Развитие познавательных логических УУД младших школьников при работе с разными видами диктантов и списываний
статья по русскому языку (3 класс)

Трутнева Елена Владимировна

Разработка комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие логических УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_kat._razvitie_uud.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие познавательных логических УУД младших школьников при работе с разными видами диктантов и списываний»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Разработка комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие логических УУД……………………………………………………

  1. Разработка комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие логических УУД

Целью формирующего этапа было создание комплекса  заданий и упражнений, направленных на развитие логических УУД.

Рассмотрим основные направления формирования грамматико-орфографических тем.

  1. Упражнения на анализ

  • На умение выделять существенные признаки

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Телефон (экран, кнопки, картинки, музыка, видео)

  • На последовательное исключение слов

Сиреневый, голубой, альбом, красное, желтый

Кот, лошадь, совы, снилось, лиса, собаки

Рассказ, приехал, пассажирское, лыжи

Маленький, удобный, диван, сидеть, лежать

  • На выделение звуков в слове

Янтарь, ежевика, юла

Танцевать, рисовать, сочинять

Хрупкий, легкий, воздушный

Скромность, смелость, доверчивость

  1. Упражнения на классификацию

  • На установление закономерности подбора слов

Клапан –флейта

Кастрюля –посуда

Футбол –спорт

Клубника –ягода

  • На замену словосочетания одним, близким по смыслу словом

Остаться без еды – голодать

Остаться без денег – обнищать

Остаться с носом – проиграть

Остаться у порога –выгнать

  • На составление и корректировку определений

Рассказ – (литературное) произведение

Соната – (музыкальное) произведение

Поэт – создатель (поэтического) произведения

Музыкант –создатель (музыкального) произведения

  1. Упражнения на обобщение

  • На установление смысловой связи между парами слов

Снег белый, малина (теплая, красная, сочная, сладкая)

Стул деревянный, дом (высокий, новый, кирпичный, серый)

Лед холодный, суп (горячий, вкусный, рыбный, свежий)

  • На нахождение общей части двух слов

У (…) от рок пи (…)атка рог х (…)ый лев

Мало (…)арь ток мог (…)орь як бор (…)но сук

Пос (…)икан пел кап (…)лость уста

  • На установление по степени их обобщенности

Обувь, зимняя обувь, валенки

Василек, цветок, полевой цветок

Домашнее животное, корова, животное

  1. Упражнения на сравнение

  • На умение найти лишнее слово

Сосна

Клен

Ясень

  • На сравнение согласных звуков

День, август

Доброта, честь

Море, песок

  • На сравнение слогов в слове

Порядочный, ласковый, преданный

Злой, трусливый, печальный

Морской, добродушный, верны

Вопросы для заданий и упражнений по русскому языку для 3 класса

Классификация

Обобщение

Сравнение

1. Выделить корень и окончание слова.

2. Выписать имена существительные в 2 слога, в 3 слога.

3. Выписать только вопросительные и восклицательные предложения.

4. Выписать слова с непроизносимыми согласными СН, СЧ, ЧН

5. В именах прилагательных подчеркнуть мягкий согласный звук.

6. Подчеркнуть слова с парными согласными буквами и поставить в них знак ударения.

7. Подчеркнуть однородные члены предложения.

1. Выписать слова только с одинаковыми частями речи.

2. Продолжить ряд слов близких по значению.

3. Заменить имя существительное на имя прилагательное.

4. Записать распространенное предложение со словами.

5. Найти границы предложения и правильно определить знак препинания.

6. Написать НЕ с глаголами разной формы.

7. Озаглавить текст и составить к нему план.

1. Заполнить схемы слов и обозначить  их условными знаками.

2. Подобрать противоположные по смыслу слова.

3. Придумать и записать разные предложения со словом.

4. Выписать из текста слова с приставками и выделить их.

5. Выписать слова муж.рода и жен.рода с шипящими согласными на конце.

6. Выписать имя прилагательное и выделить его окончание.

7. Выписать глагол и указать его лицо.

Для развития логического мышления можно использовать разные виды диктантов:

         Таблица

Диктанты для развития логического мышления

Название диктанта

Методика

Текст

1.Предупредительный диктант

Используется в целях отработки приёмов применения правила, направлен на овладение учащимися алгоритмом действий и проводится после изучения той или иной темы, а также в тех случаях, когда учебный материал долгое время не повторялся, т.е. его цель – предупредить появление ошибок.

В(е,и)сной птицы прил(е,и)тают (с) з(и)мовок. (В) пути их ждут трудности и беды. (В) сыром мраке туманов они т(е,и)ряют д(а,о)рогу, разб(е,и)ваются (об) острые скалы. М(а,о)рские бури л(о,а)мают их пер(ь,), сб(и,е)вают крыл(ь,-)я.

2.Комментированный диктант

Предполагает объяснение орфограмм непосредственно в процессе письма.

Полетел по лесу комарик, устал, захотел пить. Увидел он цветок. У цветка стебелек зеленый, наверху – маленькие белые колокольчики, внизу – крупные багровые реснички. Не стал комарик пить росу – это хищная росянка.

3.Выборочный диктант

Требует записи не всего текста диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию.

Часто слезы вызывает крапива у детишек. А ведь это полезное  и вкусное растение. Из молодой крапивы варят борщ, готовят салат, а в старину делали крепкие нитки и ткали холст. В некоторых странах видов делают сети.

4.Самодиктант или письмо по памяти

Учащиеся запоминают текст, воспринятый на слух, и затем записывают его самостоятельно, диктуя себе.

Рожь попала к нам в страну из Афганистана. Долгое время рожь считалась сорняком. Никто ее не сеял. Рожь сама появилась на пшеничном поле и жила среди золотистых колосков. Часто урожай пшеницы снимали пополам с рожью.

5.Диктант «Проверяю себя».

В процессе записи текста дети подчёркивают все те орфограммы, в написании которых  они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово.

Белка всю зиму живет  на растительной пище. Ест заготовленные с осени грибы. Лущит орешки. А весной любит полакомиться мясным. Белка отыскивает птичьи гнезда на ветвях и дуплах деревьев.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"

  Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...

Работа с текстом как способ развития словесно-логического мышления младших школьников

Статья обращает внимание на то , как работа с текстом на уроках русского языка и чтения важна для развития словесно- логического мышления младших школьников....

Развитие словесно-логического мышления младших школьников

В статье рассмотрены виды мышления, логические операции, формы логического мышления. Представлены педагогические  условия для развития логического мышления. Приведены примеры заданий и упражнений...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"

 Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...