Мастер - класс на тему "Межпредметная интеграция - развитие целостной картины мира"
методическая разработка (3 класс)

Мастер - класс на тему "Межпредметная интеграция - развитие целостной картины мира обучающихся" на примере урока окружающего мира 3 класс "Кто что ест" с использованием кругов Эйлера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_na_konkurs.docx24.78 КБ
Файл prezentatsiya_master_klass.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Тема: Межпредметная интеграция – развитие целостности картины мира обучающихся. (Слайд 1)

Цели: повысить эффективность работы учителей, заинтересовать педагогических работников в интегрированных уроках.

Задачи:

- повысить уровень нового мышления;

- освободить учебное время для изучения нескольких предметов;

- расширить сферы получаемой информации.

Целевая аудитория: учителя начальных классов. (Слайд 2)

«Маленький мальчик рассматривал механизм своей новенькой машинки, и заметил, что одно колесико крутится в другую сторону. Тогда мальчик спросил у отца, почему оно двигается ни как остальные?

- Потому что только так будет работать двигатель и твоя машинка будет двигаться, - ответил отец» (Притча) (Слайд 3)

Как и эти колесики двигателя машины, разные предметы служат одной цели – развивать общекультурные ценности, личные качества, умение познавать новое и умение учиться.

В современной школе очень важно развивать целостность картины мира обучающихся. Решению данной проблемы учителю начальных классов помогает межпредметная интеграция. В словаре иностранных слов интеграция переводится, как объединение в единое целое каких – либо частей, элементов. (Слайд 4)

На интегрированных уроках появляется возможность выйти за рамки одного учебного предмета и наглядно продемонстрировать, как все в мире взаимосвязано, тем самым повысить мотивацию к изучаемым предметам.

Межпредметная интеграция – это не только объединение близких учебных предметов, но и совершенно разных, при изучении одной темы или целого раздела, в одно целое на основе общего подхода.

Очень часто, задавая вопрос своим ученикам: «Какой предмет вам нравится больше всего?», я слышу ответы такие, как физкультура, музыка, ИЗО. Очень немногие ответят – математика или литература. И это навело меня мысль, что нужно эти учебные предметы проводить по другому, чтобы было интересно. Так, чтобы дети сами захотели их изучать, а не изучали, потому что надо. Одним из таких решений является использование межпредметной интеграции в обучении.

Особенность интегрированного урока в том, что в один основной предмет интегрируются другие предметы, таким образов помогая шире изучить предмет, глубже понять его, увидеть целостность картины мира.

Такие уроки меняют и психологический климат в классе в процессе обучения, вовлекают каждого ученика в активный познавательный процесс, так как предоставляется возможность каждому проявить себя в той области, которая ему больше нравится, и поэтому наиболее интересна, а так применить свои знания на практике.

Я предлагаю рассмотреть межпредметные связи на примере интегрированного урока окружающего мира в 3 классе на тему:

 «Кто что ест».

Урок проходит с использованием кругов Эйлера. (Слайд 5)  Используя данный метод интеграции, объединяются такие предметы как геометрия, окружающий мир и литературное чтение.

-  Животные делятся на группы по типу питания: хищники, растительноядные, грызуны, насекомоядные.

 Показ картинок ежа, дикобраза, белки, крота.  (Слайд 6)

- Подумайте на какие две группы можно разделить этих животных по особенностям их питания. Как правило дети объединяют ежа и дикобраза в одну группу. А вот ученые считают иначе. Предлагается детям выяснить почему. Деление на 2 группы. Каждой группе выдается лист с кругами Эйлера и текст о животных. 1группа – дикобраз и белка, 2 группа- еж и крот.

Предлагается прочесть текст о животном и записать информацию о его питании внутри круга, другого животного внутри другого круга. Затем в области пересечения кругов, записать общие признаки для двух животных.

Рассказ о белке.

Белка, зверёк, конечно, лесной. Но нередко можно встретить её и в городском парке. Размеров белка небольших, она – обладательница красивого, пушистого хвоста.

