Выступление на педагогическом совете
методическая разработка
«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов
в условиях реализации ФГОС ОВЗ».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Доклад на педагогический совет:
«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов
в условиях реализации ФГОС ОВЗ».
Всем известно, что профессия учителя является одной из наиболее творческих видов деятельности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой.
Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к организации учебного процесса.
Слайд 2
Творчество в работе педагога - это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают учащихся новыми знаниям, желанием сотрудничать.
Слайд 3
Творческий педагог - прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами:
– научным психолого-педагогическим мышлением,
– высоким уровнем педагогического мастерства,
– определенной исследовательской смелостью,
– развитым педагогическим чутьем и интуицией,
– критическим анализом,
С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение темпов развития, изменения и перехода на новый уровень.
Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, снижение уровня воспитательно-образовательного процесса.
Слайд 4
Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия:
– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;
– мотивационная готовность педагога;
– знания о нововведениях;
– материальная база.
Для того, чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности педагогической деятельности.
Критерии успешности учителя
Слайд 5
Педагогические
Уровень обученности наших учеников
Уровень сфомированности общечеловеческих умений и навыков.
Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию
Образование педагогов и повышение квалификации
Способность к самоанализу, рефлексии
Инновационная деятельность
Слайд 6
Психологические
Интерес, мотивация
Сознательное обучение
Взаимоотношение в системе «ученик-учитель»
Учёт индивидуальных особенностей ученика.
Слайд 7
Личность учителя
Эмоциональность
Выразительность речи
Творческое начало личности.
Поэтому вашему вниманию я предлагаю следующие рекомендации, которые помогут вам в развитии и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.
Слайд 8
Рекомендации преподавателю по развитию творческих способностей
1. Факторы, способствующие развитию творческой активности
♦ система дидактических умений;
♦ анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование,
система стимулирования педагогического труда.
2. Источники творчества
♦ изучение опыта коллег;
♦ чтение научной литературы;
♦ картотека интересных фактов;
♦ вопросы учащихся, которые анализируются;
♦ общение с коллегами, друзьями, учащимися.
Таким образом, творческий педагог - обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
Слайд 9
3. Условия для творческого развития преподавателя
♦ нравственно-психологический климат коллектива;
♦ стимулирование к нестандартным решениям;
♦ материальная база;
♦ свобода критики;
♦ проведение дискуссий;
♦ влияние личности руководителя;
♦ наличие свободного времени.
4. Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал учащегося
♦ педагогический такт;
♦ способность к сочувствию;
♦ сопереживанию;
♦ артистизм;
♦ умение ставит неожиданные вопросы;
♦ создание проблемных ситуаций;
♦ поощрение учителем детского воображения.
Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности преподавателя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.
Слайд 10
5. Формы педагогического творчества
♦ творческие группы: проблемные, инициативные;
♦ разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.
В качестве результата творческой работы над собой можно представить следующие модели учителя и учащегося.
Слайд 11
Модель учителя, развивающего творческую активность учащихся
♦ доброжелателен и чуток;
♦ разбирается в психологии детей;
♦ имеет высокий уровень интеллекта;
♦ имеет педагогическое образование или хобби;
♦ широкий круг интересов и умений;
♦ имеет живой и активный характер;
♦ обладает чувством юмора;
♦ проявляет гибкость, готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
♦ имеет творческое мировоззрение;
♦ обладает жизнестойкостью;
♦ имеет позитивную Я – концепцию;
♦ обладает целеустремленностью и настойчивостью;
♦ обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей;
♦ эмоциональная стабильность;
♦ коммуникабельность;
♦ владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.
С 01.09.2016 года вступили в силу ФГОСы для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Слайд 12
Основные цели введения стандартов:
- введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;
- оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;
- развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
Понятно, что устремление образования в будущее необходимо для стимуляции развития, как обычного ребенка, так и ребенка с ОВЗ, и для отечественной педагогической культуры характерно не ограничиваться утилитарными знаниями, которые могут использоваться лишь непосредственно «здесь и сейчас». В соответствии с этими традициями, при разработке академического компонента в каждой из шести содержательных областей применяется логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребенка: обучение «ведет» за собой развитие.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.
