партнёрство семьи и школы - важное условие личностного развития одарённых детей
статья (2 класс) на тему

Кирпичникова Галина Николаевна

До введения новых образовательных стандартов главное внимание уделялось, в основном, образовательным и воспитательным задачам. При введении ФГОС НОО важное место стали занимать и личностные универсальные учебные действия.Классно-урочная система играет большую роль в личностном развитии обучающихся, однако школа - это не единственный социальный институт, где происходит развитии личности ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В соответствии с Законом РФ «Об Образовании» дети вправе рассчитывать на то, что их способности найдут понимание и поддержку учителя в поиске наилучшего  использования их возможностей и способностей. Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

На основании данного утверждения можно сделать актуальный вывод о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Вначале я опираюсь на родителей-энтузиастов, которые с удовольствием принимают участие в организации мероприятия. Остальных родителей я приглашаю поучаствовать в нем вместе со своими детьми. Очень важно понимать следующие ведущие мотивы включенности в инновационные процессы личностно-развивающей направленности:

  • возможность личностно-профессионального саморазвития при освоении концепций и технологий личностно ориентированного образования;
  • самоутверждение через овладение новым способом педагогической деятельности и переживание личного успеха в связи с этим;
  • самореализация в личностно-развивающей деятельности, позволяющей проявить свой потенциал и осуществить восхождение к индивидуальности ребенка.

Знание мотивов, характера их распределения немаловажно для организации эффективного процесса освоения личностно -ориентированных педагогических новаций.

Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.

Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. Это   в первую очередь  и учитываю  в своей работе.

Индивидуальная работа - это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов.

Учитывая их, стараюсь определять  методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. В индивидуальной работе с детьми руководствуюсь следующими принципами:

- установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне "учитель - ученик - класс";

- уважение самооценки личности ученика;

- вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;

- постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;

- создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.

Так, например, учащиеся с высоким интеллектом отличаются от других учащихся ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, развитостью воображения, широтой интересов. Эта группа детей требует особого внимания и уважения к уникальности личности, учета особенностей психики. Поэтому свои методы и приемы обучения и воспитания соотношу с более насыщенной и сложной деятельностью. Для развития одаренных детей создаю необходимые условия: атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и внеучебная деятельность.

Особого внимания требуют к себе дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности «группы риска» у ученика наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного подхода с "трудными",  применяю различные методы работы: переубеждение,  переключение, поощрение и наказание, самоисправление, "реконструкция характера".

Для данного этапа характерно использование общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяю методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение,  наказание, коррекцию.

 Коррекция - это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с учащимися.

Таким образом, индивидуальный подход - важнейший принцип обучения и воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного ее развития.

Использование в работе личностно- ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников» показало, что решение  и достижение цели образования и воспитания в современной начальной школе лежит в применении личностно ориентированных технологий обучения.

 Технология личностно ориентированного подхода:

1.Ставит ученика в такие условия, что он вынужден постоянно проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие трудности.

2.Создает условия для преодоления стереотипов учительского труда. Учебный процесс организуется как гуманное взаимодействие между учителем и учащимися. Ученик становится субъектом обучения.

3.Создает среду для постоянных условий самопознания, самосовершенствования, самовоспитания.                                                                                                

Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. В ходе классных часов планируется коллективная жизнь класса (воспитательное мероприятие).

Подготовка классного часа

Классный руководитель в ходе подготовки и проведения классного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:

  1. Определение целей и задач.
  2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
  3. Создание психологического настроя.
  4. Предварительная подготовка.
  5. Проведение самого мероприятия.

Содержание классных часов соответствует с программой воспитательной работы школы и соответствует следующим направлениям:

  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • правовое воспитание;
  • физическое и умственное развитие личности.

Основные принципы деятельности при организации и проведении классных часов:

  1. Принцип взаимосвязи сознания и деятельности предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение ребенка.
  2. Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает приоритетное внимание к развитию личностных качеств ребенка.
  3. Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций.
  4. Принцип продуктивности - получение реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка.

Основные компоненты классного часа:

  • целевой - целевые установки должны быть связаны прежде всего с развитием индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением его уникального образа жизни;
  • содержательный - содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения ребенка;
  • организационно-деятельный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Предполагается активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности;
  • оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Технологические аспекты организации классного часа:

  • определение совместно с учащимися тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы и цели классного часа, выбор формы проведения;
  • определение времени и места проведения классного часа;
  • определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
  • подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления по теме;
  • определение участников подготовки и проведения классного часа;
  • распределение заданий между участниками;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Дискуссионные формы проведения классного часа

Классный час с элементами диспута - публичный спор на важную тему, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой классного часа  - диспута.

Дискуссия- это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность.

Круглый стол- форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке; совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников.

Гостиная- одна из форм культурно - досугового  общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. В формате гостиной могут проводиться встречи с интересными людьми, вечера-воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

Салон  как мероприятие - это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные.

Мероприятия состязательного характера

Конкурс, конкурсные программы - это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков.

Викторина- вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

Клуб веселых и находчивых - юмористическая игра, в которой команды различных коллективов соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.

Презентация- представление общественности нового с определенными целями.

Турнир - это состязание. В турнире участвует четное число игроков.

Творческие формы классных часов

Праздник- это мероприятие, посвященное какому-либо торжественному событию. Формы проведения праздника весьма разнообразны - от детского утренника до массового шествия.

Фестиваль- массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества.

Выставка посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических детских походов, экскурсий.

Устный журнал- интересная форма проведения внеклассных занятий. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются диалогом основных ведущих журнала и литературно-музыкальными номерами. В устном журнале широко используется наглядность. Соответствующим образом оформляется  доска, сцена.

Концерт- публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных и т. п. номеров по определенной, заранее составленной программе. Основу концерта составляют номера.

Игровые формы классных часов: ролевые игры, интеллектуальные игры.

Мероприятия по психологическому просвещению: трениниг. Методы, используемые на тренингах: групповая дискуссия, игровые методы, моделирование ситуаций, медитативные техники, которые  используются для снятия излишнего напряжения у участников группы. 

Формы работы с учащимися вне школы:  экскурсии.

Вывод

В личностно-ориентированном классном часе целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъективными полномочиями обладает большинство учащихся. С точки зрения организационной деятельности учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребёнка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуации выбора успеха. Преобладают субъек-субъективные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление  обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе

Работая   по  технологии  личностно - ориентированного обучения и воспитания ,  считаю, что мы находимся  на правильном пути, поскольку  в классе каждый ученик успешно овладевает школьную программу и нашёл занятие по интересам и по душе.

По словам В. Сухомлинского: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от  ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности - несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства - первостепенная задача педагогики».

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. 

Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Список литературы

1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса - М, 2014.

2.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 2015.- №4.

3.Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 2016.- №4.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партнёрство семьи и школы в формировании личности человека

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс педагогических знаний. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их ...

Выявление и развитие одарённости детей как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы...

Статья "Взаимодействие семьи и школы, как условие всестороннего развития личности ребенка".

Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать всесторонне развитую личность....

Взаимодействие школы и семьи как условие личностного развития школьника». Обобщение опыта «Организация работы с родителями»

Данная тема проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления о системе работы с родителями. Мотивировать педагогов на тесное взаимодействие школы и семьи....

ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

      Чтобы вырастить полноценного человека, творческую и социальную зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники. Школа ставит перед собой мног...

Статья на тему: Стимулирование здорового образа жизни - как одно из эффективных условий личностного развития детей.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окру...