Белка – умна, проворна. Отличительная её черта – забывчивость. Забывчивость – качество не самое лучшее, но в случае с белкой, это исключение. Закапывая на зиму в землю орехи, белка благополучно забывает о них, а из проросших семян появляются новые деревья. Забывает белка и про другие свои накопления — запасы желудей, шишек. А в зимний период пользуется сбережениями мышей и бурундуков.

В основном, белка питается орехами, желудями, семенами хвойных деревьев: елисосныкедра, лиственницы, пихты. Рацион белки включает в себя грибы и различные зерна. При неурожае и ранней весной белка ест почки на деревьях, лишайники, ягоды, кору молодых побегов, корневища и травянистые растения. 

Маленькие проворные зверьки отлично видят в темноте и обладают прекрасным обонянием.

А еще, белки не только отлично лазают по деревьям, но и ловко перепрыгивают с ветки на ветку, с дерева на дерево. Функцию руля в таких полетах выполнят хвост, он же служит белке и теплым одеялом.

Поздней осенью белка сменяет свою рыжую шубку на более теплую и неприметную, серебристо – серую. В вершинах густых ёлок белка устраивает себе гнездо, устилает его мхом. Таких гнезд у неё может быть несколько.

И вот в лютый мороз сидит белка в своём гнезде, заткнув вход мхом. Сытно и тепло. А если появится опасность, то в гнезде есть запасной выход в сторону ствола. Вот такая умная и предусмотрительная белочка!

Рассказ о дикобразе.

Дикобраз очень удивительное и миролюбивое животное. Название животного даёт возможность представить людям его внешность.

 На шее расположена грива, которую животное могу опускать или поднимать в самые ответственные моменты. Такое украшение в основном из щетины двух цветов: белого и серого.

 Иглы, которыми покрыто тело дикобраза, в длину достигают сорока сантиметров. На спине они являются острейшими, чего нельзя сказать о тех, которые находятся на боках и плечах.

Очень часто можно услышать рассказ, что во время угрозы дикобразы для своей защиты выпускают стрелы, то есть стреляют ими. Но все это выдумки. Все гораздо проще. Перед угрозой дикобраз начинает самостоятельно трясти своим хвостом, и иголки выпадают.

Дикобразов считают лучшими альпинистами в мире, ведь они без проблем выбирают на деревья и иголкам там крепятся. Эти животные никогда в жизни не плавают, поскольку этого они не умеют. Но у воды они также не тонут благодаря своим иглам, они играют роль поплавков.

 Больше всего дикобразы любят лакомиться яблоками, шиповником, а также разнообразным корешками. Для того чтобы полакомиться картошкой, или тыквой животное даже рискует отправиться на чей-то дачный участок

Стоит отметить, что дикобразы чаще всего охотятся ночью, ведь в светлое время дня они отдыхают и спят. Наибольшей популярностью среди дикобразов пользуются ветви деревьев и кора. Именно за это их считают самой большой угрозой лесов, ведь без коры деревьев они просто не могут обойтись даже дня. 

Зверушки без проблем выбираются на дерево благодаря своим крепким и длинным ногтям и ищут удобное место, чтобы полакомиться любимой едой. Угроза для лесов довольно-таки большая, ведь грызуны за одну только зиму могут уничтожить до сотни деревьев.

Рассказ про ежа

Автор рассказа: Ирис Ревю

Ёжик — один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания ежа – лиственные и смешанные леса. Болотистых местностей и исключительно хвойных массивов этот лесной житель избегает.

Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего – словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ежа всегда влажный.

Рацион «колючего и сердитого жителя», как его нередко называют – насекомые и их личинки, дождевые черви, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина.

Жилище ежа – гнездо или укрытие, сооружённое из листьев и веток у корней какого-либо дерева. Далеко от своего пристанища ёж не отходит. В дневное время суток в своём укрытии он находится постоянно. А ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание.

Набрав вес за лето, досыта отъевшись, всю зиму ёж спит в своём гнезде. Активную деятельность он начинает лишь при температуре воздуха свыше пятнадцати градусов.

