущие и культурные растения. Предлагаю детям "отправиться" к бабушке в огород и помочь ей рассадить все предложенные растения. У ребят возникают разногласия, приводящие к возникновению вопроса о том, какие растения растут в огороде, в поле, а какие не растут.

Недоумение, желание узнать, какие растения выращивают, а какие нет, определяют дальнейший самостоятельный и избирательный поиск информации. Далее детям предлагается догадаться о теме предстоящего урока, дается возможность самим прочитать материалы о дикорастущих и культурных растениях или рассказать о них. Подобные задания даю по разным темам, например, " Дикие и домашние животные", "Первоцветы", "Перелетные птицы" и др.

Этап обмена информацией является основным в уроке - исследовании, он включает в себя наличие нескольких команд решающих одну и ту же проблему, но на основе изучения разного материала. Это помогает ребятам в формировании умения представлять результаты своей работы в разных формах. На первых этапах обучения я сама планирую, форму представления работы детьми. Эту информацию представляю в рабочем листе (написать рассказ, представить схему, сделать макет и т. д.). Мне остаётся только помочь детям выстроить последовательность представления отчёта группы и подготовиться так, чтобы каждый член команды принял в нём участие.

Особенностью организации исследовательской деятельности у младших школьников является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. [8]

Внеурочная деятельность

Проведение учебных исследований с младшими школьниками - дело кропотливое и трудоемкое, требующее специально отведенного для этого времени. Поэтому продолжаю организацию исследовательской и проектной работы на занятиях внеурочной деятельности., которая тесно связана с основным учебным процессом и ориентирована на развитие поисковой, творческой активности школьников, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. [2]

 С первого класса предложила ребятам курс «Учусь создавать проект» авторов Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Темы занятий расширяют знания детей, полученные на уроках окружающего мира. Исследовательскую деятельность во внеурочной работе организую по-другому. Исследования с ребятами проводим по разным направлениям в соответствии с индивидуальными интересами (спорт, искусство, история и др.). Особенно детям нравятся исследования родного края. Так, дети провели исследовательские работы на следующие темы: "Лекарственные растения Мордовии»", "Красная книга Мордовии", "Родники Мордовии" и др.

В 3, 4 классах ребята расширяют свой кругозор посредством выполнения малых и больших исследований. На этом этапе развиваю умение самостоятельно определять тему и планировать свою исследовательскую деятельность. Для этого можно задать вопросы: "Что ты хочешь узнать?", "С чего ты начнешь свою работу?", "Что ты будешь делать дальше?". Так, проведены исследовательские работы на темы: «Условия развития плесени и ее роль в жизни человека», «Влияние компьютерных игр на здоровье детей», «О пользе овощей и фруктов», «Откуда берется мусор?», «Кефир - сто бед, один ответ» (Приложение 1) «Получение эфирных масел в домашних условиях» (Приложение 2) и др.

Вместе с детьми разработали план проведения исследования:

1.Выбор конкретной темы;

2.Название работы;

З.Изучение литературных источников по теме;

4.Формулировка гипотезы исследования;

5.Проведение экспериментов (сбор данных), статистическая обработка и анализ результатов;

6.Обсуждение результатов исследования и формулировка выводов; 

7.Оформление работы, подготовка научного доклада и   компьютерной презентации.

Так, за период обучения в начальной школе дети могут освоить практически все основные формы представления результатов проделанной работы — от устного сообщения, рисунка, иллюстрированной схемы до графика, диаграммы, модели и компьютерной презентации. В то же время и это умение — представить результаты выполненной работы другим детям — должно быть сформировано при деятельном участии учителя.

Результативность опыта

Из практики видно, что систематическая и целенаправленная организация проектной и исследовательской деятельности позволяет добиться хороших результатов при обучении младших школьников. Знания обучающихся соответствуют требованиям государственного стандарта. Качество знаний при 100 % обученности составляет: 2 класс (2016 – 2017 уч. г.) –  75,5 %; 3 класс (2017 – 2018 уч. г.) – 75.5 %;   4 класс (2018 – 2019 уч. г.) – 75.6 %.

Качество знаний по окружающему миру при 100 % обученности: 2 класс (2016 – 2017 уч. г.) –  76 %; 3 класс (2017 – 2018 уч. г.) – 76 %;   4 класс (2018 – 2019 уч. г.) – 78 %.

Результаты участия в конкурсах исследовательских работ

и творческих проектов

         

2016-2017 учебный год

Собаченков Кирилл – победитель городского конкурса исследовательских работ "Ярмарка идей".

