Семья и школа: от диалога к партнёрству
материал (3 класс)

Миронова Юлия Леонидовна

Семья играет основную роль в развитии ребенка, формируя его нравственные начала и жизненные принципы. Семья может, как создать личность, так и разрушить ее, в возможностях семьи - укрепление или же ослабление психического здоровья ребёнка. От образа построения семейных отношений зависит, какими вырастут дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_shkola.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и школа: от диалога к партнёрству

(презентация опыта работы на  заседании  методического объединения  классных руководителей

МАОУ «Гимназия №1»)

Семья играет основную роль в развитии ребенка, формируя его нравственные начала и жизненные принципы. Семья может, как создать личность, так и разрушить ее, в возможностях семьи - укрепление или же ослабление психического здоровья ребёнка. От образа построения семейных отношений зависит, какими вырастут дети. Ребенку  свойственны чуткая реакция на поведение взрослых и быстрое усвоение уроков, полученных в процессе семейного воспитания. Именно в семье осуществляется подготовка ребенка к жизни, она представляет собой его первый и самый глубокий источник социальных идеалов, осуществляет закладку основ гражданского поведения.      

            Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.

 Мы с вами на практике наблюдаем, что ребенок, который вырос в проблемной семье, практически не поддается перевоспитанию. Но как подчеркивал Антон Семенович Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего- люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Учитель остается  одной  из важнейших фигур, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие родителей, школы и социума.

Проводя сравнительный анализ разных выпусков, наблюдаю изменение отношения родителей к школе. Увы, не в положительную сторону. Этому находятся  объяснения. Сегодня многие семьи беспокоит,  прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось сотрудничать с учителем? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Эти вопросы ставит перед собой любой классный руководитель, и я не являюсь исключением.

Моя главная задача -  создание и развитие доверительных взаимоотношений между школой и семьей.

 Помочь семье в воспитании и обучении ребёнка и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работе.

 В работе с семьями обучающихся определяю для себя несколько направлений:

1.Образовательная.

2.Психологическая.

3.Коррекционная.

4.Посредническая.

Организуя работу с семьей,  стараюсь учитывать следующее:

  • Постоянно и всесторонне изучать и знать семьи обучающихся.

Это очень важно. Причины изменения в поведении  ребенка таятся не только в его переходном возрасте, но и в семейных проблемах. Иногда классный руководитель не может справиться в одиночку, нужно подключать социальные службы. Для того, чтобы действительно понять, что нелегко сейчас всем сторонам воспитательного процесса, предлагаю социальный паспорт своего   3 «Б» класса:

Всего обучающихся- 26

Полные семьи-         22

Многодетные-         4

Неблагополучные-   нет

Семьи с детьми инвалидами-1

Опекунские-              1

Высшее образование-31

Среднее техническое-17

  • Любовь и уважение родителей  стараюсь завоевывать прежде всего своей добросовестной работой, чутким отношением к обучающимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.

Помню, что у каждого ребёнка есть свой мир, свои представления о жизни,  и они не обязательно должны быть похожими на мои. Очень выручает чувство юмора. Стараюсь уйти от штампов. Можно просто написать: «Ведение дневника «2». А можно поставить в известность родителей, что их ребёнок учится в самой счастливой школе России, где нет ни уроков, ни домашней работы, только одна беда - ставят двойки.

  • В общении с родителями избегаю назидательного тона, нравоучений, замечаний.

Это раздражает родителей, восстанавливает их против вмешательства, как им кажется, в их личные дела. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство из них знают о своих обязанностях, стремятся выполнить их, но не всегда умеют сделать это правильно. От того, как будет обращено слово педагога, каким тоном, при каких обстоятельствах оно будет сказано, часто зависит результат. «Добрый вечер, Марина Николаевна. У Димы две двойки по английскому языку. Поработаем вместе! Вы поможете ему выучить стихотворения, а я попрошу учителя спросить его» Приблизительно, таким образом, ведётся диалог по вечерам. Тот факт, что классный руководитель владеет информацией об ученике и предлагает пути решения проблемы вызывает у родителей большое уважение. Стремлюсь быть советчиком, храню известные мне семейные тайны. Давая совет, помню, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать и нанести вред.

  • Всегда помню о ранимости родительских чувств. 

