Выступление по теме "Умение работать с разными видами учебных текстов"
статья

Кутлубаева Виктория Владимировна

Рассматривается технология продуктивного чтения, представлены таблицы, которые можно вести при работе с разными видами текстов, чтобы отследить читательские умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umenie_rabotat_s_tekstom.doc582.5 КБ

Предварительный просмотр:

       «Умение работать с разными видами учебных текстов»

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.

        Необходимость формирования у младших школьников различных способов поиска информации, а также приобретение «первичных навыков работы с содержащейся в текстах информации в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций» определена Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

        Изучив программу по литературному чтению, можно выделить особый раздел «Виды читательской деятельности», который включает в себя работу с разными видами текстов.  Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах, понимать авторскую позицию в произведениях, выделять главную мысль текста.

     Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется:

-владением техникой чтения,

-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),

- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

   Большое внимание на уроках литературного чтения уделяется работе с текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия -УУД) в учебных и жизненных ситуациях:

  • Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания».
  • Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста».
  • Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения».

     

     Образовательная система  предлагает единую для всех уроков технологию продуктивного чтения. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения. 

Приемы работы:

  • Чтение заглавия текста
  • Чтение выделенных слов
  • Рассматривание иллюстраций
  • Высказывание предположений о теме, содержании текста

Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

 

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Приемы работы:

  • Чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям)
  • Диалог с автором (Условия осуществления – находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение)
  • Работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером)
  • Выборочное чтение
  • Беседа по содержанию

Сравнение содержания текста со своим предположением

Цель - понимание текста на уровне содержания.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Приемы работы:

  • Постановка проблемного вопроса к тексту
  • Беседа о личности писателя. (Авторов статей нет, но если рассказывается об открытии какого-либо учёного, то часто беседуем о его исследовательских качествах)
  • Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)
  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному
  • Характеристика событий, места действия, поступков героев. (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: Осушая болота?, Убивая божью коровку?, Срывая цветы? и т.д.).
  • Выполнение заданий

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла  

  В своей работе учителя начальных классов применяют различные приёмы, которые дают эффективные результаты в данном направлении. Эта работа проводится с первых дней обучения в школе.

Вот некоторые приёмы и средства работы с текстом.

  • Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста.
  • Записать выделенные предложения в виде пунктов плана.
  • Внимательно прочитать текст.
  • Найти в тексте или составить самим предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные части)
  • Разделить текст на достаточно большие законченные смысловые части.
  • Повторно прочитать текст и решить, точно ли составленный план отражает основное содержание текста.
  • Восстановить деформированный текст, части текста.
  • Распределить заголовки согласно содержанию текста.
  • Ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста
  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Чтение в лицах.
  • «Жужжащее чтение».
  • Чтение цепочкой по предложению.
  • Чтение цепочкой по абзацу.
  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  • Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
  • Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
  • Нахождение самого длинного слова в тексте.
  • Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
  • Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
  • Чтение с пометками непонятных слов.
  • Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)
  • Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
  • Викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.

Нетрадиционные приёмы работы с текстом

Составление кластера

Верные и неверные утверждения

Написание синквейна

Толстые и тонкие вопросы

Приём “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие? (Кто? Что? Когда?)

Толстые?(Почему вы думаете? )

Составь задание

Метод проектов, который способствует развитию творчества учащихся.

     Используется поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

      При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

      Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

       На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.

Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

       На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения.

     На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

      На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

     Обучение работе с текстами, продуманное и поэтапно реализуемое, даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом. 

   Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по литературному чтению, русскому языку, математике, предмету «окружающий мир». При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, краткой записи, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.

      Для того чтобы понять, в какой степени сформированы текстовые умения у детей, проводится диагностика  на основе методических рекомендаций Н.А.Ипполитовой,

Данная диагностика выявляет следующие текстовые умения:

1. Умение озаглавить текст.

2. Умение определить тему и основную мысль текста.

3. Умение составить текст по плану.

         В ходе диагностики учащиеся оцениваются по критериям, каждый пункт оценивается по 3-х бальной шкале.

Результаты диагностики заносятся в итоговую таблицу.

Комплекс заданий для проведения итоговой диагностики сформированности текстовых умений

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Дети были очень милые. Настя был как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик был один чистенький и глядел вверх попугайчиком.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

М. Пришвин

Прочитайте. Определите тему и главную мысль текста.

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Сыновья не слушались.

Вот отец велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько сыновья не белись, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: «Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет. Если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит».

Л. Толстой

Составьте по представленному плану текст

1. При каких обстоятельствах произошел с вами этот случай

2.Описание ситуации 3. Чем все закончилось

4. Почему этот случай мне запомнился

Комплекс заданий для проведения итоговой диагностики сформированности текстовых умений

  • Прочитайте. Озаглавьте текст.

