Патриотическое воспитание младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

выступление на МО о значении патриотического воспитания в формировании личности младшего школьника, в формировании юного гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

 «Патриотическое воспитание младших школьников»

Учитель МБОУ СОШ №15

г. Нерюнгри

Ушенкова Н.И.

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». 

Т. Г. Шевченко.

Огромное значение имеет патриотическое воспитание в формировании личности школьника, формировании юного гражданина России.

Я убеждена, что гражданско-патриотическое воспитание одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе.

Слова «патриот», «патриотизм», «гражданин» греческого (от греческого слова patris)  происхождения и переводятся как соотечественник, родина. В российском лексиконе эти слова появились в петровскую эпоху.  

Обратимся к словарям. Толковый словарь Ожегова трактует патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите. Кроме того, подчеркивается что это чувство глубокое, древнее.. 

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.  

 В младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Младший школьный возраст - это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка - определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы, часто имеют доминирующее значение. Младший школьный возраст – наиболее подходящий для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

        На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.

Патриотизм применительно к ребенку младшего школьного возраста  это формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, это потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства.  

В.А. Сухомлинский говорил, что прежде надо засеять семенами красоты поле детского сознания — научить школьников чувствовать красоту родной земли, красоту человека, поступка. Любовь к Родине вбирает в себя любовь к родной природе, к труду к семье, школе, любовь к друзьям, к книгам и полотнам художников, любовь к своему делу, ко всему прекрасному и великому, чем живет наш народ.  

В воспитании патриотизма нет ничего несущественного. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав чувство любви к людям, окружающим ребенка,— к сверстникам и взрослым. Умеет ли ребенок близко к сердцу принимать радости и тревоги, непосредственно не имеющие отношения к его личной жизни? Есть ли у него очень дорогие ему люди, ради которых он способен жертвовать своими интересами? Или же всё внимание ребенка сосредоточено на удовлетворении собственных прихотей и желаний?

Все это очень важно в воспитании патриотизма. Без умения остро ощущать красоту родной земли, красоту человеческого поступка нет гражданственности.

Направления  патриотического воспитания  детей младшего школьного возраста: семейное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, художественное, экологическое, физкультурно-оздоровительное.

1) Семейное направление.

Отношение к Родине начинает закладываться в семье. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности,  оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Любовь к Отечеству начинается с любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам, с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни. Домашнее тепло — одно из условий счастливого детства. Счастливое детство способствует формированию доброго и здорового человека. Душевно здоровые, крепкие, развитые люди образуют здоровое общество. Следовательно, создание домашнего очага для ребенка — дело не только самих родителей, оно лежит в интересах общества. Знакомство с семьей, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями.

Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения и традиции  своей семьи и составляют герб семьи.

  1. Историко-краеведческое направление.

      ...   С чего начинается Родина?

      С заветной скамьи у ворот.

      С той самой березки, что во поле

      Под ветром,  склоняясь, растет…

Любовь к родине начинается с изучения истории своего края.                                                                                                                                 Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Знакомство с городом, где живут школьники, его историей, гербом, традициями, достопримечательностями. Экскурсии в городской исторический музей, в городскую библиотеку, в городской парк и др.  

     3) Гражданско-патриотическое направление.

     Важнейшим компонентом патриотического воспитания является отношение к природе как дому человечества. Основано на любви к Родине и народу, гражданском долге готовности служению Отчизне. Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились (Бернард Шоу).         Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Смотр строя и песни, «Старость в радость», «Подари тепло детям»,  Конкурс «Я имею право на образование», классный час ко Дню Конституции РФ, к Международному Дню Толерантности, открытка ветерану к Дню Победы, письма детям войны и др.      

      4) Художественное направление.

      Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, музыкальному фольклору, народным играм. На примерах классиков учатся любить и охранять Родину и родную природу, восхищаться подвигами героев, сопереживать. Уроки внеклассного чтения по произведениям Гайдара, Кассиля, Алексина и др.  

      5) Экологическое направление – воспитание любви к природе.

      6) Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения. «Веселые старты»,  «А ну-ка, мальчики!»,  «Папа, мама, я – спортивная семья!»  и др.

        В патриотической работе активно используется метод проектов. Среди воспитательных средств,  проектная деятельность занимает особое место.   Этот метод не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с ним,  многие исследователи относят его к педагогическом  технологиям 21 века. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, настойчивости, толерантности. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде, воспитывает отзывчивость, стремление помочь товарищу. Главным отличием метода проектов является то, что в результате учащиеся не только получают новые знания, приобретают навыки культурного поведения, но и создают учебный продукт, материальный результат индивидуального и совместного труда.

   «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее труда». (Леонид Леонов). Патриотическое чувство не рождается само собой, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Только продуманная и хорошо спланированная работа по патриотическому воспитанию  поможет нам воспитать настоящего гражданина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников.

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников. Доклад сопровождается презентацией...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...