Никогда не даю нетактичной оценки недостатков в учебе, развитии и поведении ребенка или тем более публичными отрицательными высказываниями о детях. Родительские собрания никогда не превращаются в комментарии  к детским оценкам. У меня есть правило- каждый родитель должен чувствовать себя на собрании спокойно и свободно. У каждого ребенка есть куча причин, чтобы его похвалить. Он слабо учиться, но он прекрасно дежурит, у него хорошие организаторские способности, он участвовал в соревнованиях, ему вручили грамоту….  Успех класса создается из успеха каждого ученика. Если классный руководитель видит не только негативные стороны, а прежде всего положительные, то родители это обязательно оценят.  Для обсуждения проблемных моментов , самый приемлемый способ- личная беседа.  

  • Точно также показываю детям положительные качества их родителей и, опираясь на это, способствую повышению их авторитета.
  • Считаюсь с мнениями родителей о своей деятельности, воспринимаю их критику в

свой адрес, не забываю при этом, что самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей.  Если я неправа, вспылила, я прошу извинения. Учу этому ребят. Главное не поступок, а как мы выходим  из конфликтных ситуаций. К  сожалению, современные дети очень не хотят использовать слово «простите».

Взаимоотношения с родителями необходимо строить как равно заинтересованные союзники. «Давайте посоветуемся», «А как думаете Вы?» - основной тон в общении с родителями.

Результат работы:

  • 100% личностный контакт с каждым родителем;
  • посещение родительских собраний- 100%;
  • инициативный работоспособный родительский комитет;
  • устоявшиеся традиции в классе;
  • создание единого воспитательного процесса «педагог -ученик-родитель»

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.  Темы, обсуждаемые на родительских собраниях, являются неотъемлемой частью программы повышения педагогической культуры отцов и матерей. В современных условиях каждый педагог должен уметь подбирать наиболее актуальные для просвещения родителей темы, исходя из особенностей классного коллектива; творчески подходить к разработке содержания родительских встреч, включая результаты анкетирования, интересные факты, творческие работы учащихся, советы компетентных лиц по вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения; активизировать деятельность родителей, разнообразив формы педагогического просвещения. На этот учебный год запланированы такие  родительские собрания:

1. Самосознание и образ «Я» младшего школьника 

2. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица

3. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против

4. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали

5. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение

6. Страхи детей и пути их преодоления

7. Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста.

Подготовка таких тем  требует очень тщательного подбора материала и изучения проблемы. Широко используем профессиональную занятость родителей. У нас есть школьный психолог; было бы  нерациональным не использовать этот потенциал. Ну и конечно же, уровень информированности классного руководителя имеет большое значение, поэтому к своему собственному просвещению отношусь тщательно. Использую активно интернет-ресурсы, с удовольствием записываюсь на вебинары.

В конце года проходит совместное родительское собрание в виде общественного форума достижений. Родители знакомятся с индивидуальными успехами детей и класса в целом. Каждый ученик обязательно в течение года где-нибудь принял участие.  Как приятно родителям , что любой успех их ребёнка замечен.  

В классе сложились свои традиции: экскурсии, День матери, поздравление именинников, поздравления с традиционными праздниками 23 февраля и 8 Марта.

Вся работа в классе привела к одному очень значительному результату. 3 «Б»  на сегодняшний момент не просто класс, а большая дружная семья, где дети и родители вместе.

           А своё выступление я хотела бы закончить словами великого  педагога-гуманиста  конца 18 века И.Г. Песталоцци: « Большое зло нашего времени ... заключается в том,

что наши отцы и матери почти полностью лишились осознания того, что ... могут сделать для воспитания своих детей»

Список используемой литературы

1.     Альманах « Общественно-активные школы в России: опыт, проблемы, перспективы»

2.    Корнетов Г.Б. Что такое общественно-активная школа? Москва-Тверь, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог семьи и школы как путь к формированию культурного поля школьника.

В современнои мире очень важно найти точку соприкосновения между учителем, школой и родителями.А вот как её найти, можно поразмыслить над этим вопросом....

Партнёрство семьи и школы в формировании личности человека

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс педагогических знаний. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их ...

Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»(Л. Кассиль) Макаренко подчер...

Педсовет."Семья и школа: от диалога к партнёрству."

Выступление на Педагогическом совете Центра....

партнёрство семьи и школы - важное условие личностного развития одарённых детей

До введения новых образовательных стандартов главное внимание уделялось, в основном, образовательным и воспитательным задачам. При введении ФГОС НОО важное место стали занимать и личностные универсаль...

Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы

Вопрос  о  гражданской  идентичности  ребенка  в  условиях   современной  жизни,  как  никогда  актуальна.  Ребенок  теряется  сре...

Семинар-практикум «Диалог семьи и школы: современные подходы к работе с родителями»

Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремя...