Технология продуктивного чтения
статья

Цель технологии продуктивного чтения - Формирование читательской компетенции младших школьников. Технология направлена на формирование всех УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальных классов 08.02.2016г.                                  

по теме: «Технология продуктивного чтения»

Выполнила: учитель начальных классов Акаемова О.В.

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно- важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.                                                                                                                               Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающаяся с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Цель технологии – формирование читательской компетенции младших школьников.                                                                                                                  Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Познавательные УУД:

1) формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формировать умение представлять информацию в виде схемы;

3) формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формировать умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формировать умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формировать умение слушать и понимать других;

2) формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формировать умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения  обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом на уроках литературного чтения:

1.Подготовка к восприятию произведения.

2.Первичное чтение.

3. Анализ произведения в ходе его перечитывания. Обобщение.

Этап подготовки к восприятию текста предполагает мотивацию к читательской деятельности.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

На этапе анализа произведения в ходе его чтения происходит погружение в текст и аналитические виды читательской деятельности, углубление и уточнение возникших первичных догадок о смысле.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения необходимо проводить словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций

На этапе обобщения следуют выводы о смысле произведения, авторской позиции, выражаются литературные ассоциации, идёт сравнение литературного материала с жизненными реалиями, планируется дальнейшая работа с понравившимся текстом.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. 

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Учащиеся научатся:

- определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного или разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

- анализировать смысл названия произведения;

- находить и различать средства художественной выразительности;

- обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь надо проводить исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится в роли учителя – партнёра, наблюдателя и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный путь личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

ПРИНЯТО:

Руководитель Методического

Объединения                                                                Белокудрина О.Н.

Начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...

Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.

Данное сообщение было представлено на методическом объединении учителей начальных классов....

Презентация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА"

К моему сообщению по теме "Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа" я создала презентацию, которая была показана на районном методическом объединение учите...