Стояли трескучие морозы. Каждое утро Костя выносил птицам свежий корм. Однажды у кормушки мальчик увидел синичку. Она лежала на снегу. Костя принес птичку домой, поместил ее в клетку. Синичка открыла глаза и ожила. Костя поставил в клетку чашку с пшеном и блюдце с водой. Синичка жила у мальчика всю зиму. Весной Костя выпустил птичку на волю.

Г.Скребницкий

  • Определите тему и главную мысль текста.

В старой роще над тихим озером жил соловей. Был он маленький, незаметный, коричневато-серый, как воробушек, но имел такой чудный голос, что не было ему равного певца.

Н. Богословский

  • Составьте текст «Мое любимое животное» по плану

1. Описание животного

2. Где я впервые с ним познакомился

3. Чем оно мне нравится

Таблица №1

№ п\п

ФИ учащегося

Номер варианта

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Таблица 2.

№ п\п

ФИ учащегося

Тема текста

План текста

Герои текста

Пересказ текста

Проект

Итог

Уровень

Оценка сформированности умения озаглавить текст у  младших школьников

Балл

Проявления

2

Учащийся может самостоятельно озаглавить текст, прослушав его либо бегло прочитав.

1

Учащийся может озаглавить текст, внимательно прочитав его, либо по наводящим вопросам учителя.

0

Учащийся не может озаглавить текст даже после внимательного прочтения и вопросов учителя.

Оценка сформированности умения определить тему и основную мысль текста у  младших школьников

Уровни

Проявления

2

Учащийся может самостоятельно определить тему и основную мысль текста, услышав его от учителя либо после самостоятельного чтения.

1

Учащийся может определить тему и основную мысль текста, внимательно вчитавшись в него, либо с помощью учителя.

0

Учащийся не может определить тему и основную мысль текста.

Оценка сформированности умения составить текст по плану у  младших школьников

Уровни

Проявления

2

Учащийся может самостоятельно составить связный текст по указанному плану.

1

Учащийся может по представленному плану составить связный текст при помощи учителя.

0

Учащийся не может составить связный текст по плану.

Уровни развития текстовых умений младших школьников:

0-2 – критический уровень;

3-4 – допустимый уровень;

5-7 – оптимальный уровень.

Уровни   сформированности    текстовых умений   младших  школьников

Уровни

Проявления

Оптимальный

Учащийся может самостоятельно (с небольшой подсказкой учителя) озаглавить текст, определить основную мысль и составить план текста (текст по плану).

Допустимый

Учащийся может озаглавить, определить основную мысль и составить план текста (текст по плану) с помощью наводящих вопросов учителя, либо с подсказкой одноклассника

Критический

Учащийся не может озаглавить текст, определить основную мысль и составить план текста

Уровни    сформированности    текстовых  умений  в  результате   итоговой диагностики

№ п/п

Ученик

итоговая диагностика

озаглавливание

текста

Определение

темы и основной мысли

составление

текста по плану

итого

уровень

1

1

1

0

2

низкий

2

1

1

1

3

средний

3

1

1

0

2

низкий

4

1

1

0

2

низкий

5

1

1

1

3

средний

6

1

0

0

1

низкий

7

1

1

1

3

средний

8

2

2

1

5

высокий

9

1

1

1

3

средний

10

1

0

0

1

низкий

11

2

1

1

4

высокий

12

1

1

1

3

средний

13

1

0

0

1

низкий

14

2

2

1

5

высокий

15

1

1

0

2

низкий

Таблица 3 Проверка техники чтения   2а класса   Дата проведения                             Норма чтения    

№п\п

ФИ учащегося

Способ чтения

Правильность чтения

Техника чтения

осознанность

выразительность

оценка

По слогам

Целыми словами

Без ошибок

1-2 ошибки

Более 3

Замена, пропуск

повторы

окончания

Постановка ударения ударения

выше

ниже

норма

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

по предмету литературное чтение

____________класс

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

1.

Умение читать текст:

Плавно

Правильно  (без ошибок)

Осознанно (осмысленно)

 Выразительно

Целыми словами

2.

Умение работать с книгой:

Объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием

Ставить вопросы к тексту и пересказывать его

Составлять план произведения, рассказы о героях

Определять тему и главную мысль текста

Выявлять авторское отношение к персонажам

Сопоставлять разных героев

Определять свое отношение к произведению и героям

Представлять книгу по титульному листу, оглавлению, предисловию

Различать малые фольклорные жанры

Находить сравнения, метафоры, олицетворения

Различать сказку, рассказ, басню

Выделять портрет героя, его поступки, описание природы

3

Творческая деятельность:

создавать словесные иллюстрации к тексту

вести рассказ от лица героя

читать текст по ролям, участвовать в инсценировках

Таблица сформированности универсальных учебных действий

Показатели сформированности

  универсальных учебных  

                             действий  

 

