ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
статья
Чтобы вырастить полноценного человека, творческую и социальную зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники. Школа ставит перед собой много задач, но она может только помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Файзуллина Оксана Владимировна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №10 имени майора В.В. Малярова», г. Балаково Саратовской области
Чтобы вырастить полноценного человека, творческую и социальную зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники. Школа ставит перед собой много задач, но она может только помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей. Она никогда не сможет конкурировать с семьей. Жизнь доказала, что все беды у детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение поддерживать своих детей. В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90_е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, к воспитательному процессу (мы выбирали классных руководителей, отсутствовала система воспитательной работы, было необязательным проведение классных часов). В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни без учета российского менталитета. [1]
Современная педагогика столкнулась с проблемой дисбаланса, а именно несоответствия требований и мер ответственности учащихся, невыполнение требований. Какие факторы способствовали этому? Во-первых, у детей много прав при небольшом количестве обязанностей. Во-вторых, отсутствие системы ответственности. Причины: 1) субъективная (внешняя) причина- это то, что в 1989г была принята Международная Конвенция по правам ребенка, которая расширила правовые возможности детей; 2) внутренняя – семьи, в основном, малодетные, и ребенок для них – это центр Вселенной. Эта проблема стоит пятнадцать-двадцать лет. За каждую провинность, за каждое замечание родители бегут в школу с упреками в адрес педагогов, и с этим связаны произошедшие по всей стране в последнее время истории с оскорблениями и избиениями учителей.
Требования семьи к школе усилились, почему? Во-первых, семья стала более требовательной к школе, так как практически исчезло бесплатное образование в высших и средних учебных заведениях. Во-вторых, экономика страны, общество нуждается в грамотных людях, особенно в сфере инженерных технологий. Государственные структуры предъявляют требования к школе, одновременно сокращая часы для базовых предметов. Вузы предъявляют требования к выпускникам школ. Парадокс в том, что в период информационных систем знание базовых предметов и качество знаний снижается.
Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в период последнего десятилетия не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в школе, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д.
Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка. Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почётной обязанности перед народом, чем вырастить своих детей настоящими людьми, патриотами своей Родины. Опыт счастливых семей в воспитании детей представляет огромную социальную ценность, он способствует духовному и нравственному обогащению всего нашего общества.“Зачем клад, когда в семье лад” - говорят в народе. И действительно, наше настроение, отношение к людям, самостоятельная жизнь взрослых детей во многом зависят от той атмосферы, которая царила в семье. Если мы с теплотой вспоминаем наше детство, то, конечно, не потому, что оно было беззаботным с материальной стороны. Счастливое детство может быть только у тех детей, которые живут в счастливых семьях. Здесь дети не замечают своего счастья, как воздух, которым они дышат. Они природно и гармонично развиваются, живут многокрасочной жизнью, интересными мечтами.
“Тяжело передать словами то особенно светлое чувство, когда мы вспоминаем теплоту родного семейного гнезда. До глубокой старости остаются у нас какие-то задушевные связи с той семьёй, из которой мы вышли”, - писал выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский.[4]
Часто можно услышать: хорошая та семья, где вырастают хорошие дети. И это справедливо. Ведь, в конце концов, судьбу детей определяют не прекрасные порывы, мечты и слова, а общий микроклимат семейной жизни, его тональность, общая направленность. Нередко люди говорят: “Смотрите, никаких специальных целей семья не ставила, а дети выросли прекрасными”. Ничего случайного в этом нет, потому что родители такой семьи жили целеустремлённой и радостной жизнью маленького коллектива, где все любят друг друга, никто никому не обязан, где царит атмосфера взаимности, тепла, настоящей заботы. И это есть по-настоящему добрый психологический климат, и дети, выросшие в такой семье, не могут быть тунеядцами и эгоистами. Добрые семейные взаимоотношения совершенно не исключают разногласий мыслей, споров. Но в хорошей дружной семье они решаются без раздражения, без унижения человеческого достоинства взрослых и детей. В любой ситуации здесь не будет крика, взаимных обид, люди уважают мысли друг друга, ценят авторитет отца, матери, бабушки, дедушки.
А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. [2] Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребёнок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.
Особенно это актуально для современной общественно-политической ситуации. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, увеличением числа других антиобщественных действий особо настораживает складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентаций подростков, вытеснения традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижение общественно-политической активности, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое). При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Если обратиться к истории педагогики и образования в России, то еще в 18 веке главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина. В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии. Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального. В 90_е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, остро стоит вопрос об определении современного национального воспитательного идеала.
Вот как звучит определение воспитательного идеала в концепции современного воспитания учащихся: «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». [1]
Поэтому важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. И именно в современных условиях встает вопрос о том, что работа школы с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Здесь можно выделить три составляющих взаимодействия семьи и школы: это информирование родителей, педагогическое корректирование складывающихся отношений между взрослыми и детьми и практическое взаимодействие. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит родителям. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. В современных условиях необходима интеграция усилий школы и семьи. И здесь, наверное, будет уместным вспомнить, что же означает слово «интеграция». Интеграция (лат. Integratio —восстановление, восполнение) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частиц.[3] Интеграция усилий семьи и школы – это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех. ей и функций системы, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Общество заинтересовано в преемственности только прогрессивного духовного богатства народа. В осуществлении этой цели огромная роль принадлежит семье, которая впитала в себя современный образ мысли, педагогическую и общечеловеческую культуру. Благополучие любого цивилизованного общества в огромной степени зависит от социальной зрелости его членов, достигаемой путем формирования личности, развивающейся и самореализующейся в гармонии с самим собой и обществом. Важными показателями развития личности являются готовность подрастающего человека к трудовой, общественной и личной жизни.
Одной из задач воспитательной деятельности современной школы стоит формирование базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа.
В истории человечества у всех народов основным социальным институтом, обеспечивающим передачу нравственного опыта из поколения в поколение, была семья. Семья и в современных условиях является основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности.
Семья, как первичная общность людей, является формой реализации “первоначальной исходной духовности”. Семья – колыбель человечества, первая школа жизни, решающий фактор формирования личности. Именно в семье проходит очень важный период формирования ценностного сознания индивида, когда ценности, имеющие у родителей значение непреложных, механически осваиваются ребенком. Семья выступает первой референтной группой, чьи нормы и ценности он принимает как собственные и воплощает их в своем поведении. Через семью ребенок узнает особую версию культуры, основанную на позиции и опыте членов семьи.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Литература
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.,2009.
Макаренко, А.С. Книга для родителей [Текст] / А.С.Макаренко. – М.: Педагогика, 1983.-160с.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика [Текст] / В.А.Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения в 3т.: Т.3-М., 1981.-436с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Статья содержит рекомендации по организации самоуправления в начальной школе....
" ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ"
Статья посвящена проблемам дисбаланса в оспитании детей....
Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.
Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....
Предоставление собственного инновационного педагогического опыта "Гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста в условиях ГПД»
Воспитание – одна из стратегических задач образования. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Ребенок развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в п...
Статья на тему; «Воспитательная работа во внеурочной деятельности, как средство формирования нравственно богатой гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению.»
Цель данной статьи помочь учителю организовать воспитательную работу во внеурочной деятельности. Помочь сформировать личность способную к творчеству и самоопределению...
Статья "Взаимодействие семьи и школы, как условие всестороннего развития личности ребенка".
Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать всесторонне развитую личность....
Статья на тему: "Воспитательная работа в группе продлённого дня, как средство формирования нравственно богатой гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению".
Воспитательная работа в ГПД - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Данная статья призвана помочь воспитателю органи...