Рассказ про крота.

Кроты — это небольшие животные с длиной тела от пяти до двадцати сантиметров. Весят эти товарищи от 9 до 170 граммов. Они приспособлены к подземному образу жизни. Холмики выходов из их подземных ходов часто видны даже на газонах в городах.

Туловище у крота округлое, вытянутое. Оно покрыто ровным, густым, бархатистым мехом. Передние лапки с крупными коготками у крота расширены как маленькие лопатки. Ими-то он и роет свои длинные подземные тоннели. Задние лапки слабее передних, а хвост короткий, голова удлинённая. Нос вытянут в виде подвижного хоботка. Шея почти не заметна. Не видно и ушных раковин. Глаза у зверька неразвиты, подслеповаты и у некоторых видов вообще зарастают. Зато хорошо развиты осязание и обоняние. Зубов Бог дал много — от 33 до 44.

Гнездо крот устраивает, конечно же, под землёй, на глубине 1,5—2 метра. Он выстилает свою норку листьями и сухой травой. Когда зверь роет себе нору, то он не выбрасывает землю на поверхность, а уплотняет её. Норы для поиска пищи делаются по-другому: лишняя земля просто выбрасывается наверх и образует характерные кучки — кротовины.

 На поверхности земли кроты передвигаются ползком, так как их лапы предназначены для рытья, а не для бега.

Животные очень прожорливы — съедают в день столько насекомых, гусениц и личинок, сколько сами весят. На зиму они запасают дождевых червей, оставляют их живыми, но парализуют, откусывая головы. 

Польза от кротов большая — они разрыхляют землю и тем самым способствуют её увлажнению и проветриванию.

Таким образом, выявляем, что еж и крот – это насекомоядные (Слайд 7), так как питаются насекомыми, а дикобраз и белка – грызуны. (Слайд 8)

  Чтобы учеба была в радость детям, главное в работе учителя -  быть заинтересованным самому. И тогда, будет интересно и тому, кто тебя слушает.  Многое зависит от самого учителя. Готовясь к уроку, нужно четко себе представить не только то, что конкретно по теме мы хотим объяснить ученикам, но и знать, с каким предметом будет целесообразно интегрировать тот или иной урок.

        Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

    Подводя итог, хочется сказать, что необходимо осознать каждому из нас, что межпредметная интеграция в современной школе - реальная потребность настоящего времени.  Она необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании у ребенка целостной картины мира.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Межпредметная интеграция – развитие целостной картины мира обучающихся»

Слайд 2

Цели: повысить эффективность работы учителей, заинтересовать педагогических работников в интегрированных уроках. Задачи : - повысить уровень нового мышления; - освободить учебное время для изучения нескольких предметов; - расширить сферы получаемой информации. Целевая аудитория : учителя начальных классов.

Слайд 3

«Маленький мальчик рассматривал механизм своей новенькой машинки, и заметил, что одно колесико крутится в другую сторону. Тогда мальчик спросил у отца, почему оно двигается ни как остальные? Потому что только так будет работать двигатель и твоя машинка будет двигаться, - ответил отец ». (Притча)

Слайд 4

В словаре иностранных слов термин интеграция (латинское – integration – восстановление, восполнение или integer – целый) переводится, как объединение в единое целое каких-либо частей, элементов.

Слайд 5

Круги Эйлера

Слайд 7

насекомоядные

Слайд 8

грызуны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование целостной картины мира

Тема статьи раскрывает, как в нашей школе через образовательную среду мы формируем у первоклассников целостную картину мира. При изучении общей темы мы с помощью слова, звука, линии, цвета, раскр...

Рабочая программа образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Познание», Формирование целостной картины мира, разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Свойства воды »

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.Основные задачи:1.Образовательные задачи:Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира «Как работает почта» (проект: «Посылка лесным жителям»)

Программные задачи:Продолжать знакомство с профессией почтальона, расширять представления о пользе его труда. Знакомить с людьми, работающими на почте, их атрибутами. Развивать зрительное и слуховое в...