Логика ориентации на актуальный уровень психического развития ребенка и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности и здесь остается единой для всех вариантов стандарта. При этом роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования.
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
Предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
И если ты умеешь извлекать из общения с такими детьми максимум пользы для себя, ты нахадишься на ступени сформированности творческой позиции.
Определение проблем, выработка альтернативных решений, ожидаемых результатов, коллективный поиск путей повышения качества образования, традиции – это уклад жизни школы, где развиваются люди как личности, уважающие и понимающие друг друга, помогающие и поддерживающие друг друга, договаривающиеся между собой и умеющие быть собой.
Завершая размышления о творческом подходе к образовательному процессу, мы подчеркиваем, что современный хороший учитель - уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции. Чтобы найти драгоценный ключик к сердцу каждого ребёнка, нужно учиться слушать внутренние ритмы его души, а это сложная наука - наука побеждать.
Слайд 13
В заключение своего выступления, вашему вниманию предлагаю 8 заповедей творческой личности:
1. Будь хозяином своей судьбы.
2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
5. Развивай свои творческие способности.
6. Культивируй в себе смелость.
7. Заботься о своём здоровье.
8. Старайся мыслить позитивно.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. В. Г. Белинский
Личностные качества творческого педагога
Педагогические условия успешного развития
Критерии успешности учителя Педагогические: уровень обученности наших учеников; уровень сфомированности общечеловеческих умений и навыков; состояние исследовательской работы и работы по самообразованию; образование педагогов и повышение квалификации; способность к самоанализу, рефлексии; инновационная деятельность.
Критерии успешности учителя Психологические: интерес, мотивация; сознательное обучение; взаимоотношение в системе «ученик-учитель»; учёт индивидуальных особенностей ученика.
Критерии успешности учителя Личность учителя: эмоциональность; выразительность речи; творческое начало личности.
Рекомендации по развитию творческих способностей 1. Факторы, способствующие развитию творческой активности: ♦ система дидактических умений; ♦ внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно- методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда. 2. Источники творчества ♦ изучение опыта коллег; ♦ чтение научной литературы; ♦ картотека интересных фактов; ♦ вопросы учащихся, которые анализируются; ♦ общение с коллегами, друзьями, учащимися.
Рекомендации по развитию творческих способностей 3. Условия для творческого развития преподавателя ♦ нравственно-психологический климат коллектива; ♦ стимулирование к нестандартным решениям; ♦ материальная база; ♦ свобода критики; ♦ проведение дискуссий; ♦ влияние личности руководителя; ♦ наличие свободного времени. 4. Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал учащегося ♦ педагогический такт; ♦ способность к сочувствию; ♦ сопереживанию; ♦ артистизм; ♦ умение ставит неожиданные вопросы; ♦ создание проблемных ситуаций; ♦ поощрение учителем детского воображения.
Рекомендации по развитию творческих способностей 5. Формы педагогического творчества ♦ творческие группы: проблемные, инициативные; ♦ разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.
Модель учителя ♦ доброжелателен и чуток; ♦ разбирается в психологии детей; ♦ имеет высокий уровень интеллекта; ♦ имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби; ♦ широкий круг интересов и умений; ♦ имеет живой и активный характер; ♦ обладает чувством юмора; с ♦ готов к самосовершенствованию; ♦ имеет творческое мировоззрение; ♦ обладает жизнестойкостью; ♦ имеет позитивную Я – концепцию; ♦ обладает целеустремленностью и настойчивостью; ♦ обладает зрелостью; ♦ эмоциональная стабильность; ♦ коммуникабельность; ♦ владеет передовыми технологиями обучения и воспитания.
8 заповедей творческой личности: 1. Будь хозяином своей судьбы. 2. Достигни успеха в том, что ты любишь. 3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. 4. Строй свои отношения с людьми на доверии. 5. Развивай свои творческие способности. 6. Культивируй в себе смелость. 7. Заботься о своём здоровье. 8. Старайся мыслить позитивно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/08/picture-76086.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-466514-1406701174.jpg)
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-340507-1415045242.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-83947-1579967881.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-140120-1352985963.jpg)
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...