2017-2018 учебный год

Собаченков Кирилл – призер городского конкурса исследовательских работ "Ярмарка идей".

2018-2019 учебный год

Собаченков Кирилл – призер городского конкурса исследовательских работ "Ярмарка идей".

Результаты участия в предметных конкурсах

2015-2016 учебный год

Собаченков Кирилл призер зимнего тура всероссийского конкурса "Познание и творчество", занял I место в номинации "Азы математики" 1-2 классы.

Маргаев Яков призер зимнего тура всероссийского конкурса "Познание и творчество", в номинации "Естествознание" 1-2 классы.

2016-2017 учебный год

Сульдина Кира, Горбунов Иван, Колесников Сергей призеры всероссийской онлайн - олимпиады Учи.ру по русскому языку март-апрель 2017г.

Собаченков Кирилл, Яркина Ксения призеры олимпиады "Плюс", IV онлайн-олимпиады по математике Учи.ру март 2017 г.

2017-2018 учебный год

Горбунов Дании, Горбунов Иван, Колесников Сергей призеры всероссийской онлайн - олимпиады Учи.ру по русскому языку март-апрель 2018г.

Собаченков Кирилл, Яркина Ксения, Масяйкин Сергей призеры олимпиады "Плюс", IV онлайн-олимпиады по математике Учи.ру март 2018 г.

2018-2019 учебный год

Сульдина Кира призер городского этапа всероссийской олимпиады школьников по математике.

Овечкин Александр, Гордунов Даниил, Учайкина Евгения, Маргаев яков призеры всероссийской онлайн - олимпиады Учи.ру по русскому языку март-апрель 2019г.

Библиографический список

1. Богоявлинская Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей / Д. Б. Богоявленская; под ред. А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С. 44-50.

2. Быкова Т.П.Организация исследовательской деятельности младших школьников // ежемесячный научно-методический журнал / начальная школа/ 2015 г №12. - с.68-72

3.Кежватова Н.М. Формирование ключевых компетентностей учащихся начальных классов через проектную деятельность. /Завуч начальной школы. – 2010. - № 4. -  с. 49-54.

4.Матюшкин А. М. Психологические предпосылки творческого мышления / А. М. Матюшкин // Мир психологии. —2001.- №1 (25) – с.138.

5. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. /Н. Б. Шумакова.- М.: Просвещение, 2011 г. – С. 58

6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010

7http://www.myshared.ru/

8.https://infourok.ru/obobschenie-opita-razvitie-poznavatelnogo-interesa-mladshih-shkolnikov-cherez-issledovatelskuyu-deyatelnost-na-urokah-okruzhayus-3189373.html

9.https://nsportal.ru/shkola

10. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2018/09/07/tema-opyta-formirovanie-poznavatelnyh

11 http://nsportal.ru/martynova-galina-petrovna

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Исследовательская работа:

«Кефир – сто бед, один ответ»

Введение.

Я с младенчества очень люблю молоко, хотя знаю, что молоко переваривается в организме человека хуже, чем кисломолочные напитки. Моя семья тоже, как говорят «молочная», т.е. очень любит молоко и молочные продукты. Из кисломолочных напитков я предпочитаю йогурты, а вот родители всегда на ночь выпивают стакан кефира. Я обратился к маме, как к специалисту молочного производства с вопросом, чем же так полезен кефир и как его получают. После ответа я все-таки решил сам разобраться, так ли полезен кефир и в чем его превосходство над другими кисломолочными напитками.

Актуальность темы: в наше время, когда многие продукты питания состоят из генетически модифицированных веществ, люди большое внимание уделяют изучению состава и натуральности покупаемых продуктов. Настоящий кефир должен производиться путем сквашивания молока «живыми» кефирными грибками.  По словам мамы, многие производители используют в качестве «живых» заквасок сухие порошковые, даже если в составе написано «кефирные грибки», которые уже не имеют таких целебных свойств. Поэтому я хочу сделать и попробовать настоящий «живой» кефир с «живыми» полезными культурами – кефирными грибками.

Объект исследования: кефир, сквашенный кефирными грибками.

Предмет исследования: получение кефира в домашних условиях и изучение полезных свойств кефира.

Место проведения исследования: р. П. Ялга, ул. Октябрьская, д. 3а, кв. 54, МОУ "Ялгинская СОШ".

Цель и задачи работы.  Цель моей работы состояла в том, чтобы получить кефир в домашних условиях, узнать о полезных свойствах напитка, а также выявить влияние температуры  и качества молока (цельное, нормализованное, сухое обезжиренное и кипяченное) на сквашивание кефира кефирными грибками и определить на самом ли деле кефир содержит дрожжи.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- найти как можно больше информации о кефирных грибках и кефире;

- выяснить лечебные свойства кефира;

- получить в домашних условиях кефир при разных условиях заквашивания и определить наличие дрожжей.