1класс

2класс

3класс

4 класс

           вывод

1п

2п

1п

2п

1п

2п

1п

2п

I   Сформир-ть личностных УУД

1.1Сформированность учебно-познавательного интереса

1.2   Соблюдение норм школьного поведения

1.3   Самооценка

1.4Нравственно-этическая   ориентация

1.5   Эмоциональная отзывчивость

II   Сформир-ть регулятивных УУД

2.1   Действие целеполагания

2.2   Действие планирования

2.3 Действия контроля и коррекции

2.4   Действие оценки

2.5   Саморегуляция

III Сформир-ть познавательных УУД

3.1  Умение добывать новые знания, находить   ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

3.2 Умение отличать известное от неизвестного в   ситуации, специально созданной учителем

3.3   Умение делать выводы

3.4 Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

3.5 Группировка и классификация объектов

3.6 Установление   причинно-следственных связей

3.7   Умение выявить аналогии на предметном материале

3.8Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и   схем

IV   Сформир-ть коммуникативных УУД

4.1   Умение работать в паре и группе

4.2   Умение оформлять свою мысль в устной речи

4.3   Умение выразительно читать и пересказывать текст

4.4   Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

4.5 Умение выполнять различные социальные роли в группе  в соответствии с задачами учебной деятельности

Итоги комплексного итогового тестирования во 2 а классе.

Ф.И.

Чтение

Чтение

Русский

Русский

Окружающий мир

Математика

Математика

Математика

Математика

Чтение

Чтение

10з

Русский

11з

Самос. выполн раб.

Ито

го 20б.

1

90

0

2

1

1

0

1

0

1

0

1

1

2

10

2

75

1

2

1

2

1

1

0

2

0

1

0

2

13

3

80

1

1

1

1

1

1

2

1

0

1

1

2

13

4

42

1

2

1

1

1

1

0

2

1

1

1

2

14

5

116

1

2

1

2

2

1

0

2

1

1

1

1

15

6

95

1

2

1

1

0

1

1

2

1

1

0

2

13

7

70

1

2

1

1

2

1

0

1

1

1

0

2

13

8

120

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

0

2

14

9

46

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

10

10

50

1

2

1

2

1

1

0

2

1

1

0

2

14

11

106

1

1

1

2

2

1

0

2

1

1

0

2

14

12

75

1

1

1

2

2

1

2

2

1

1

1

1

16

13

90

0

2

1

1

0

1

0

1

1

0

0

2

9

14

101

1

2

1

2

1

1

0

1

1

1

1

2

14

15

60

0

2

1

0

1

1

1

1

0

0

0

2

9

16

30

0

2

0

1

0

0

0

2

1

0

1

2

9

17

72

1

2

1

1

1

1

0

1

1

1

1

2

13

18

94

1

2

1

1

2

1

2

2

1

1

1

2

18

19

60

0

2

1

1

1

1

0

1

1

0

0

2

10

20

69

1

2

1

2

2

1

1

2

0

0

0

2

14

21

63

0

1

0

1

0

0

0

0

1

0

0

1

4

22

75

1

2

1

2

2

1

0

2

1

1

0

2

15

23

120

1

2

1

2

1

1

2

1

1

1

0

2

15

По плану

24

48

24

48

48

24

48

48

24

24

24

48

480

По факту

18

42

22

33

25

22

13

34

18

17

11

44

301

% выполненных заданий

75

87,5

91,6

68,7

52

91,6

27

70,8

75

70,8

45,8

91,6

62,7

Ф.И.

Базовый уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

15

+

17

+

18

+

19

+

20

+

21

+

22

+

23

+

24

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работ с различными видами текстов на уроке чтения.

Известно из работ психологов из практики нач. обучения, что у учащихся начальных классов особое восприятие художественных произведений. С одной стороны, оно фрагментарно, дети уделяют внимание отдельн...

«Дидактические возможности учебных текстов различных видов на уроках ОРКСЭ».

Учащимся в процессе освоения курса ОРКСЭ предстоит овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, овладеть осознанным построением речевых высказываний в соответствии с задачами...

Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"

В начальную школу дети  уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито  большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого хара...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе для администрации и родителей учащихся гимназии. Тема: « Закрепление разных видов разбора. Работа с текстом».

laquo;Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими люд...

Развитие познавательных логических УУД младших школьников при работе с разными видами диктантов и списываний

Разработка комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие логических УУД...

Активные приёмы работы с текстом на уроке математики.Таблица как форма записи условия при решении разного вида задач. Статья.

Использование таблиц на уроке математики. Таблица как форма записи условия при  решении разного вида задач....

Формирование разных видов результатов освоения образовательной программы согласно ПРП на основе учебных заданий

Данная работа содержит пакет заданий для формирования предметных, метапредметных, личностных результатов при изучении темы: "Составление таблицы умножения 3 и на 3.Решение задач".Место в уче...