Гипотеза: я считаю, что на качество и вкус кефира влияет как температура сквашивания, так и качество молока.

Методы исследования:

- изучение литературы;

- проведение опыта;

- наблюдение за опытом;

- анализ эксперимента.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Получение кефира в домашних условиях

Для первого опыта, а именно для получения кефира в домашних условиях мы взяли 1-литровую банку, положили несколько ложечек кефирных грибков и залили молоком, температурой примерно 22-24 °С (фото 2, 3, 4, 5).  Банку оставили при комнатной температуре примерно на 18 часов. По истечении времени грибки всплыли на поверхность, появилось небольшое отслоение сыворотки (фото 6). Далее мы взяли капроновое сито и пластмассовую ложку, так как от прикосновения металла грибки могут заболеть, процедили кефир в кружку (фото 7, 8). Кефир можно считать готовым к употреблению. Кефирные грибки тщательно промыли под струей воды (фото 9, 10), затем их можно также заливать молоком и ждать получения кефира.

Кстати, я попробовал заморозить кефирные грибки. Температура замораживания составила - 22°С. Во время заморозки они приобрели слегка желтоватый цвет (фото 11).  Процесс замораживания на активность кефирных грибков никак не повлиял. После разморозки у нас получился отличный кефир.

2.2. Влияние температуры, качества и вида молока на процесс сквашивания и качество кефира

Для этого исследования мы взяли 4 стеклянные банки положили по 1 ложке кефирного грибка и залили разным молоком:

1 образец – молоко коровье цельное пастеризованное с массовой долей жира 4,0 %;

2 образец – молоко коровье пастеризованное с массовой долей жира 2,5 %;

3 образец – молоко сухое обезжиренное (восстановленное) с массовой долей жира 0,5 %;

4 образец – молоко коровье кипяченное с массовой долей жира 2,5 %.

Все 4 образца мы подвергли различным температурным режимам, а именно:

- сквашивание при комнатной температуре + 25 °С;

- сквашивание на балконе при температуре + 12 °С;    

- сквашивание в холодильнике при температуре + 4 °С.

Все образцы со сквашенными сгустками были отнесены в лабораторию, где мы с лаборантом определяли кислотность кефиров (23, 24).

1. Сквашивание при комнатной температуре + 25 °С (фото 12).

Образец №1 имел плотный сгусток, сквасился в течение 18 часов, кислотность составила 100 ° Т (фото 13).

Образец №2 также имел плотный сгусток, сквасился за 18,5 часов, кислотность составила 98 ° Т (фото 14).

Образец №3, где было сухое обезжиренное восстановленное молоко, сгустка не имел, была жидкая масса, основу которой составляла сыворотка (фото 15).

Кипяченное молоко, которое находилось в банке № 4 сквасилось, кислотность составила 96 ° Т (фото 16).

2. Сквашивание на балконе при температуре + 12 °С.

Все образцы мы оставили на балконе на 24 часа (фото 17)

Образец №1, №2, №4 сквасились, но имели разную кислотность и разный по плотности продукт. В образце № 1 был плотный сгусток, кислотность – 90 °Т (фото 18), образец № 2 также имел плотный сгусток, кислотность составила – 83 °Т (фото 19), в образце № 3 с сухим молоком как и в первом случае сгустка не было (фото 20), в образце №4 сгусток был дряблый, кислотность – 64 °Т (фото 21).

3. Сквашивание в холодильнике при температуре + 4 °С.

Все образцы в холодильнике простояли 25 часов (фото 22). Ни один из образцов не сквасился.

2.3. Определение наличия дрожжей

Из источников литературы я узнал, что отличительной особенностью кефира от остальных кисломолочных продуктов является то, что кроме молочнокислых культур этот напиток содержит дрожжи.

Я решил проверить, так ли это на самом деле. Для опыта я взял свой домашний кефир, 3 образца кефира, купленных в магазине и обычное молоко, в котором дрожжей быть не должно (фото 25).

Для эксперимента я взял пластины петрифильмы с готовой средой, которые определяют дрожжи в продуктах, залил необходимый объем продукта и оставил пластины на 5 суток.

При росте дрожжей на петрифильме должны образоваться колонии различного цвета - от розово-желтого до сине-зеленого цвета округлой формы и ровными краями.

На пятые сутки я наблюдал такую картину: те пластины, куда мы заливали различный кефир, имели колонии дрожжей (фото 26). Пластина с молоком была чистая. Из этого можно сделать вывод, что кефир действительно содержит дрожжи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель нашей работы достигнута. У нас получился полезный кефир в домашних условиях. Исходя из практической работы, можно сказать, что кефир, в отличие от других напитков имеет дрожжи. Оптимальные условия для получения кефира – это температура + 23-25 °С. При этой температуре получается плотный сгусток, и время сквашивания составляет 18 - 20 часов. В более холодных условиях кефир заквашивается медленнее или, как у нас было в холодильнике, вообще не заквашивается. В нашем случае термообработка молока (пастеризация и кипячение) никак не повлияла на сквашивание кефира, что в одном, что в другом, кефир получился с хорошим сгустком. А что касается жирности молока, то кефир из сухого обезжиренного молока у нас не заквасился.

По результатам проделанной работы можно дать следующие рекомендации:

- Если вы хотите сбросить вес, то стоит приготовить кефир из обезжиренного молока (1,5% жирности), но при этом закваски на литр молока должно быть больше (3-4 ложки), через сутки кефир готов. В этом случае принимать лучше двухдневный кефир.

- Для того чтобы поправится нужно взять топленное или парное молоко, добавить пять ложек кефира. Через сутки кефир готов, но принимать его нужно однодневным.

- Для того, чтобы обеспечить спокойное функционирование желудка до утра – выпейте стакан домашнего кефира на ночь. А перед завтраком у вас будет хороший аппетит.

- На полученном кефире можно завести тесто. Оно получается воздушным и пористым.

- Можно его использовать для мытья волос, масок для лица и рук.

- Косметологи советуют использовать его для выведения пигментных пятен на руках или на лице.

Приложение 2

Исследовательская работа:

«Получение эфирных масел в домашних условиях»

ВВЕДЕНИЕ

Эта тема меня заинтересовала буквально на летних каникулах. Я вместе с родителями отдыхал в санатории и мне прописали процедуру – ароматерапия, т.е. терапия ароматами. Очень приятно, сидя на удобном кресле, закрыв глаза, слушать тихую музыку и вдыхать приятные ароматы. В моей жизни эфирные масла еще применяются, как ни странно в бане. Очень часто, когда у меня случается насморк, папа раскаленные камни в парной сбрызгивает эвкалиптовым или пихтовым маслом и заставляет дышать активно носом, т.е. по сути эта та же самая ароматерапия.

Актуальность исследования: данное исследование является актуальным, так как в настоящее время эфирные масла в аптеках пользуются большим спросом, в основном в качестве борьбы с респираторными заболеваниями и стоят они не так дешево. Я решил изучить получение эфирных масел в домашних условиях.

 Цель моего исследования: получение различными способами эфирных масел в домашних условиях и изучение их свойств.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- найти как можно больше информации о эфирных маслах и способах их получения;

- выяснить влияние эфирных масел на организм человека;

- получить в домашних условиях розовое масло, еловое и апельсиновое масло разными способами.

Объект исследования – эфирные масла;

 Предмет исследования – растения, из которых можно получить эфирные масла в домашних условиях, в нашем случае лепестки роз, еловые ветки и кожура апельсина.

Гипотеза: я считаю, что эфирные масла можно получить в домашних условиях.

Методы исследования:

- изучение литературы;

- проведение опыта;

- наблюдение за опытом;

- анализ эксперимента.

Место проведения исследования р. П. Ялга ул. Октябрьская 3а, МОУ "Ялгинская СОШ"

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Получение эфирных масел в домашних условиях

На основе изученного материала мной было выбрано несколько способов получения эфирных масел в домашних условиях: анфлераж из лепестков роз, метод перегонки (дистилляции) еловых веток и метод прессования из кожуры цитрусовых.

  1. Получение розового масла методом анфлеража

Для метода анфлераж я взял стеклянную форму для запекания, тонким слоем разложил свиной жир и на поверхность жира уложил лепестки роз (фото 1,2). Через 48 часов лепестки увяли, я их убрал и разложил новые (фото 3). Эту процедуру я повторял примерно 25 раз, пока жир не напитался эфирными маслами (фото 4). Затем я аккуратно снял этот жир и поместил в стеклянную банку (фото 5, 6). Залил эту банку спиртом для растворения жира и ежедневно встряхивал ее для отделения жира и эфирного масла (фото 7,8). Затем перелил эту смесь (фото 9) в ковш и начал выпаривать спирт на водяной бане (фото 10), после этой процедуры спирт испарился, а эфирное масло осталось на дне (фото 11).

Этот способ получения являются самыми качественными и дорогостоящими в мире. Из-за своей дороговизны и больших затрат времени сейчас он практически не применяется.

  1. Получение елового масла методом перегонки

Для получения эфирных масел методом перегонки используют перегонный агрегат, который включает в себя парообразователь, перегонный куб, холодильник и приемник. Пар из парообразователя поступает в перегонный куб и извлекает из сырья эфирное масло. Смесь, состоящая из паров воды и масла, в холодильнике превращается в жидкость, затем поступает в приемник, где масло отделяется [7].  

В качестве парообразователя я взял кастрюлю с водой, которую поставил на огонь. Перегонным кубом у меня было ведро, в крышке которого сделали дырки для поступления пара. На дне ведра было сделано отверстие, в которое был вставлен тонкий шланг. Блюдо с холодной водой выступило в качестве холодильника, а пластиковая емкость - приемником или маслосборником (фото 12).

Пластиковое ведро я наполнил еловыми ветками (фото 13), закрыл крышкой и поставил на кастрюлю с водой вверх дном. По мере нагревания воды и поступления пара в ведро, в шланге начали образовываться мелкие капельки жидкости, которые пройдя через холодильник, поступали в маслоприемник. Маслоприемник представлял из себя конструкцию «бутылка в бутылке». Верхнюю часть срезанной небольшой бутылки я вставил в нижнюю часть другой бутылки, налил туда холодной воды для лучшего отделения масла (фото 14). Т.к. эфирное масло легче воды, то оно скапливалось на поверхности воды.

Процесс перегонки длился примерно 1,5 – 2 часа. За это время на поверхности маслосборника образовалось небольшое кольцо эфирного масло (фото 15). Пипеткой я собрал масло в бутылочку (фото 16).

Этот метод более дешевый и менее трудоемкий.

  1. Получение апельсинового масла методом прессования

Для метода прессования я взял апельсины (фото 17), натер кожуру (цедру) на мелкой терке (фото 18) и отжал через марлю (фото 19, 20, 21). Этот метод самый простой, но он применим в основном для цитрусовых.

  1. Анкетирование и интервьюирование

Поговорив с терапевтом поликлиники № 13 Кошиной Еленой Геннадьевной, я узнал, что врачи часто рекомендуют использовать эфирные масла для лечения и профилактики респираторных болезней. Мне рассказали, что на долю ОРЗ  приходится 50—60% от всех заболеваемостей взрослых и детей. Эфирные масла снижают микробную загрязнённость воздуха в 2-3 раза. У людей уменьшается частота и продолжительность респираторных заболеваний, их тяжесть. Это свидетельствует о благоприятном действии ароматерапии на состояние иммунитета.

Таким образом, терапевт подтвердила благотворное влияние эфирных масел, в частности ароматерапии на организм человека, но предупредила о возможном появлении аллергической реакции.

Фармацевт аптеки Сухова Наталья Александровна также рассказала, что с приходом сезона холодов широким спросом пользуются и эфирные масла, и пластыри на основе масел (серии «Сопелка», «Дыши»), и мази, также на основе эвкалиптового и скипидарного масел (серия «Доктор МОМ»).

Работая над проектом, я провёл анкетирование учеников 4 «В» класса Ялгинской СОШ, так как мне стало интересно: а знают ли мои одноклассники, что такое эфирные масла.  Положительный ответ на этот вопрос мне дали только 22 % учеников. Анализ анкет показал, что 14% ребят знают, где используют эфирные масла, но лишь 9 % знают, что такое «ароматерапия». Отвечая на вопрос: «Какие эфирные масла вы знаете?», чаще всего мои сверстники называли масло пихты, эвкалипта, сосны, ели.

Я сделал вывод, что у ребят недостаточно знаний об эфирных маслах и их влиянии на организм человека.

На классном часе я рассказал ребятам, что такое эфирные масла, где они появились, какими способами получают. Также ребята узнали о том, как влияют эфирные масла на организм человека. Я порекомендовал, какие эфирные масла можно использовать для лечения ОРЗ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате нашего исследования нами были выполнены поставленные задачи:

1. Изучили материалы об истории, составе, влиянии и применении ароматических масел на организм человека, о способах их получения.

2. Получили эфирные масла в домашних условиях: розовое, апельсиновое и еловое.

3. Провели анкетирование среди учеников и интервьюирование врача и фармацевта на тему влияния эфирных масел на организм человека.

4. Разработали рекомендации по применению ароматических масел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...